Для нашего общества по-прежнему актуальной остаётся мошенническая схема, когда злоумышленники представляются сотрудниками банковских структур, в частности Центробанка РФ. Мошенники звонят и говорят человеку, что с его счетами происходят сомнительные операции. Схема классическая, но обманщики придумали новую легенду, заставляющую граждан поверить им.
Об этом и других популярных сегодня методах «социальных инженеров», а также о том, как обезопасить себя от них, – в интервью с управляющим отделением – Национальным банком по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ Маратом Шарифуллиным.
– Марат Дамирович, кто такие «социальные инженеры» и почему люди продолжают верить классическим схемам обмана?
– В широком смысле это специалисты, которые умеют манипулировать другими людьми. Но обычно мы слышим о тех «социальных инженерах», которые с помощью психологических приёмов выманивают деньги или конфиденциальные данные для доступа к чужому банковскому счёту.
Мошенники часто представляются сотрудниками официальных организаций – органов власти, правоохранительных структур, банков. В том числе Центробанка. Кроме того, теперь, чтобы люди поверили, мошенники даже высылают им фотографии поддельных удостоверений с логотипом и печатью. Там могут быть указаны реальные фамилии работников Банка России. Получить эти сведения несложно – они есть на сайте регулятора.
Напомню: Банк России не работает с гражданами как с клиентами и не ведёт их счета. Сотрудники Центробанка не звонят людям и не направляют им копии своих документов. Если вам поступил похожий звонок, немедленно прервите разговор. Усомнились в сохранности своих денег на банковском счёте? Позвоните в свой банк самостоятельно по телефону, указанному на оборотной стороне банковской карты.
– Что делает Банк России, чтобы оградить людей от действий злоумышленников?
– Он ведёт работу по выявлению мошеннических схем, информирует о них правоохранительные органы, которые расследуют хищения денежных средств. На сайте Центробанка есть специальный раздел, где перечислены актуальные мошеннические схемы.
Также Банк России занимается повышением финансовой грамотности. Например, в Казанском метрополитене второй год курсирует «Поезд финансовой грамотности». Его пассажиры могут не только узнать, как защитить себя от мошенников, но и повысить уровень своих финансовых знаний по множеству других тем. Это помогают сделать и другие активности, которые организует Банк России. В 2022 году более шестидесяти шести тысяч подростков приняли участие во Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности и предпринимательству для учеников 1–9-х классов. Сто процентов школ и учреждений среднего профессионального образования Татарстана вовлечены в весеннюю сессию онлайн-уроков финансовой грамотности. Уроки осенней сессии продолжаются и сейчас, а подключиться к ним может любой желающий. Онлайн-уроки по финансовой грамотности есть и для людей старшего поколения.
Кроме того, с 1 по 15 декабря по всей России проходит онлайн-зачёт по финансовой грамотности. Любой желающий может проверить свои знания о финансах и получить персональные рекомендации по сложным темам.
– Ежегодно тысячи людей попадаются на уловки злоумышленников. Назовите самые распространённые легенды, которыми сегодня пользуются мошенники.
– В начале беседы мы раскрыли легенду «Лжесотрудник Банка России». Но есть ещё один сценарий с использованием имени Банка России – «Специальный счёт Центробанка». Злоумышленники звонят человеку с сообщением, что неизвестные пытаются похитить деньги с его счёта и средства для их сохранности нужно перевести на специальный (безопасный) счёт в Центробанке. На самом деле счёт, реквизиты которого называют злоумышленники, принадлежит им. Мошенники используют в схеме упоминание регулятора, чтобы усыпить бдительность человека. Иногда, чтобы войти в доверие, звонящие могут напоминать о правилах безопасности – например, рекомендовать никогда не раскрывать финансовые данные.
Ещё одна популярная схема – предупреждение о блокировке телефонного номера. Злоумышленники звонят под видом сотрудников мобильных операторов и сообщают, что номер абонента скоро перестанет действовать. Чтобы избежать отключения номера, предлагают набрать на мобильном телефоне определённую комбинацию цифр. Однако в результате абонент подключает переадресацию звонков и текстовых сообщений, в том числе с СМС-кодами от банка, на номера мошенников. Это позволяет им получить доступ к дистанционному управлению банковским счётом и похитить деньги.
Также мошенники предлагают гражданам проверить данные счёта на предмет утечки. Для этого они присылают по электронной почте или иным способом ссылку на сайт, якобы проверяющий утечку банковских сведений. Как только человек введёт на этом сайте свои банковские данные, они оказываются у мошенников. Помните: сайтов, на которых можно проверить факт утечки банковских сведений, не существует!
Убеждение оформить кредит – тоже уже классическая легенда мошенников. Человеку звонит якобы сотрудник бюро кредитных историй и утверждает, что на него или его близких родственников мошенники пытаются оформить кредит. Через короткое время ему снова звонят и уже могут представиться сотрудниками службы безопасности банка, правоохранительных органов или Банка России. Звонящий говорит, что на имя гражданина или его близких неизвестные лица действительно оформляют кредит. И чтобы предотвратить его незаконное оформление, необходимо как можно скорее оформить «встречный» кредит самостоятельно онлайн или в офисе банка. Сумма кредита должна совпадать с той суммой, которую оформляют неизвестные лица по его паспортным данным.
Мошенники ведут базы данных людей, которые уже однажды поддались на их обман. Им по электронной почте, через СМС или мессенджеры мошенники присылают ссылки на специальные сайты, созданные под предлогом возврата украденных у граждан денег. Иногда мошенники звонят с предложением оформить компенсацию за похищенные деньги. Доверчивых граждан злоумышленники просят заполнить форму с личными и финансовыми данными, якобы чтобы проверить полагающуюся сумму возврата. А затем, получив эти данные, похищают у человека деньги.
– Можете дать универсальные советы, как противостоять мошенникам?
– Безусловно. Не сообщайте посторонним паспортные данные и финансовые сведения: данные карты и её владельца, трёхзначный код с обратной стороны карты или СМС-код. Сотрудники банков и государственных структур никогда не запрашивают такую информацию. Не следуйте указаниям звонящего, если для защиты денег на счёте он просит перевести их на некий «защищённый» или «специальный» счёт либо предлагает оформить «встречный» кредит.
Никогда не вводите личные и финансовые данные на сомнительных сайтах и не переходите по ссылкам из подозрительных писем, которые предлагают, например, пройти опрос, получить какую-либо выплату и тому подобное. Официальные сайты финансовых организаций в поисковых системах («Яндекс», Mail.ru) помечены цветным кружком с галочкой.
Ну а самое главное правило – никаких переговоров с мошенниками! Если незнакомец заводит речь о деньгах, сразу кладите трубку.