«Изволили положить по камню…»

Архивные свидетельства из прошлого Казанского Богородицкого собора

История явления иконы Божией Матери в Казани и строительства на месте ее обретения Богородицкого девичьего монастыря широко известна. В последнее время в связи с передачей из Ватикана чудотворного образа и решения о воссоздании Богородицкого собора интерес к теме значительно вырос.

339

Автор статьи: ФЕДОТОВА Ольга, заведующая сектором публикации Госархива РТ

Фото: из коллекции Национального архива РТ

Архивные свидетельства из прошлого Казанского Богородицкого собора

 

sobor-19

 

История явления иконы Божией Матери в Казани и строительства на месте ее обретения Богородицкого девичьего монастыря широко известна. В последнее время в связи с передачей из Ватикана чудотворного образа и решения о воссоздании Богородицкого собора интерес к теме значительно вырос. Уникальные сведения можно почерпнуть из документов, хранящихся в Национальном архиве Татарстана.

 

Основным источником по истории церквей и монастырей являются клировые ведомости – своего рода отчет, составлявшийся в конце года и содержавший сведения обо всех произошедших переменах с момента основания храма. Впервые клировые ведомости были введены в 1769 году под названием «Именные списки всем лицам духовного звания православного исповедания». Окончательная их стандартная форма установлена в 1829 году.

Клировые ведомости состояли из трех частей. В первую вносили сведения о здании церкви, о церковном имуществе и доходах, о наличии школы и богадельни. Во вторую часть включались послужные списки причта. Она содержала фамилию, имя, отчество, дату рождения (возраст указывался на основании метрических свидетельств), семейное положение, степень родства, сословие, образование, место службы, должность, награды, владение землей и недвижимостью, нахождение под судом. Кроме того, в перечень включались все дети членов причта, если даже они проживали отдельно от семьи. Наконец, в третьей части давались статистические данные по приходу.

В клировой ведомости «О Казанском первоклассном Богородицком девичьем монастыре, храмах оного, зданиях, угодьях и документах» можно прочесть, что указанный монастырь «основан по повелению государя – царя и великого князя Иоанна Васильевича в 1579 году июля 8 дня, по случаю явления тогда иконы Пресвятыя Богородицы, именуемыя Казанския». Тогда же на самом месте обретения иконы была построена деревянная церковь, а затем – каменный собор.

 


 

Жизнь монастырей только внешне кажется тихой и безоблачной. На самом деле, как и в любом заведении, будни монастыря заполнены заботами и проблемами. Нередко в них бушевали нешуточные страсти


 

Через два столетия собор сильно обветшал, чему способствовали многочисленные городские пожары, а также боевые действия в период пугачевского бунта. Возведение нового собора было инициировано лично императрицей Екатериной II в 1791 году. Из казны на строительство выделили 25 тысяч рублей – по тем временам громадную сумму.

Кстати, строительство собора явилось тем немногим, в чем император Павел I, ярый противник всех екатерининских начинаний, оказался с ней солидарен и даже почтил своим присутствием торжество по случаю закладки. Что, естественно, зафиксировано в клировых ведомостях: «Причем государь-император и великие князья (Александр Павлович и Константин Павлович. – Авт.) изволили положить по камню на приготовленном для сего месте».

Ровно через десять лет – 30 мая 1808 года собор был освящен архиепископом Казанским Павлом. Как свидетельствуют исторические хроники, строительство обошлось в 57 тысяч 142 рубля и 85 копеек.

Проект Казанского собора Богородицкого монастыря явился одной из последних работ известного архитектора Ивана Старова, автора Таврического дворца в Санкт-Петербурге. По мнению архиепископа Казанского Никанора, «по всей России, украшающейся множеством святых храмов в честь Святой Казанской иконы Богородицы, самый величественный из сих храмов есть соборный монастырский храм, заложенный на месте обретения иконы».

 

sobor2-19

 

Впечатляет даже скупое описание: «Собор холодный, каменный о пяти главах… В нем два придела, из коих на левой стороне – во имя Святого благоверного князя Александра Невского… Придел по правую сторону – во имя Успения Божией Матери… Храм сей покрыт железом, купола обиты английским железом, кресты и под ними яблоки: у первых двух куполов вызолочены через огонь червонным золотом, а на главный купол пожертвованы в 1858 году казанской гражданкой Стефанидой Андреевной Корольковой крест и шар медные, вызолоченные через огонь».

Помимо клировых ведомостей, в архиве сохранились ведомости о монашествующих. Самая ранняя относится к 1800 году. Из нее следует, что в монастыре на тот год было всего шестнадцать человек: настоятельница, казначей, остальные – монахини. А в 1916-м только простых монахинь насчитывалось 52 человека, а еще более двухсот рясофорных послушниц и почти столько же послушниц белиц.

Жизнь монастырей только внешне кажется тихой и безоблачной. На самом деле, как и в любом заведении, будни монастыря заполнены заботами и проблемами. Нередко в них бушевали нешуточные страсти. Многочисленные пожертвования, драгоценные украшения икон и утвари привлекали преступных элементов, которые иногда находили сообщников внутри обители.

Как известно, самым крупным ограблением явилась нашумевшая на всю страну кража двух икон – чудотворной Казанской Божией Матери и Спасителя, случившаяся 29 июня 1904 года. Обе иконы были в драгоценных ризах, ценимых: на иконе Божией Матери – до 70 тысяч рублей, на иконе Спасителя – до 30 тысяч.

sobor3-19sobor4-1-19

 Окончательная стандартная форма клировых ведомостей установлена в 1829 году

 

Но случались инциденты меньшего масштаба, не всегда выходившие за пределы монастырских стен. Наиболее неспокойными были первые десятилетия XIX века, когда во главе монастыря находилась игуменья Назарета. За пятнадцать лет своего служения ей пришлось пережить и страшный пожар 1815 года, который практически уничтожил полгорода и нанес урон монастырю, и многочисленные несправедливые обвинения.

В чем только не подозревали игуменью! Например, в хищениях, превышении полномочий и, как сегодня принято говорить, в нецелевом использовании средств. Приезжали комиссии проверяющих из Священного Синода, проводились ревизии, разбирательства растягивались на несколько лет. Но ни одно из обвинений так и не подтвердилось.

Вот выдержка из рапорта игуменьи и кавалерственной дамы Назареты в Казанскую духовную консисторию от 21 августа 1820 года по одному из подобных дел: «По случаю сделанного на меня священником Симеоном Смирновым неблагонамеренного доноса о продаже якобы от чудотворной Казанской иконы Божией Матери списываемых образов… я, между прочим, объясняла, что из списанных с чудотворной иконы на собственные деньги образов в бытность мою в Санкт-Петербурге имела счастье поднесть икону государыне-императрице Елисавете Алексеевне».

 


 

Строительство собора явилось тем немногим, в чем император Павел I, ярый противник всех екатерининских начинаний, оказался с ней солидарен и даже почтил своим присутствием торжество по случаю закладки


 

Листая архивные документы, можно сделать невероятные открытия. Оказывается, таинственные узники обретали не только в замке Иф. Так, в переписке казанского губернатора Платона Мещерского с настоятельницей монастыря игуменьей Евдокией в ноябре 1774 года говорится о некой секретной персоне, находящейся в монастыре «под присмотром». На содержание этой персоны выделялись специальные средства в размере десяти рублей в месяц. Сегодня мало шансов узнать, кто был этой секретной персоной. Можно лишь предположить, что это была дама из высшего общества, так как местом заключения был избран девичий монастырь.

Отдельная группа документов Национального архива республики, связанных с Богородицким монастырем, относится к советскому периоду. Она рассказывает о ликвидации общины и закрытии монастыря, приведшей практически к его уничтожению.

С 2004 года началось возрождение монастырского комплекса. Восстановлен Крестовоздвиженский храм. Начинается возрождение главного собора монастыря – «дома для чудотворного образа Казанской Божией Матери», как писали до революции. И когда-нибудь будущие поколения историков и краеведов будут изучать в архиве документы, связанные с новой историей древнего монастыря.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще