Красивый сосновый бор лентой вьётся по холмистой песчаной местности вдоль дороги от Павлодара до Семея. Где-то рядом несёт свои воды могучий Иртыш. Воздух здесь такой, что не надышишься, а вода – не напьёшься.
ПУТЬ
Ещё пару сотен вёрст, и нашему взору предстаёт Усть-Каменогорск – административный центр Восточно-Казахстанской области. Необъяснимое щемящее чувство близости родных мест, долгожданной встречи с дорогими людьми охватывает по мере приближения к городу. И даже накопившаяся усталость (всё-таки позади почти три тысячи километров дороги) куда-то исчезла.
В ВКО, где родился и вырос, я не был без малого четыре года. То неотложные дела, то пандемийные ограничения на границах не давали туда вырваться. И вот, получив заветный июльский отпуск, мы всей семьёй решили выехать в Казахстан.
Лететь на самолёте – дорого и скучно, на поезде – проспишь все красоты. Самое лучшее путешествие – на автомобиле. Первый день нашего пути пролегал по маршруту Казань – Уфа – Челябинск – Курган – граница с Казахстаном – Петропавловск. Этот путь мы, меняясь за рулём с сыном, преодолели практически без остановок, менее чем за сутки.
На таможне поинтересовались, где поменять рубли на тенге и купить казахстанские сим-карты на мобильники, ведь после пересечения границы ты остаёшься без связи и интернета. Таможенники заверили, что сделать это можно сразу за казахстанским пропускным пунктом. Но была глубокая ночь, и ни того, ни другого там не оказалось.
Доехав до Петропавловска, я утвердился в мысли, что самое дорогое для тебя в современном мире – это симка! Ибо без интернета мы, соответственно, лишились всезнающих Google и Сусанина-навигатора. А найти в чужом городе, да ещё и в пять утра пункт обмена валюты (без тенге не купишь симку, не заправишься на АЗС и не снимешь номер в гостинице) очень проблематично. Но мир не без добрых людей, – гостеприимные петропавловцы помогли решить эту проблему.
Шестичасовой отдых в съёмной квартире обошёлся нам в двенадцать тысяч тенге, что в переводе на рубли по официальному курсу составило полторы тысячи. Зато приятно удивили цены на АЗС. Литр бензина в Казахстане стоит 180 тенге (22,5 рубля) – вдвое дешевле, чем в России, при аналогичном его качестве. Дороги, связывающие крупные города, вопреки нашим ожиданиям оказались превосходными. Особенно платные автобаны от Кокшетау до Нур-Султана (бывшая Астана) и далее до Павлодара. 750-километровый отрезок с ограничением скорости в 140 км/ч и относительно слабой интенсивностью движения мы пролетели за семь часов и заплатили за это удовольствие всего 1300 тенге (163 рубля).
Забегая вперёд, скажу, что обратный путь мы, дабы сэкономить на стоимости ГСМ, постарались проделать как можно больше по казахстанской территории, то есть от Кокшетау на Костанай и далее на погранпункт у
Троицка. В итоге сожгли четыре полных автомобильных бака казахстанского бензина и лишь один – дорогого российского.
ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА
Вообще, казахстанские цены на товары первой необходимости по большинству позиций ниже российских, особенно после удорожания рубля. Хлеб, например, в два раза дешевле (за стандартную буханку – 140 тенге, или 17,5 рубля). Зарплаты, правда, существенно уступают нашим. Так, средний заработок в ВКО равен 180 тысячам тенге (22,5 тысячи рублей), а в Татарстане этот показатель составляет 48,5 тысячи рублей. В то же время мясо на усть-каменогорских рынках равноценно по стоимости казанскому. С момента объявленного Россией эмбарго на экспорт сахара, связанного с прошлогодним неурожаем в свеклосеющих регионах РФ, в Казахстане цены на «белое золото» в свободной продаже взлетели до 1000 тенге, или 125 рублей, да и то этот продукт трудно найти в магазинах. А ведь было время, когда соседняя республика полностью обеспечивала себя сахаром.
Первый же вопрос, который задавали друзья после обычного приветствия, был о том, «каково там вам в связи со спецоперацией на Украине?». И недоумевали, почему мы не ощущаем каких-либо трудностей.
– Судите по курсу рубля, – объясняю я. – Россия мощная, богатая страна, она справляется. Как это было во все времена.
Много вопросов прозвучало об экономике Татарстана. Предвидя их, я заранее вооружился цифрами. Итак, Татарстан занимает площадь, в четыре раза меньшую, чем ВКО в прежних административно-территориальных границах (в этом году семипалатинская часть региона выделена в самостоятельную область, получившую название Абайской). Но населения в нашей республике больше в 2,8 раза, а производимый валовой региональный продукт превышает показатель ВКО более чем в десять раз. Кроме того, в Татарстане в среднем за год в пять раз больше вводится жилья, в 2,3 раза больше производится молока, в три раза – мяса, в десять раз – зерна. Не говоря уже о доминирующих показателях промышленного сектора экономики.
Все, с кем довелось беседовать в Восточном Казахстане, целиком поддерживают Россию и её Президента Владимира Путина. Схожая позиция и у населения северных областей РК. А вот в южных регионах, где плотность населения выше, говорят, немало и сочувствующих Незалежной. Есть, конечно, и откровенные националисты, страдающие русофобией, но таких – единицы.
Вообще, казахстанские цены на товары первой необходимости по большинству позиций ниже российских, особенно после удорожания рубля. Хлеб, например, в два раза дешевле (за стандартную буханку – 140 тенге, или 17,5 рубля). Зарплаты, правда, существенно уступают нашим
Если верить социологическому опросу общественного мнения граждан Казахстана, проведённому в апреле этого года специалистами Бюро экспресс-мониторинга DEMOSCOPE на тему «Вторжение российских войск на Украину», среди опрошенных нет доминирующего мнения относительно определения конфликта. Согласно результатам исследования, 36 процентов респондентов были убеждены, что на Украине сейчас идёт «военная операция России против нацистов». 26 процентов посчитали, что там «война России с Украиной для недопущения размещения там войск НАТО». 13 процентов восприняли конфликт как «войну России с Украиной с целью её дальнейшего присоединения». 39 процентов опрошенных на тот момент поддерживали Россию, и почти половина (46 процентов) – придерживались нейтралитета.
Участникам опроса также было предложено выбрать, как реагировать Казахстану в данной ситуации. Поддержать Украину и развивать партнёрские отношения со странами Запада выбрали лишь шесть процентов. Укреплять союз тюркских государств – с этим согласились 14 процентов, наращивать военный потенциал – 12. В то время как поддержать Россию и развивать партнёрские отношения со странами ЕАЭС – 36 процентов. Больше оказалось лишь сторонников нейтралитета (39 процентов). Напомню, что опрос был проведён в апреле. Не думаю, что за это время общественное мнение сильно изменилось. Свежих результатов более-менее серьёзного исследования я не нашёл.
КАЗАХСТАНСКИЕ ТАТАРЫ
Согласно официальной статистике, в Казахстане проживают более 203 тысяч татар, что составляет примерно 1,7 процента населения республики. Это вторая по численности диаспора после Узбекистана. Все они стараются сохранить свою идентичность, родной язык и культуру. Активно функционируют РОО «Казахстанский конгресс татар и башкир», татарские этнокультурные объединения, непрерывно и плодотворно сотрудничающие со Всемирным конгрессом татар.
Во всех семнадцати регионах Казахстана действуют 28 татаро-башкирских этноцентров – одних из самых структурированных этнокультурных общественных объединений страны. Большинство руководителей являются членами Ассамблеи народа Казахстана. Конгресс поддерживает тесные связи с исторической родиной. Так, по его инициативе и при поддержке Президента Татарстана Рустама Минниханова решены вопросы по дальнейшему развитию уникальной Татарской школы искусств в городе Семее, сохранению культурно-исторического наследия Тукая в Уральске. Рассматривается вопрос установки в Казани скульптурной композиции легендарной Сююмбике в исполнении народного художника РК и РТ Камиля Муллашева.
В связи с началом реализации Татарстаном новых инвестпроектов – шинного завода в Карагандинской области, завода бутадиеновых каучуков и завода дорожных битумов в Атырауской области, Казахстанский конгресс внёс предложение об интеграции в эти проекты татар Казахстана. Основная цель – содействие в трудоустройстве в новые, создающиеся под эгидой исторической Родины компании работников из числа татар, имеющих соответствующую квалификацию, опыт работы в нефтегазовой, нефтехимической отраслях и проживающих в данных регионах.
Активное участие приняли казахстанские татары и в мероприятиях, приуроченных к 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией. Делегатами Всероссийского форума религиозных деятелей «Национальная жизнь и религия», прошедшего в рамках данного события, от Всемирного конгресса татар стали руководитель Совета татарских и башкирских женщин «Ак калфак» при РОО «Казахстанский конгресс татар и башкир» Яннат Низамутдинова, главный имам Красной мечети города Уральска Кажмукан Гильманов и имам мечети Калкаман Азат Фазельжанов.
Как сообщила Яннат Низамутдинова, только в прошлом году в Казахстане по линии «Ак калфак» было проведено более ста мероприятий с участием около двух тысяч человек.
Во всех семнадцати регионах Казахстана действуют 28 татаро-башкирских этноцентров – одних из самых структурированных этнокультурных общественных объединений страны. Большинство руководителей являются членами Ассамблеи народа Казахстана. Конгресс поддерживает тесные связи с исторической родиной
К слову, создателем и руководителем одного из татарских этнокультурных объединений в Казахстане был в своё время и ваш покорный слуга. Мы также проводили массу мероприятий, самыми яркими из которых, конечно же, были сабантуи. На этот раз при встрече с бывшими коллегами в Доме дружбы ВКО мы вспоминали, как к нам на праздник в Катон-Карагайский район приезжали легенда татарской эстрады, заслуженная артистка Республики Татарстан, ныне покойная Хабдуна Тимергалиева и лауреат многих конкурсов и фестивалей Ильгам Шариф. А на сабантуй в Башкуль Бескарагайского района – известные артисты из столицы Татарстана Фердинанд Фатхи и Рафинад Салыков. Это были незабываемые встречи. Приезжал на такие праздники и президент Ассоциации татарских и татаро-башкирских этнокультурных объединений Республики Казахстан Габдулхай Ишмуратов. Обращаясь к местным татарам, он отмечал, что Сабантуй давно пересёк этнические и государственные границы и сегодня празднуется во всём мире. Он поистине стал общенациональным праздником труда и дружбы народов. Такие мероприятия, сплачивающие людей различных национальностей и вероисповеданий, сближающие и взаимно обогащающие их культуру, сегодня очень важны.
Довелось во время поездки встретиться и со старожилом татарского села Коктерек Даулетшой Шариповым. Он рассказал, как здесь отмечались народные праздники: «Особенно мне запомнился татарский праздник Каз умасэ (Гусиное перо), проводимый по первому снегу. Родственники, соседи и друзья ходили из дома в дом, помогая хозяевам ощипывать гусей и вовремя делать запасы высокопочитаемого деликатеса. На свадьбах непременным подарком служила парочка гусей. Татары традиционно держали много этой птицы, так что праздник Гусиное перо проходил шумно и весело».
Отрадно, что старшее поколение казахстанских татар бережно хранит национальные традиции и передаёт их молодым.