Как учёные мужи духовного пастыря отстояли

Сегодня на месте Воскресенского собора ничего не напоминает о страстях, кипевших здесь почти 120 лет назад

Эта история связана с утраченным Воскресенским собором, незаслуженной опалой священника Порфирия Руфимского, вступившимися за него представителями Императорского Казанского университета, а также с пропажей Казанской иконы Божией Матери…

Автор статьи: СЫЧЕНКОВА Лидия, доктор исторических наук

Фото: foto-progulki.ru

 

Воскресенский собор в Казани.

 

Эта история связана с утраченным Воскресенским собором, незаслуженной опалой священника Порфирия Руфимского, вступившимися за него представителями Императорского Казанского университета, а также с пропажей Казанской иконы Божией Матери, случившейся двумя годами ранее.

 

Сегодня на месте Воскресенского собора стоит здание Химического института Казанского федерального университета, и ничего не напоминает о страстях, кипевших здесь почти 120 лет назад.

Собор был построен в 1890 году по проекту архитектора барона фон Розена и стал архитектурной доминантой Воскресенской улицы (ныне Кремлёвская), которую называли казанским Невским проспектом. С момента открытия Воскресенского собора в него потянулись служилые люди разных рангов, торговцы, промышленники. Храм стал любимым местом встреч и представителей университетской корпорации – профессоров и приват-доцентов.

Что же притягивало сюда прихожан, кроме красоты архитектуры и удобного расположения собора?

Притягивали прежде всего проповеди его настоятеля – кандидата богословия, отца Порфирия Руфимского. Открытие собора совпало с периодом подъёма религиозности в российском обществе. В слове пастыря нуждались и представители науки. В целом православие было одной из важных частей университетской культуры, о которой пока недостаточно написано. Высоко ценили проповеди отца Порфирия, как ни странно, профессора медицины. Они не только час­то посещали храм, но и вносили щедрые пожертвования. Среди них стоит назвать заведующего кафедрой гигиены Михаила Капустина, профессора госпитальной хирургической клиники Ивана Прак­сина, профессора хирургии Василия Разумовского, профессора кафедры теоретической хирургии Николая Высоцкого. Посещение Воскресенского собора было важной частью жизни профессоров православного вероисповедания, которым уже было недос­таточно домовой Крестовоз­движенской церкви (сейчас в этом помещении находится музей истории КФУ), где проводились ритуальные университетские церемонии.

Как известно, яркие личности притягивают друг друга. Поэтому неслучайно среди почитателей отца Порфирия был Николай Фёдорович Высоцкий (1843–1922) – выдающийся просветитель, человек, наделённый множеством талантов. Он вошёл в историю Казани не только как профессор медицины, организатор борьбы с эпидемиями, создатель бактериологического института при Казанском университете, но и как общественный деятель, коллекционер, создатель первого археологического музея в Казани. Вот как Н.Ф.Высоцкий отзывался о Порфирии Руфимском: «…Он служил в одном из первоклассных приходов университетского города и снискал искреннюю любовь своей паствы, он был известен как первоклассный оратор».

Приход Воскресенского собора был довольно богатым, и всё шло благополучно. И вдруг весной 1906 года разразился скандал. Отца Порфирия без суда и следствия, без его просьбы выслали из Казани в дальний приход – захудалый уездный город Лаишево. Прихожане были в недоумении, но церковное начальство не хотело выносить сор из избы и никак не комментировало своё решение.

Однако казанцы не желали смириться, и в защиту батюшки выступила городская общественность. Через несколько дней после случившегося казанское духовенство подало архипастырю покорнейшее прошение, подписанное 80 лицами. Они просили раскрытия проступков Руфимского и разъяснения причин такого тяжкого наказания. Владыка указал на несколько провинностей отца Порфирия, но они были до такой степени ничтожными, что едва ли заслуживали простого порицания. Тогда владыка пообещал отменить своё решение о высылке Руфимского.

Пока архиерей собирался исполнить своё обещание, в газете «Казанский телеграф» от 6 мая 1906 года появился протест, подписанный более чем 50 горожанами, среди которых были адвокаты, присяжные поверенные и их помощники, профессора и приват-доценты университета, купцы, врачи. В коллективном обращении была сформулирована просьба – оставить отца Порфирия на прежнем месте.

 


С началом Первой мировой войны Руфимский отправился полковым священником на фронт. Он много видел и пережил вместе с простыми солдатами: спал в окопах, был под обстрелом артиллерии. Но долг духовного пастыря звал его снова и снова на передовую


 

Публичное осуждение действий казанского архиепископа было для него, конечно же, большим оскорблением, которое усугублялось ещё и тем, что под протестом подписались не одни православные граждане, к ним присоединились католики, лютеране и даже иудеи. Вскоре после этого владыка сменил гнев на милость, согласившись удовлетворить просьбу о возвращении Порфирия Руфимского в Казань.

Представителям общественности удалось вскрыть неприятную подоплёку вышеупомянутых событий. В одной из казанских газет появилась статья Н.Ф.Высоцкого под названием «Суд Архиерейский». «История отца Руфимского – одна из тысяч ей подобных – вышла из епархиальных тайников, вышла на свет Божий только благодаря лишь совершенно исключительным условиям, – пишет автор. – Поднялся уголок той непроницаемой обыкновенно завесы, которая скрывает от мирских взоров отношения наших владык к подчинённому им духовенству».

История высылки Порфирия Руфимского оказалась связана с событием, случившимся летом 1904 года, – похищением Казанской иконы Божией Матери из Богородицкого монастыря. Несмот­ря на то что виновные были вскоре наказаны, икону найти не удалось. Особенно болезненно это воспринимал глава Казанской и Свияжской епархии архиепископ Дмитрий, в миру Димитрий Иванович Самбикин (1839–1908), поскольку именно его общественность обвинила в попустительстве, в результате которого была утрачена особо почитаемая духовная святыня. В газетах стали появляться статьи с критикой в адрес архиепископа. Владыка Дмитрий посчитал, что автором этих статей был отец Порфирий. И тогда последовало наказание… Являлся ли Руфимский на самом деле их автором – неизвестно.

Но на этом история отца Порфирия не заканчивается. Дальнейшая жизнь священника позволяет понять, почему за него так боролись прихожане и вся казанская общественность, какую духовную опору они находили в его пас­тырском слове в смутные, революционные времена начала XX века. Руфимский был не только настоящим пастырем, но и патриотом своего Отечества.

Сразу после начала Первой мировой войны Порфирий Митрофанович отправился полковым священником на Юго-Западный фронт в Карпаты, служил в 3-м гвардейском стрелковом полку. Он много видел и пережил вместе с простыми солдатами: спал в окопах, вырытых в снегу, был под обстрелом артиллерии. Но долг духовного пастыря звал его снова и снова на передовую.

 

Священник Порфирий Руфимский.

 

Руфимский был прекрасным публицистом, и все тяготы воинской службы были описаны им в письмах на Родину, которые позже были опубликованы под общим названием «На ратных полях». В них отец Порфирий подробно рассказывал о подвигах духовных пастырей и простых солдат в годы Первой мировой войны. Например, он писал, что однажды, на первой седмице Великого поста 1916 года, должен был исповедать и причастить за три службы более четырёх тысяч человек.

Во время другой службы начался обстрел: «Одним снарядом ударило в хату, соседнюю с храмом, а другой снаряд разорвался на той тропе, которая вела в храм. В хате наповал убило бомбардира, а на тропе до смерти изуродовало до десятка лошадей. Среди этих трупов конских, по лужам тёплой крови, я и проследовал в храм…»

Порфирий Митрофанович понимал, что оказать «влияние на воинов было возможно, если солдат видел искренность пастыря и его готовность идти на смерть вместе со всеми». И отец Порфирий показывал именно такой пример. В действующей армии он находился с ноября 1914 года по июль 1917-го. За усердную службу получил сан протоиерея.

…После революции 1917 года с приходом в город красных отец Порфирий остался служить в Казани. Последней церковью, где служил Порфирий Митрофанович, была Геор­гиевская. В начале августа 1923 года он скончался от порока сердца в возрасте 57 лет.

К слову, на кладбище, которое находилось на территории Воскресенского собора, были похоронены многие знаменитые казанцы. Среди них известная благотворительница Анна Родионова, много сделавшая для развития женского образования в Казани. Но само величественное здание, увы, недолго украшало город – в 1930 году в ходе борьбы с религией собор наполовину разобрали. В 1953 году на его месте по проекту архитектора А.Бикчентаева был построен корпус химического факультета КГУ.

История отца Порфирия Руфимского поучительна во многих смыслах. Она убедительно свидетельствует о значимости православия для преподавателей Казанского университета конца XIX – начала XX века, продемонстрировавших сплочённость профессиональной корпорации. Давно минувшие события позволяют не только вспомнить о яркой личности настоятеля утраченного Воскресенского собора, но и задуматься о роли религиозных деятелей в современной культуре, независимо от их конфессиональной принадлежности. На память приходит фигура покинувшего мир два года назад митрополита Казанского и Татар­станского Феофана, так много сделавшего не только для православия, укрепления религиозных связей на международном уровне, но также для культуры Казани и региона в целом. Как и Порфирий Руфимский, он был настоящим пастырем, всегда доходчиво разъясняющим позицию церкви по самым сложным и чувствительным для каждого вопросам. И сегодня, в очень непрос­тое время тектонического столкновения цивилизаций, проведения специальной военной операции на Украине, мы как никогда нуждаемся в настоящих пастырях, ­подлинных патриотах Отечества.

К сожалению, религиозным деятелям, оставившим значительный след в истории России, редко ставят памятники, ещё реже их именами называют улицы и площади…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще