17 мая 2022

Как распознать мошенника

Опубликовано: 22.04.2021 20:52

Правонарушители, специализирующиеся на отъёме ваших кровных, хорошо знакомы с психологией «своих клиентов»

 

мошенник

 

Пандемия коронавируса не только нанесла удар по экономике и кошельку граждан, но и поспособствовала взрывному росту случаев мошенничества на финансовом рынке.

 

Средства массовой информации постоянно рассказывают об инцидентах по отъёму средств со счетов населения. К тому же ежегодно проводится Всероссийская неделя финансовой грамотности (организаторами выступают Министерство финансов РФ и Банк России, в этом году она прошла с 22 по 28 марта). Это некий образовательный марафон, который помогает молодёжи найти ответы на вопросы о деньгах, а взрослым – узнать больше о финансовом воспитании детей.

Тем не менее ежедневно в сводках МВД фигурируют случаи, когда россияне, в том числе и татарстанцы, с лёгкостью ведутся на психологические ухищрения телефонных мошенников и отдают им накопленные капиталы. А потом бегут в банки, правоохранительные органы в надежде вернуть утраченное.

Как распознать мошенников, в интервью корреспонденту газеты «Республика Татарстан» рассказала заместитель управляющего Национальным банком по РТ Диляра Хабибуллина.

 

  Диляра ХАБИБУЛЛИНА,
заместитель управляющего Национальным банком по РТ:

хабибуллина

У Банка России много дистанционных программ обучения финансовой грамотности. Например, людям старшего поколения рекомендуется присоединиться к проекту «ПенсионФГ». На сайте Pensionfg.ru можно выбрать удобное время и тему занятий.

– Диляра Тагировна, сейчас распространены случаи, когда людям звонят якобы из банка, просят предоставить определённые сведения, после чего списывают средства со счетов. Какие данные нельзя озвучивать?

– Ни в коем случае в разговоре по телефону с незнакомым человеком не называйте номер вашей банковской карты, срок её действия, три цифры с обратной стороны карты – это код проверки её подлинности. А также пароль из СМС для подтверждения платежей и переводов. Никогда и никому не сообщайте ПИН-код: его не знает и не должен знать даже ваш банк.

 

– Как отличить реального сотрудника банка от мошенника?

– Настоящий сотрудник банка ни под каким предлогом не будет запрашивать у вас информацию о вашей карте или персональные данные. Только если вы сами связались с банком по телефону, там могут спросить кодовое слово для идентификации. Если вам позвонили и просят назвать данные карты, просто положите трубку. И не перезванивайте по номеру, с которого был вызов. Если сомневаетесь в сохранности денег на своём счёте, наберите номер телефона, который указан на вашей банковской карте или на сайте кредитной организации.

 

– Почему люди легко доверяют незнакомцам, которые просят назвать персональные данные?

– Мошенники хорошо знакомы с человеческой психологией. Они быстро и уверенно говорят, используют профессиональные термины, могут включить фоном звуки, которые имитируют работу кол-центра. Всё это для того, чтобы человек потерял бдительность. Кроме того, аферисты часто звонят поздно вечером, ночью или ранним утром в выходные дни, когда человек спит и не может быстро сориентироваться, отвечая на ранний звонок.

Вообще, есть пять признаков, по которым можно сразу же вычислить злоумышленников. Первое – незнакомцы на вас выходят сами. Второе – с вами говорят о деньгах: предлагают перевести средства, например, на «безопасный счёт». Третье – вас просят сообщить конфиденциальные данные: номер и срок действия карты, три цифры с её обратной стороны, коды из банковских уведомлений. Повторю: эти данные предназначены только для вас и больше ни для кого! Четвёртое – вас выводят из равновесия: мошенники будут стремиться вызвать у вас сильные эмоции, к примеру, страх. Пятое – на вас давят. Аферисты всегда торопят, чтобы не дать вам времени обдумать ситуацию. Если вы чувствуете психологический дискомфорт, сразу же прекращайте общение.

Имейте в виду: даже если банк действительно зафиксировал попытку несанкционированной операции по вашему счёту, он имеет возможность приостановить её на срок до двух суток. Настоящий представитель кредитной организации не будет торопить вас принимать решение здесь и сейчас.

 

 

между тем

Центробанк РФ предупреждает о новом виде телефонного мошенничества: аферисты представляются сотрудниками МВД и других правоохранительных органов, сообщают о возбуждении в отношении клиентов банков уголовных дел. Таким образом злоумышленники пытаются получить у клиентов кредитных организаций персональные данные, информацию о платёжных картах, сведения о совершенных по карте операциях и так далее. Эта информация используется мошенниками для хищения денег со счетов граждан.

– Что делать, если с карты всё же списали деньги?

– Немедленно позвоните в банк по номеру на обороте карты, заблокируйте её, сообщите о мошеннической операции. Карту также можно заблокировать через приложение.

Сходите в отделение банка, напишите заявление о несогласии с операцией. Обратитесь в правоохранительные органы с заявлением о хищении.

 

– Деньги вернут?

– В соответствии со статьёй номер девять Федерального закона «О национальной платёжной системе» банк обязан вернуть похищенные деньги, если кража произошла не по вашей вине. Но если вы сами сообщили мошеннику какие-либо данные, которые были использованы для хищения, банк не обязан их возвращать.

 

– Где можно найти полную информацию о способах финансового мошенничества и методах защиты от него?

– Это можно сделать на сайте информационно-просветительского портала Банка России Fincult.info, где целый раздел посвящён защите от мошенничества. У Центробанка РФ много дистанционных программ обучения финансовой грамотности. Например, людям старшего поколения рекомендуется присоединиться к проекту «ПенсионФГ». Эксперты на вебинарах рассказывают, как безопасно и эффективно пользоваться банковскими услугами, выбирать финансовые инструменты, применять современные онлайн-технологии и защищаться от мошенников. На сайте Pensionfg.ru можно выбрать удобное время и тему занятий.

image_printРаспечатать

Фото: yamal-region.tv
Автор статьи: ДЕМИНА Ирина
Выпуск: №58 (29020)


Добавить комментарий

16.05.2022

Моя семья – моё богатство

Государственный академический театр имени Галиаскара Камала в Казани стал площадкой республиканского фестиваля родословной «Эхо веков в истории семьи – Тарихта без эзлебез», инициатором которого выступает Госкомитет РТ по архивному делу.

1320
16.05.2022

ИБРАГИМОВ Ренат Исламович

14 мая 2022 года на 75-м году скоропостижно ушёл из жизни народный артист РСФСР и народный артист ТАССР Ренат Исламович Ибрагимов.

1210
16.05.2022

Погиб в бою, а не пропал без вести

В Татарстане стартовал уникальный проект «Память сильнее времени»

Проект поддержан грантом Президента России, и в случае успеха опыт по идентификации пропавших на фронтах без вести будет распространён на другие регионы страны, в которых осуществляется активная поисковая деятельность.

1620
16.05.2022

Болгар ждёт гостей на праздник

Традиционный фестиваль «Изге Болгар жыены» («Собрание в священном Болгаре»), посвящённый 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией, пройдёт в предстоящую субботу в Спасском районе.

1630
16.05.2022

Сохраняя чистоту лесов Татарстана

Республиканская природоохранная акция «Чистые леса Татарстана» прошла в субботу на территории Матюшинского участкового лесничества под Казанью.

1340

Мнение

Айрат ХАЙРУЛЛИН, министр цифрового развития госуправления, информационных технологий и связи РТ:


Интернет в нашей республике стал таким же привычным явлением, как газ, вода и электричество. В прошлом году запущена программа по проведению скоростного интернета на селе. К 346 населённым пунктам, где проживают по 200–300 человек, подвели оптику. Общий охват составил 40–50 тысяч пользователей. В этом году планируется подключить ещё сто тысяч домохозяйств.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров