Коллегия Счётной палаты Татарстана утвердила результаты аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2016-2018 годы на обеспечение деятельности Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан.
На заседании с участием министра информатизации и связи РТ Айрата Хайруллина отмечено, что на обеспечение деятельности МФЦ в 2016 году направлено 255,3 млн рублей, в 2017 году – 366,08 млн, в 2018 году – 492,73 млн рублей. Эти средства проверены в полном объёме.
Сеть МФЦ состоит из 47 филиалов, семи отделов по Казани, трёх дополнительных офисов и 281 территориально-обособленного структурного подразделения (ТОСП), в которых открыты 292 окна приёма в сельских поселениях (с населением более 1 тыс. человек). Количество окон в 2018 году, по сравнению с 2016 годом, увеличилось в 2,3 раза, количество специалистов – в 2,8 раза.
В каждом МФЦ оказываются федеральные, региональные, муниципальные и иные виды услуг. «Но не все заявленные услуги фактически доступны, – отметил аудитор Азат Валеев. – Так, по итогам выездов в Арский, Высокогорский, Верхнеуслонский, Зеленодольский и Пестречинский филиалы установлено, что услуга «Составление декларации по форме 3-НДФЛ» в МФЦ не оказывается.
В рамках аудита эффективности проведено социологическое исследование среди жителей республики. Анкетированием было охвачено 54 МФЦ, количество опрошенных респондентов составило 1107 человек. Из них 87 процентов сообщили, что полностью довольны работой МФЦ, 12,5 процента респондентов удовлетворены не в полной мере.
За три года отмечен рост обоснованных жалоб: в 2016 году – 26, в 2017 году – 38, в 2018 году – 62. В Высокогорском филиале зафиксированы 2424 случая ожидания очереди (42,7 процента от общего количества обратившихся) свыше 15 минут, в феврале 2019 года – 1022 (19,9 процента от общего количества обратившихся) заявителей, взявших талон электронной очереди
Претензии клиентов МФЦ были связаны с работой казанских отделов. Отмечены неудобное расположение (пр. Победы, 100), проблемы с парковкой (ул. Авангардная, 74, пр. Победы, 100, ул. Кулахметова, 25/1, ул. Ямашева, 82, ул. Гагарина, 103), отсутствие гардероба и большие очереди (ул. Авангардная, 74, ул. Гагарина, 103), малочисленность сотрудников (ул. Кулахметова, 25/1) и длительное ожидание в очереди (до 45 минут) по услуге «Кадастровый учёт» (в 8 случаях).
За три года отмечен рост обоснованных жалоб: в 2016 году – 26, в 2017 году – 38, в 2018 году – 62. В Высокогорском филиале зафиксированы 2424 случая ожидания очереди (42,7 процента от общего количества обратившихся) свыше 15 минут, в феврале 2019 года – 1022 (19,9 процента от общего количества обратившихся) заявителей, взявших талон электронной очереди.
– Когда мы начинали свою работу, то оказывали лишь четыре услуги, а сейчас в эти же офисы приходят люди за более чем 170 услугами. Поэтому и время ожидания порой доходит до 45 минут, – сообщила директор ГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан» Ленара Музафарова. – В прошлом году предоставлено около 4 миллионов услуг. Уже в ближайшее время в Казани открывается офис в ЖК «Салават купере», к концу года – в Авиастроительном районе.
– Вы находитесь в постоянном контакте с населением, – продолжил диалог председатель Счётной палаты Алексей Демидов. – Поэтому нужна максимальная концентрация в работе, высокая ответственность и профессионализм. За четыре года, что прошли с момента предыдущей проверки Счётной палаты, вами достигнуты определенные результаты. Хорошо, что и к нашим выводам прислушались. Но надо двигаться вперёд, изучать опыт других субъектов Российской Федерации и расширять перечень предоставляемых услуг с учётом увеличения штата и количества окон. В Москве, например, предоставляется 300 услуг – есть куда стремиться.
По итогам аудита отмечены резервы повышения эффективности деятельности МФЦ.
В материалах проверки также отмечены необходимость доработки Автоматизированной информационной системы МФЦ и поиск резервов по оптимизации расходов на курьерскую доставку документов, которая в зависимости от расстояния обходится бюджету в 2-8 раз дороже, чем по тарифам Почты России
– В настоящее время заявители многократно обращаются за взаимосвязанными услугами. МФЦ необходимо внедрение предоставления комплексных услуг по «жизненным ситуациям», – отметил Азат Валеев. – Сегодня, например, при рождении ребёнка приходится неоднократно обращаться в различные инстанции и словно «почтальон» носить сведения из одного государственного (муниципального) органа в другой.
В материалах проверки также отмечены необходимость доработки Автоматизированной информационной системы МФЦ и поиск резервов по оптимизации расходов на курьерскую доставку документов, которая в зависимости от расстояния обходится бюджету в 2-8 раз дороже, чем по тарифам Почты России.
Отчёт по результатам аудита эффективности передан в Кабинет Министров. В ГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан» направляется представление Счётной палаты. Материалы проверки в установленном порядке передаются в Прокуратуру республики.