18 мая 2022

Каршеринг – для внимательных и наблюдательных

Опубликовано: 26.01.2022 14:37

 

 

В крупных городах страны набирает популярность каршеринг – весьма удобный вид аренды автомобиля, имеющий определённые преимущества перед другими способами аренды, владением личным авто, услугами такси.

 

Казань не исключение – каршеринговые автомобили курсируют по мегаполису уже третий год. Если сравнивать с такси, то использование каршерингового авто обходится дешевле, так как вы ведёте машину сами и не приходится платить за услуги водителя. В сравнении с личной машиной тоже есть преимущества: даже у «безлошадного» студента имеется возможность поездить на автомобилях различного класса, при этом не приходится тратиться на покупку, содержание, техобслуживание, уплату транспортного налога, страховки. Избавлен водитель и от проблем с парковкой: специальное приложение в мобильном телефоне пользователя позволяет быстро найти машину, находящуюся поблизости, и оставить её по окончании поездки на любой разрешённой парковке. Единственное условие беспроблемного пользования каршерингом – это соблюдение правил дорожного движения и требований, установленных компанией.

Тем не менее свести к нулю вероятность возникновения неприятных ситуаций с каршеринговой машиной невозможно. Чего стоит опасаться потребителям таких услуг? Об этом – в интервью с начальником отдела развития и координации внутреннего рынка Казанского территориального органа Госалкогольинспекции Марселем Шагидуллиным.

 

– Марсель Тальгатович, для начала расскажите, пожалуйста, каковы правила оформления договора аренды транспортного средства без экипажа? На какие пунк­ты следует обратить внимание потребителю?

– В статье 643 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что договор аренды транспортного средства без экипажа должен быть заключён в письменной форме независимо от его срока. При этом не уточняется, какая именно разновидность письменной формы подлежит применению. В соответствии с пунк­том 2 статьи 434 Гражданского кодекса России договор в письменной форме может быть заключён путём составления одного документа, подписанного сторонами, а также методом обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Поэтому договор заключается не в письменной форме, а в мобильном приложении.

Здесь необходимо отметить очень интересный момент – абсолютно все каршеринговые компании в своих документах упоминают, что прокатом они не занимаются. Прямо в первых строках заявляют: «Настоящий договор не является договором проката. Настоящий договор не является ­публичной офертой…»

 


Каршеринг – вид пользования автомобилем, когда одна из сторон не является его собственником. Слово «каршеринг» дословно переводится как «совместное пользование автомобилем»


 

– Следовательно, им нет необходимости соблюдать закон о защите прав потребителей?

– Однозначного ответа я не могу дать ввиду небольшой судебной практики и отсутствия регламентирующих документов о каршеринговых автомобилях. В этой ситуации нет чёткой юридической конструкции, но общие рекомендации всё же можно дать. Приложение должно как минимум отражать марку и модель автомобиля, его госномер и условия аренды. Перед началом поездки обязательно следует ознакомиться с информацией о различных тарифах, наличии зон завершения поездки, остатке топлива в баке (данная функция есть у всех крупных каршеринговых компаний). Для всех видов оплат в интернете я рекомендую завести отдельную карту (или счёт), на которую стоит «закидывать» лишь не очень большую сумму денежных средств. Оплата каршеринга не исключение, ведь, нажимая кнопку «начать поездку», вы даёте разрешение безакцептно (без вашей воли и без разрешения) списывать деньги с привязанной к аккаунту приложения карты.

 

– Как быть в случае, если человек воспользовался каршеринговым автомобилем, а потом его обвинили в том, что он «поцарапал» или иным образом повредил машину? Как в случае, если вмятины уже были, но потребитель невнимательно осмотрел авто, так и в случае, если водитель действительно сам повредил автомобиль?

– Действительно, такие ситуации, к сожалению, не редкость. Это можно объяснить и тем, что рынок каршеринговых услуг динамично развивается и появляется всё больше желающих пользоваться данной услугой. Необходимо усвоить, что каршеринг – это аренда с помощью мобильного приложения или сайта, при которой не предполагается подписание акта приёма-передачи автомобиля на бумажном носителе. Арендатор сам осматривает автомобиль перед использованием и фактическое согласие на предоставление услуги подтверждает нажатием кнопки в мобильном приложении. Далее все рис­ки ложатся на арендатора. Поэтому очень важно всё же внимательно фиксировать все повреждения. Это могут быть вмятины, либо проколотые колёса, либо треснувший бампер. Также может быть что-то сломано в салоне. Вся проблема в том, что арендодатель (каршеринговая служба) не будет, да в принципе и не обязан, искать того, кто это сделал, – он просто выпишет штраф пользователю, который арендовал авто последним перед обнаружением подобных недостатков.

Поэтому совет: внимательно осматривать авто, делать фото до начала поездки (а ещё лучше и после, чтобы вам не предъявили претензию за повреждения, возникшие во время стоянки авто между арендами), а также сообщать об этом службе каршеринга.

 

 

Марсель ШАГИДУЛЛИН,
начальник отдела развития и координации внутреннего рынка Казанского территориального органа Госалкогольинспекции:

Перед началом поездки обязательно следует ознакомиться с информацией о различных тарифах, наличии зон завершения поездки, остатке топлива в баке (данная функция есть у всех крупных каршеринговых компаний). Для всех видов оплат в интернете я рекомендую завести отдельную карту (или счёт), на которую стоит «закидывать» лишь не очень большую сумму денежных средств.

Кратко обобщу: если вмятины уже были и человек невнимательно осмотрел авто, когда брал в аренду, то, вероятнее всего, возникнет ситуация, что служба каршеринга потребует возместить повреждения. И доказать свою правоту даже в судебном порядке потребителю будет очень тяжело.

В случае, если гражданин сам помял автомобиль, надо действовать следующим образом. Здесь так же, как и в первом случае, после фактического осмотра и нажатия кнопки в мобильном приложении на потребителя ложатся все риски повреждения автомобиля. Но бывает, что пользователь не просто помял авто, а ещё хуже – попал в ДТП. В этом случае нужно остановиться, включить «аварийку», выставить знак экстренной остановки и позвонить в ГИБДД. О случившемся нужно оповестить и  каршеринговую службу. В некоторых договорах прописано, что это следует делать немедленно, при первой же возможности. У оператора необходимо уточнить список необходимых документов и сроки их представления компании.

Если виновником ДТП является сам арендатор, то, кроме штрафа от ГИБДД за нарушение правил дорожного движения, ему нужно быть готовым заплатить определённую сумму оператору каршеринга. Компании потребуют выплатить обязательный штраф – его сумма индивидуальна у каждой фирмы и зависит от тарифа. В некоторых случаях операторы требуют компенсировать не только затраты на восстановление машины, но и упущенную выгоду, ведь фактически автомобиль стоял на ремонте и не приносил дохода. Пункт об этом может быть включён в договор, но у клиента, к счастью, есть шанс его оспорить.

 

– Если человек не заметил в салоне чужие вещи – могут ли его обвинить в воровстве?

– В жизни каждого человека были находки брошенных, потерянных и оставленных без присмотра вещей. В данном случае достаточно сложно разграничить понятия «находка» и «хищение» чужого имущества. Если пассажир или водитель забывает в машине каршеринга свою вещь, а последующий арендатор либо пассажир забирает её с намерением обратить в свою пользу, он совершает кражу.

Если вещь найдена в помещении или в транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае человек, которому сдали находку, приобретает права и несёт обязанности лица, нашедшего вещь. Если вдруг обнаружите какие-то предметы в арендованном авто, сделайте фото- и видео- фиксацию, сообщите обязательно об этом оператору каршеринговой компании. Естественно, настоятельно не рекомендую рыться в чужих пакетах, сумках или вещах. Поэтому, чтобы законопослушного гражданина не обвинили в краже, он опять-таки должен уделить осмотру автомобиля хотя бы пять минут – впоследствии это может сберечь ему нервы и время.

image_printРаспечатать

Фото: binkl.me
Автор статьи: ЯКУШЕВА Фарида
Выпуск: №11 (29167)


Добавить комментарий

18.05.2022

Как повяжешь галстук, береги его…

16 мая Председатель Государственного Совета Фарид Мухаметшин встретился с ветеранами комсомольских организаций и красногалстучных пионерских движений Татарстана. В

770
18.05.2022

Участникам спецоперации вручены награды

В Управлении Росгвардии по РТ состоялось награждение государственными и ведомственными наградами военнослужащих, принимавших участие в специальной военной операции на Украине.

1000
18.05.2022

Виражи его судьбы

Заметным событием общественной жизни Татарстана стал выход в свет в эти дни книги «Фарид Мухаметшин. Виражи судьбы»

Это документальная повесть, биографическое повествование о жизни и деятельности человека удивительной судьбы – руководителя татарстанского парламента Фарида Мухаметшина, который отмечает 22 мая свой 75-летний юбилей.

1270
18.05.2022

«Координаты Победы» доступны каждому

Росреестр Татарстана приглашает посетить онлайн-фотовыставку «Координаты Победы», приуроченную к 77-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

1300
18.05.2022

Детёныши лосей вышли в свет

В татарстанских лесах появились первые в этом сезоне лосята – малыши замечены в Алексеевском районе.

1230

Мнение

Айрат ХАЙРУЛЛИН, министр цифрового развития госуправления, информационных технологий и связи РТ:


Интернет в нашей республике стал таким же привычным явлением, как газ, вода и электричество. В прошлом году запущена программа по проведению скоростного интернета на селе. К 346 населённым пунктам, где проживают по 200–300 человек, подвели оптику. Общий охват составил 40–50 тысяч пользователей. В этом году планируется подключить ещё сто тысяч домохозяйств.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров