Кадры решают всё. Да где их взять?

Вузы и предприятия пытаются разрубить гордиев узел проблем с нехваткой специалистов

Предприятия жалуются, что вузы готовят не тех специалистов, а вузы сетуют, что предприятия не хотят софинансировать образовательные программы. Пути решения этой актуальной проблемы попытались найти участники круглого стола в Казани.

Автор статьи: Сергей СЕМЕРКИН

Фото: gubkin.ru

Вузы и предприятия пытаются разрубить гордиев узел проблем с нехваткой специалистов

 

кадры

 

Предприятия жалуются, что вузы готовят не тех специалистов, а вузы сетуют, что предприятия не хотят софинансировать образовательные программы. Пути решения этой актуальной проблемы попытались найти участники круглого стола в Казани.

 

ОЖИДАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ

Двухчасовой мозговой штурм прошёл по инициативе республиканского общественного движения «Татарстан – новый век» в Казанском научно-исследовательском техническом университете (КАИ). Перед зданием вуза «рвался в небо» со своего постамента сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144. Возможно, российские выпускники вузов когда-нибудь реализуют на отечественных предприятиях новый пассажирский сверхзвуковой лайнер. Но для этого нужны ноу-хау, квалифицированные кадры и необходимые производственные мощности.

«Существует немало пробелов в подготовке инженерных кадров и представителей рабочих профессий. Чтобы их устранить и обсудить пути модернизации среднего и высшего образования, мы собрались на этот круглый стол», – предварила разговор депутат Госсовета, председатель исполкома высшего совета РОО «Татарстан – новый век» Алсу Тарханова.

По словам спикера, в республике есть проблемы во взаимоотношениях вузов и предприятий. Вузы жалуются, что предприятия не дают им площадки для проведения практики. А предприятия упрекают вузы в том, что те готовят «сырых» выпускников, которые не могут сразу войти в рабочий процесс и их необходимо переучивать, «дотягивать» до нужного уровня.

 


В феврале 2019 года Правительство России обнародовало перечень специальностей, по которым будет вестись целевое обучение. В списке 131 направление бакалавриата, 107 направлений магистратуры, 89 специальностей специалитета, а всего в перечне 500 профессий


 

То, что эта проблема не была решена и в СССР, отметил модератор круглого стола – член Комитета Госсовета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев. По его словам, существуют разные мнения по поводу подготовки специалистов в вузах – делать это по единообразным программам (так легче и дешевле) или по дифференцированным, что сложнее и требует софинансирования со стороны предприятий.

О том, что заказ предприятий по целевым программам не всегда выполняется, и студенты-целевики «уходят на сторону», говорил в своём выступлении заместитель генерального директора по безопасности ПАО «КАМАЗ» Ильдар Шамилов. По его мнению, в последнее время техническое оснащение ссузов и вузов выросло, но нужно поднимать заработную плату и престиж преподавателей. Он напомнил, как в своё время фильм «Доживём до понедельника» подвигнул многих выбрать профессию педагога.

Об индивидуальном обучении и непрерывном образовании «от 3 до 100 лет» говорил в своём выступлении проректор по образовательной деятельности и воспитательной работе КНИТУ-КАИ Алексей Лопатин. Он обозначил и такую проблему: предприятия не видят разницы между бакалаврами и магистрами, и поэтому зарплата у них может быть почти одинаковая. В свою очередь у выпускников вузов есть не­оправданно завышенные ожидания по уровню вознаграждения за труд.

 

ОБРАЗОВАНИЕ ТРЕБУЕТ МОДЕРНИЗАЦИИ

Предприятия по понятным причинам желают получать из вузов выпускников,  готовых работать без переподготовки. И их можно понять, сказал заместитель генерального директора АО «Судостроительная корпорация «Ак Барс» Ленар Хузиахметов. Он поделился опытом внедрения интегрированной системы подготовки молодых кадров для судостроительной отрасли «Школа – ресурсный центр – вуз – предприятие».

Начальник отдела корпоративного управления Министерства промышленности и торговли Андрей Фёдоров отметил, что далеко не все предприятия готовы платить за подготовку кадров в вузах по индивидуальным программам.

Об образовательном модуле, который позволяет студентам изучать только вос­требованные на конкретном предприятии предметы, рассказал ведущий инженер учебно-производственного центра КНИТУ-КХТИ Константин Микрюков. По его словам, подготовка инженерных кадров в вузах будет качественной тогда, когда она максимально приближена к условиям работы предприятий, на которых проводятся длительные стажировки студентов.

 


Президент Татарстана Рустам Минниханов: «Учебные заведения должны готовить специалистов по востребованным рынком специальностям, вузам и ссузам необходимо ориентироваться на спрос»


 

Заместитель начальника отдела мониторинга рынка труда и государственных услуг Министерства труда, занятости и социальной защиты Фания Фарукшина посетовала, что многие предприятия республики не могут сформировать перспективный запрос – какие специалисты им понадобятся в будущем.

О положительном опыте, когда студенты проходят практику на крупных нефтехимических предприятиях Нижнекамска, а после получения образования остаются там работать, рассказал директор Нижнекамского колледжа нефтехимии и нефтепереработки имени Н.В.Лемаева Алмаз Кадыров.

Марат Галеев призвал участвующие в круглом столе стороны идти навстречу друг другу и достигать взаимовыгодного компромисса. Он напомнил, что во времена Советского Союза была разница между двумя авиационными вузами: в КАИ образование было заточено больше на производство, а в МАИ – на научные исследования. Сейчас конкуренция обострилась, и российские предприятия вынуждены конкурировать с лучшими мировыми компаниями. На производстве нужно внедрять Индустрию 4.0, а для этого нужны собственные ноу-хау.

Марат Галеев напомнил, что Президент Татарстана Рустам Минниханов поручил создать в республике научно-образовательный центр (НОЦ) мирового уровня. Новая структура призвана объединять высшие учебные заведения и организации реального сектора экономики.

В завершение круглого стола его участники договорились доработать и принять итоговую резолюцию. Остаётся надеяться, что подобные площадки для диалога помогут выработать дорожную карту модернизации системы подготовки инженерных кадров на всех ступенях – от школы до ссузов и вузов.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще