На что следует обратить внимание родителям и что предпринять – советует специалист
Первое сентября – это, конечно же, праздник. Особенно для тех, кто идёт первый раз в первый класс. Но даже и они очень скоро поймут, что учёба – это трудовые будни, и труд этот не из лёгких.
Что уж говорить о старшеклассниках… Учебные нагрузки с каждым годом растут, программы усложняются, и дети реагируют на это – жалуются, что устали, «ничего не понятно», в школу идти не хочется. И устроить им скандал или читать нотации в стиле «а вот я в твои годы» – способ не из лучших.
Что же делать в таких случаях родителям? Как помочь своему ребёнку после долгих летних каникул войти в рабочий ритм? Как понять, что ребёнок не просто ленится и «валяет дурака», а нуждается в помощи? На эти и другие вопросы, связанные с учебным процессом, даёт ответы кандидат медицинских наук, детский и подростковый психолог, генеральный директор московского психологического центра «Квартет» Антон Сорин.
– Антон Валентинович, скажите, это вообще нормально, что ребёнок устаёт, едва вернувшись после летних каникул?
– Начало учебного года никому не даётся легко. Ведь и взрослые, выходя из отпуска на работу, тоже нередко поддаются хандре. Поэтому то, что дети не особенно радуются факту, что лето закончилось и пора снова садиться за парту, – вполне нормально. Ведь им предстоит учиться несправедливо долго: целых девять учебных месяцев, и дети имеют право по этому поводу переживать. Однако если в течение первого учебного месяца мы наблюдаем нарастание тоски и грусти, на это нужно обратить внимание.
– О чём это может говорить?
– О том, что, возможно, у ребёнка в школе не всё благополучно. Существуют три причины, по которым могут возникнуть школьные проблемы. Первое – трудности с учёбой. Тут хоть сентябрь, хоть ноябрь, хоть январь – ребёнок всё равно не будет рваться в школу, потому что у него не получается учиться. Много ли на свете есть людей, которые испытывают удовольствие от того, что у них что-то не получается? Естественно, ребёнок будет психовать и волноваться, поскольку на это уходит много сил, времени и других ресурсов. И здесь родителям стоит серьёзно задуматься над тем, как ему в этом помочь, а не размышлять над вопросом, хорошо ли он отдохнул на каникулах. Второе – проблемы со школьным коллективом. Ни один ребёнок не будет спешить в школу, если у него не складываются отношения с одноклассниками и учителями. То, что от одноклассников можно устать, – это понятно, но если у ребёнка по каким-то причинам не выстроены отношения с одноклассниками и учителями – это ещё один тревожный звонок. Я не говорю о том, что нужно быть всеобщим любимчиком, но в школе должны быть один-два товарища, с которыми ребёнок постоянно коммуницирует. И третье – гипертрофированная вовлечённость в учебный процесс родителей. Всё-таки школа, какой бы она ни была, в какой-то степени должна быть ответственностью самого ученика. Нет лучшего способа вызвать у ребёнка чувство усталости и безысходности, чем «газовать» за учёбу так, что для его инициативы там вообще места не остаётся. Я понимаю, что родители в этом отношении исходят из лучших побуждений, но это как раз те самые благие намерения, которыми выстлана дорога в известном направлении.
| Антон СОРИН, кандидат медицинских наук, детский и подростковый психолог, генеральный директор московского психологического центра «Квартет»: |
У родителей должен быть острый «нюх». Если ребёнок начинает выдавать такие реакции, как острое нежелание учиться, или у него появляются трудности с тем, чтобы собраться и идти в школу, или непонятно откуда обнаруживаются лор-заболевания – все эти проявления служат маячком того, что ребёнок истощается и устаёт. |
– Как понять, что у ребёнка возникли трудности, и главное – как помочь?
– Дальше начинается прикладная конкретика. Можно прямо сейчас начать разговаривать со своим ребёнком. Например, его можно спросить: соскучился ли он по одноклассникам? Есть дети, которые сидят в классном чате, а есть те, кто не сидит. И не потому что чата нет, а потому что они не в восторге от встречи со своими одноклассниками. А дальше можно спросить, что в школе получается, а что – не очень. Говоришь ребёнку слово «математика» – и у него лицо меняется сразу. И вы начинаете думать, как помочь подтянуть предмет. Здесь может потребоваться помощь репетитора или психолога, при встрече с которым, кстати, решаются многие школьные проблемы. Переживания по поводу того, что ребёнок не читает, в 80 процентах случаев имеют простой ответ: он просто не умеет. Для него это тяжёлый труд, который не даёт результатов. Ну и последнее – очень жёсткие рамки, которые задают взрослые. Если ребёнок не вкалывает, как маленький ослик, родители впадают в состояние дисфории и начинают пугать историей про профессию дворника. Тут родителям в первую очередь предстоит поразмыслить: что происходит с ребёнком и что они делают не так?
– Но пустить учёбу на самотёк тоже страшно…
– А вот здесь нужно искать золотую середину между тем, чтобы пустить на самотёк, и тем, чтобы подойти к делу разумно и дифференцированно. В школе почти все предметы носят ознакомительный характер, где одно знание очень мало связано с другим. Например, можно знать историю Древнего мира, но не знать историю России. Или выучить всё про червей, а во время изучения насекомых – заболеть и пропустить. И страшного тут ничего нет, поскольку эти знания легко наверстать. А есть предметы инструментального цикла – это математика и языки. Здесь один маленький провал вызывает распад всей системы знаний. И тут уже родители могут отрегулировать сами, что можно пустить на самотёк, а что – нет. При этом было бы хорошо объяснить всё это и ребёнку. И тогда он будет понимать, где и как можно славировать, если сил на домашнюю работу уже нет.
– Как понять, что ребёнок устал?
– У родителей должен быть на это острый «нюх». Если ребёнок начинает выдавать такие реакции, как острое нежелание учиться, или у него появляются трудности с тем, чтобы собраться и идти в школу, или непонятно откуда обнаруживаются лор-заболевания – все эти проявления служат маячком того, что ребёнок истощается и устаёт. А когда он устаёт, ему нужно устроить передышку. Условно говоря, дать ему возможность вдохнуть и выдохнуть. Можно договориться, что на этой неделе будет один день, когда можно не ходить в школу и провести время так, как хочется. Или сэкономить силы на приготовление уроков. В этом случае ребёнок денёк перекрутится – и вернётся в строй, а иначе накопленная усталость может вылиться во что-то более серьёзное, и тогда под откос пойдёт не одна неделя учёбы. Поэтому главный совет родителям: проявляйте больше чуткости к своим детям.
– Антон Валентинович, поделитесь, пожалуйста, рекомендациями: как не допустить переутомления?
– Первое: абсолютно точно важен режим. Второе: у ребёнка должно быть время, в течение которого он делает только то, что считает нужным, – условно говоря, «потупить». Сколько времени нужно дать, зависит уже от самого ребёнка, от ситуации и кучи других обстоятельств, но точно не меньше 40 минут. Третье: у детей должны быть свои увлечения и занятия, не связанные со школой. Это может быть спорт, творчество – что угодно, лишь бы была какая-то альтернатива школе.
– Современные дети перестали гулять. Нужно ли их заставлять это делать?
– Гулять заставлять нужно срочно, немедленно и беспощадно! А теперь спросите меня: как?
– И как же?
– Нужно его брать – и идти гулять. Всем вместе! Если у ребёнка устойчивый положительный контакт с родителями – то, скорее всего, он выберет прогулку, чем что-то иное. Я готов поручиться с абсолютной точностью, что любой ребёнок получает огромное удовольствие и очень благодарно реагирует на то, что родители могут провести с ним время и поговорить. Только разговаривать нужно не о том, как дела в школе и какие уроки успел сделать, а на интересующие его темы. Если у ребёнка есть ощущение, что он может находиться в пространстве, где он говорит о себе и его слушают и воспринимают положительно, – это большое дело! Ни на что дети не реагируют так позитивно и бодро, как на интерес родителей к себе. Поэтому очень важно начинать с детьми взаимодействовать и искать для этого пути. Поиск должен отталкиваться от интересов ребёнка. Например, если он увлечён компьютерными играми – беседуйте с ним на эту тему. Однако зачастую родительская позиция на этот счёт носит оценочный характер: всем же известно, что компьютерные игры – это ерунда…
– Гаджеты – отдельная головная боль родителей. Как найти золотую середину, чтобы, с одной стороны, не лишать ребёнка удовольствия, а с другой – не причинить вред?
– Те родители, кто на гаджеты «крошит батон», конечно же, забыли, как они ночью с фонариком читали приключенческие романы и детективы. Гаджеты – это не хорошо и не плохо, это новая форма социального функционирования. Как в какой-то момент книгопечатание и ежедневная газета перевернули реальность, так и гаджеты. И к этому нельзя относиться иначе, кроме как к свершившемуся факту. Нет ничего, что могло бы повредить развитию психики ребёнка, если у этого есть альтернатива: он откладывает телефон, потому что настало время идти на тренировку или скоро обед, за которым семья беседует и никто в это время не пользуется гаджетом. Если ребёнок проводит время с друзьями за настольными играми – беспокоиться не о чем. Это лучший способ профилактики зависимости от всего, что связано с гаджетами.
– Как себя вести, если ребёнок отказывается вовремя ложиться спать и зависает в телефоне?
– Очень важно, чтобы родители имели возможность выстроить в этом отношении некую линию поведения. Ведь всегда имеет смысл вести переговоры и договариваться. Понятно, что режим дня должен быть. С другой стороны – очевидно, что если выбирать между установившимся режимом и нормальными человеческими отношениями, то вопрос нерешаем. Так же, как с прогулами и гаджетами. Ещё раз повторюсь: родители должны проявлять чуткость. В одной ситуации мы обозначаем и требуем, в другой – проявляем гибкость. Например, есть определённое время, когда ребёнок должен ложиться спать. Сделайте дни, когда он может этим пренебречь – не саботируя графики, а по предварительной договорённости. Чем больше гибкости мы можем проявить, тем больших результатов в конечном счёте нам удастся добиться…
Елена СОКОЛОВА,
ИА «Столица»