В Казани прошел международный педагогический форум
Федеральный региональный научный центр Российской академии образования (РАО) будет создан на базе Казанского федерального университета. На пленарном заседании состоявшегося в КФУ II Международного форума по педагогическому образованию вице-президент РАО Владимир Лаптев вручил ректору университета Ильшату Гафурову соответствующие документы.
Всего региональных научных центров Российской академии образования по стране будет создано восемь – по одному на каждый федеральный округ, не считая Центрального, где непосредственно базируется сама академия. Казанский центр, имеющий в названии определение «федеральный», будет координировать подготовку педкадров и модернизацию систем образования не только в Приволжском федеральном округе, но и в остальных семи центрах РАО.
Между тем в системе подготовки педагогических кадров сегодня идет поиск новых методик, подходов и стратегий, и это характерно не только для России, проблемы с подготовкой учителей существуют во всем мире. Об этом на пленарном заседании говорили гости форума из Англии и Австрии (всего в КФУ на этот представительный симпозиум приехало более 600 ученых из 22 стран).
Открывая пленарное заседание, вице-премьер Правительства Татарстана – министр образования и науки Энгель Фаттахов подчеркнул: главным в образовательном процессе, несмотря на все технологические новшества, по-прежнему остается педагог, и он сегодня должен соответствовать всем вызовам времени – быть профессионалом в своем предмете, разбираться в современных технологиях, быть успешным лидером, активным гражданином…
Всего региональных научных центров Российской академии образования по стране будет создано восемь – по одному на каждый федеральный округ, не считая Центрального, где непосредственно базируется сама академия
Как подготовить такого учителя? Как добиться того, чтобы в школу шли именно такие, лучшие, а не аутсайдеры? Какие новые подходы помогут вузам, готовящим учителей, успешно соединить вековые педагогические традиции с кардинальными новациями? Обо всем этом ученые говорили и спорили на семинарах, мастер-классах, круглых столах. Форум проходил четыре дня. На пресс-конференции ректор КФУ Ильшат Гафуров напомнил, что сегодня педагогическое образование является одним из стратегических направлений работы университета. Здесь реализуется как традиционная схема обучения будущих учителей (в Елабужском институте КФУ), так и распределенная, когда, скажем, будущие преподаватели физики на первых курсах получают базовые знания вместе с другими студентами физфака, и лишь в последние годы учебы к этому добавляются педагогические навыки. Сейчас в университете разработана и готовится к внедрению новая модель обучения педагогов – «Учитель XXI века». Она основывается на сочетании фундаментальной профессиональной подготовки с хорошим знанием педагогической психологии.
Поиски и новации казанского вуза в сфере педагогического образования, уверен Ильшат Гафуров, могут быть интересны иностранным партнерам, которые приехали на форум. Ведь проблемы в этой области у россиян и их зарубежных коллег во многом схожи. В то же время в университете рассчитывают, что и опыт зарубежных коллег поможет выработать новые подходы в подготовке педагогов. Хотя, конечно, как отметил еще один участник пресс-конференции, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов, прямой перенос зарубежных практик на российскую почву не всегда возможен.
Ильшат ГАФУРОВ, ректор КФУ: | |
Сейчас в университете разработана и готовится к внедрению новая модель обучения педагогов – «Учитель XXI века». Она основывается на сочетании фундаментальной профессиональной подготовки с хорошим знанием педагогической психологии. |
К слову, Виктор Болотов считается идеологом внедрения в России Единого госэкзамена. Как выяснилось, критику ЕГЭ он воспринимает как нечто совершенно естественное. «Нет ни одной страны, где не критиковали бы свой национальный экзамен. Но никто при этом от него не отказывается», – отметил он. В свою очередь Ильшат Гафуров отметил, что наряду с достоинствами у ЕГЭ есть и серьезные недостатки – например, школьники не учатся коммуницировать, доказывать свою состоятельность преподавателю. В то же время ректор КФУ напомнил, что теперь, помимо ЕГЭ, при поступлении учитывается и портфолио абитуриента, его достижения в разных сферах. Одним из серьезных преимуществ перед другими поступающими Ильшат Гафуров назвал наличие у абитуриента значка ГТО. Ведь чтобы учиться в современном университете, заметил Гафуров, нужна серьезная физическая выносливость.
Возвращаясь к форуму, отметим: иностранные гости были приятно поражены тем, что в федеральном университете много внимания уделяется педагогическому образованию. Директор Института подготовки учителей и исследований школы в Университете Инсбрука Михаэль Шратц подчеркнул: «Татарстан одним из первых смог понять, что учителя – архитекторы нашего будущего и инвестиции в педагогов очень важны». Шратц также рассказал, что уже есть планы провести на базе КФУ в 2020 году крупный международный форум по вопросам эффективности школьного образования.