КАК ОЦЕНИВАЮТ ГОРОДА
«Индекс качества городской среды» – исследование Минстроя России и госкомпании «Дом.РФ». Оно проводится ежегодно с 2019 года, чтобы выяснить, в каком городе жить хорошо, а в каком не очень, и почему.
В расчете за 2023 год участвовали 1117 городов, которые поделили на 10 категорий – в зависимости от размера (малые, большие, крупнейшие и пр.) и климата (условно комфортный и условно дискомфортный). Ведь нелепо было бы сравнивать Сочи с Магаданом.
Каждый город оценивали по шести критериям (безопасность, комфортность, экологичность, идентичность и разнообразие, современность, эффективность управления) шесть важных сфер: жилье и прилегающие к нему территории; улично-дорожную сеть; озелененные пространства; социально-досуговую и общественно-деловую инфраструктуры, а также общегородское пространство в целом. Итого – 36 оценок по 10-балльной шкале, максимально возможный результат – 360 баллов.
Если город набирает половину и больше от максимального числа баллов, то городская среда считается благоприятной.
– С каждым годом индекс качества городской среды растет, что не может не радовать. По итогам 2023 года доля городов с благоприятной средой выросла в стране с 54% до 68%. Их число достигло 759, – прокомментировал результаты последнего исследования вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, отметив, что еще есть к чему стремиться. По поручению Президента РФ Владимира Путина к 2030 году доля городов с благоприятной средой должна составлять 80%.
НИЖНИЙ ОТНИМАЕТ ЛАВРЫ
Татарстан по итогам 2023-го может похвалиться тем, что все города республики получили достаточно высокий индекс и, соответственно, признаны комфортными для жизни. По итогам 2018 года в республике было 15 городов с неблагоприятной городской средой. В прошлом году их оставалось три (Агрыз, Кукмор и Нурлат).
Однако есть повод и для печали: столица республики впервые слетела с третьей строчки в категории «Крупнейшие города» (население более 1 млн, всего таких городов 16), которую она занимала с 2018 года после Москвы и Санкт-Петербурга. Сейчас Казань заняла лишь четвертое место, набрав 226 баллов. У обогнавшего ее Нижнего Новгорода 237 баллов, у Петербурга – 270, у Москвы – 304.
Пока Казань почивала на лаврах третьей столицы, Нижний Новгород, судя по данным рейтинга, сделал за год мощный рывок вперед почти по всем направлениям. И получил больше баллов, чем Казань, за улицы, дороги, озеленение…
Второй по величине город Татарстана Набережные Челны набрал 209 баллов и расположился на 42-м месте среди крупных городов с условно комфортным климатом.
Нижнекамск получил 215 баллов и занял 43-е место среди больших городов.
У Альметьевска в той же категории 224 балла и 30-е место.
Стоит отметить, что все три города так же, как и Казань, опустились в рейтинге (по итогам 2022-го Челны занимали 41-е место, Нижнекамск – 32-е, Альметьевск – 21-е).
Примечательно также, что позиции всех трех городов в рейтинге снизило недостаточное озеленение, и этот показатель не улучшается из года в год.
ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ КАЗАНИ?
– Я всем этим рейтингам мало доверяю, поэтому сложно сказать, заслуженно ли Нижний Новгород обогнал Казань. Я был недавно в Нижнем, там до сих пор не расселены трущобы. В том числе в центре города. Но по обустройству главной пешеходной улицы Нижний точно перегнал Казань, – прокомментировал «РТ» свежий индекс городов общественный активист, автор популярного телеграм-канала «Кояш про Казань» Дмитрий Сагдеев. – У нас на улице Баумана дизайн не обновлялся с 90-х годов, когда ее заложили плиткой, сейчас это покрытие не выдерживает никакой критики. Также мне показалось, что в Нижнем Новгороде при благоустройстве общественных пространств нет четкого разделения на парки и улицы. В Казани же это бросается в глаза. Как будто город хочет сказать: вот есть парки, там гуляйте, а по улицам не надо. В парках мы видим зелень, архитектурные формы, красивые фонари, скамейки. А на улицах – серый асфальт, серый забор, который ставят где надо и где не надо, серый фонарь на сером столбе.
Говоря о казанских дорогах, Сагдеев раскритиковал новый Вознесенский тракт. По его мнению, магистраль оказалась неудобной. Автомобилистам, чтобы повернуть налево, приходится проезжать несколько километров, так как разворотов слишком мало и они слишком узкие. Неправильно выбрали и места для подземных пешеходных переходов.
– Сейчас делают вторую очередь с теми же самыми ошибками. Не предусмотрели необходимое количество разворотов, соединение двух частей поселка Вознесение, – отметил активист. – Если на этом участке введут плату за километраж, то попасть из одной части поселка в другую можно будет либо за деньги напрямую, либо придется объезжать через все Азино.
В свою очередь завкафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ Александр Дембич выделил недостатки столицы РТ. Это плохое озеленение и неблагоустроенная территория у железнодорожного вокзала «Казань-1».
– Улицы Вишневского, Назарбаева, мост «Миллениум», набережная Казанки, Кировская дамба… Везде очень мало зеленых насаждений. А это общественный центр города, с которым у многих ассоциируется Казань. У нас есть нехорошая тенденция сокращать зеленые зоны ради застройки. Хотя есть огромная территория Восточной дуги, примерно от Салмачей до Дербышек, которая вошла в состав города после утверждения Генплана 2007 года и практически не используется, – отметил Дембич. – Также вопросы вызывает местность, примыкающая к центральному железнодорожному вокзалу Казани. Там вообще ничего нет, кроме стихийного рынка, ларьков. А ведь это первое, что видят люди, которые приезжают к нам на поезде.