Избушки на щебневых дорожках

К выбору дорожного покрытия стоит подходить с умом, однако иногда любая дорога в радость

На днях состоялся пресс-тур по нескольким автотрассам, недавно открытым в Атнинском и Арском районах. На новой щебневой дороге специалисты объяснили, почему нет смысла прокладывать повсюду широкие асфальтобетонные автобаны.

Автор статьи: Роман МЕДНИКОВ

Фото: Министерство транспорта РТ

К выбору дорожного покрытия стоит подходить с умом, однако иногда любая дорога в радость

 

пресс-тур по автотрассам в Атнинском и Арском районах

 

На днях состоялся пресс-тур по нескольким автотрассам, недавно открытым в Атнинском и Арском районах. На новой щебневой дороге, соединившей село Кшклово с деревушкой Кзыл-Утар, специалисты объяснили, почему нет смысла прокладывать повсюду широкие асфальтобетонные автобаны.

 

БЕТОННОЕ НАСЛЕДСТВО

Чтобы проехаться по новым дорогам в Арском и Атнинском районах, небольшая компания журналистов отправилась в путь рано утром. Нашим экскурсоводом, гидом и водителем стал начальник отдела содержания мостовых со­оружений ГКУ «Главтатдортранс» Айрат Галиуллин, который первым и рассказал, почему зачастую стоит отдавать предпочтение щебневому, а не асфальтобетонному покрытию дорог.

– Еще в 1996 году возникла необходимость в строительстве множества новых дорог: асфальтобетонных, но дешевых. Сейчас эти дороги полностью разбиты. Их невозможно даже отремонтировать – такие осколки дорожники попросту перемалывают регенератором и переводят обратно в грунт. Мы сами создали огромный ком проблем, которые теперь и разгребаем… Если будем и дальше строить все дороги из асфальтобетона, то и наши дети будут разгребать. Асфальтированные трассы нужны только там, где много людей, а для деревень, где население меньше ста человек, от таких дорог одни проблемы, – поделился своими соображениями Айрат Галиуллин.

 


Татарстанские дорожники сейчас тоже начинают делать первые шаги в сторону «скандинавского» подхода к организации дорожной сети. Например, по ныне действующей программе к населенным пунктам с числом жителей менее ста человек прокладывают не асфальтобетонные, а щебневые дороги


 

Проложить дорогу – это еще полдела. Не меньше усилий и средств впоследствии уходит на поддержание дорожного полотна в пригодном состоянии. Наши климатические погодные условия к асфальтовому покрытию отнюдь не милосердны – нужен постоянный ремонт, а зимой – еще и обработка песко-соляной смесью, чтобы дорога не превращалась в смертельно опасный скользкий аттракцион… А вот щебневые дороги лишены этих недостатков и к тому же, по словам Айрата Галиуллина, в несколько раз дешевле.

– В Финляндии, например, семьдесят процентов от всей дорожной сети – щебневые дороги. И там не видят смысла переводить их в асфальтобетон. Вместо этого расширяют и улучшают основную сеть. Где нужно, добавляют количество полос, оптимизируют систему, чтобы было меньше эксплуатационных расходов… Шлепать везде асфальт, по мнению финнов, неправильный путь, – продолжает Айрат Галиуллин.

Татарстанские дорожники сейчас тоже начинают делать первые шаги в сторону «скандинавского» подхода к организации дорожной сети. Например, по ныне действующей программе к населенным пунктам с числом жителей менее ста человек прокладывают не асфальтобетонные, а щебневые дороги.

– Работы обходятся в два-три раза дешевле, дороги проще в эксплуатации. Соответственно, за счет этого можно провести больший объем ремонта. К тому же таким дорогам достаточно минимального ухода, не нужно обрабатывать зимой специальной соляной смесью для придания шероховатости, а это уже плюс и с точки зрения экологии, – добавил наш гид.

 

МОСТ ПРЕВЗОШЕЛ ОЖИДАНИЯ

Мы остановились на трассе Кшклово – Кзыл-Утар возле тридцатиметрового моста, который был построен вместе с этой дорогой. Раньше берега небольшой речки соединял старый деревянный мост, его приходилось постоянно ремонтировать силами местных хозяйств. К счастью, аварийный мост снесли и заменили новым, прежде чем дошло до беды.

 

 Проложить дорогу – это еще полдела.

Не меньше усилий и средств уходит впоследствии на поддержание дорожного полотна в пригодном состоянии. К асфальтобетонному покрытию наши климатические условия отнюдь не милосердны, а вот щебневые дороги этого недостатка лишены и обходятся значительно дешевле – как на этапе строительства, так и в эксплуатации

Здесь нас встретил руководитель исполкома Атнинского муниципального района Фарит Нуриев в компании нескольких местных жителей, готовых рассказать о том, как изменилась их жизнь с появлением новой дороги. На обочине мирно щипали траву коровы, протяжным мычанием выражая одобрение экологическим преимуществам щебневого покрытия…

– Эта дорога была реконструирована. Работы на общую сумму 85 миллионов рублей начались в прошлом году и завершились в текущем. Дорога имеет социальное значение: раньше жители, особенно в дождливую погоду, сталкивались с постоянными проблемами – не могли добраться по своим делам, например до больницы… Кроме того есть и второй важный аспект, экономический: дорога соединяет три важных хозяйства, прямой путь между которыми сильно уменьшает затраты, – отметил Фарит Нуриев.

Подтвердили важность новой дороги и местные жители. Как рассказал Айрат Кашапов, проживающий в деревне Кзыл-Утар, раньше осенью и весной на легковой машине здесь вообще невозможно было проехать.

– Я сам вожу машину, и с передвижением были, конечно, немалые сложности. Мы очень надеялись, что проложат дорогу хотя бы до моста… Даже не рассчитывали, что еще и сам мост построят, а после него – еще и дорогу на целых полтора километра. Все жители довольны, – заверил Айрат Кашапов.

Как отметил Фарит Нуриев, не меньшую значимость имеет капитальный ремонт, который провели на автодороге Каменка – Дубъязы – Большая Атня. На ремонтные работы там потратили более сорока миллионов рублей.

– На этой трассе из-за плохой видимости часто случались дорожно-транспортные происшествия. Думаю, удалось сделать дорогу безопаснее: вскрыли асфальт, убрали земляной вал, который мешал обзору… Теперь станет меньше аварий, – подчеркнул Фарит Нуриев.

 

В ГОСТИ НА ТРАКТОРЕ

Последним пунктом назначения стала ещё одна новая дорога, соединившая Атнинский район с Арским. Трассу протяженностью около пяти километров проложили с нуля, в чистом поле, на что потребовалось больше ста тридцати миллионов рублей.

– Об этой дороге давно просили жители, но построить ее не было возможности. Поэтому она появилась только в нынешнем году, и теперь нет проблем с тем, чтобы добраться из Арска до Большой Атни, а там – и до Казани. Это огромный срез пути, – отметил Фарит Нуриев.

Как рассказала жительница села Старый Кишит Гульфия Губитова, раньше даже до соседней деревни добраться было мучением: еще не забыты те времена, когда передвигаться по окрестностям можно было только на тракторах… Или пешком по колено в грязи. Поэтому местным жителям дороги любые дороги – хоть асфальтированные, хоть щебневые. И таких деревень в республике еще хватает, а значит, и татарстанским дорожникам предстоит немало работы.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще