Из жертвы в тирана: в Казани школьника, которого избивают в классе, обвинили в агрессии

В непростую ситуацию попали родители второклассника казанской гимназии №183. Над мальчиком издеваются одноклассники, но попытки поговорить на эту тему с учителем и с администрацией школы привели к неожиданному результату: на родителей жертвы написали заявление в районный отдел образования – психолог усмотрела в рисунках школьника агрессию.

Автор статьи: Лика ИСАЕВА

Фото: Shutterstock/FOTODOM

В непростую ситуацию попали родители второклассника одной из казанских гимназий. Над мальчиком издеваются одноклассники, но попытки поговорить на эту тему с учителем и администрацией школы привели к не­ожиданному результату. На родителей жерт­вы написали заявление в районный отдел образования – школьный психолог усмотрела в рисунках мальчика «агрессию».

То, что в классе у сына не все спокойно и безопасно, Татьяна К. (имя изменено) узна­ла в марте 2023 года. Ее сын Борис (имя изменено) 1 сентября 2021 года поступил в первый класс гимназии в Советском районе Казани. Адаптация, по словам женщины, прошла неплохо, мальчик приобрел новых друзей, но однажды пришел домой с синяком на руке. Маме сказал, что его избили старшеклассники. Татьяна сходила в школу, пообщалась с директором. Та пообещала найти и наказать виновных. При этом, как отмечает мама школьника, классный руководитель несколько недель отказывалась с ней общаться – не отвечала на сообщения в мессенджере.

Когда дети пошли уже во второй класс, выяснилось, что над мальчиком издеваются в классе. Одноклассник Бориса Махмуд (имя изменено) придумал играть в «злые догонялки»: когда преследователь, догоняя жертву, должен сильно ударить ее. Махмуд в качестве жертвы всегда выбирал Бориса, бил его с силой в живот. Татьяна снова отправилась на разговор с классным руководителем, но и на этот раз, по ее словам, он не дал никаких результатов.

Махмуд продолжал задирать не только Бориса, но и других одноклассников. Дети то и дело жаловались родителям на поведение Махмуда, говорили, что не раз слышали от него угрозы, а однажды он пообещал принести в школу нож. Татьяна в ноябре написала заявление в управление образования о факте неблагополучия в классе сына.

Ответ родителям мальчика пришел через месяц за подписью начальника управления образования Казани Ирека Ризванова. После проведенной проверки он признал факт буллинга со стороны ­Махмуда по отношению к Борису. Как сказано в ответе, воспитательной службе гимназии даны рекомендации об усилении мер профилактической работы. Родителям обоих второклассников рекомендовано продолжить работу с психологом. Кроме того, Ирек Ризванов согласился с тем, что классный руководитель не в полном объеме провела работу по профилактике правонарушений. Педагога привлекли к дисциплинарной ответственности.

Впрочем, у корреспондента «РТ» есть другой ответ на запрос информации по ситуации из управления образования Казани. Назвав мальчиков на европейский манер – «первый ученик» (Борис) и «второй ученик» (Махмуд), чиновники сообщили, что «позже первый ученик стал проявлять агрессию в отношении других учеников. Об этом классный руководитель уведомила администрацию гимназии. По этому случаю семьи двух учеников были вызваны на заседание муниципального социально-реабилитационного консилиума. По итогам заседания был составлен психолого-педагогический маршрут, начата работа по коррекции поведения обоих учащихся со­вместно со специалистами».

Корреспонденту «РТ» Татьяна рассказала, что в ответ на ее действия гимназия пошла в атаку на семью: школьный психолог, проведя работу с мальчиком, вдруг решила, что если он рисует нападение на тех, кто его обижает в учебном заведении, то он опасен. Она усмотрела скрытую угрозу в рисунках и предположила, что ребенок сам готовится напасть на обидчиков. В итоге администрация гимназии объединилась против жертвы, выставляя мальчика потенциальным агрессором.

– Сын с рождения наб­людается у специалистов, среди которых есть и психологи, и невролог, – сообщила Татьяна К. – Если все они в один голос говорят, что нарисовать драку – это просто защитная реакция мальчика, его способ выплеснуть обиду без ущерба для собственной психики, то школьный психолог увидела в этом потенциальную угрозу. Нас тревожит, что вместо того, чтобы урезонить обидчика, администрация гимназии пытается выжить нас. Никто не хочет наводить порядок в классе, улучшить дисцип­лину, зачем? Проще избавиться от тех, кто просит как раз навести порядок. Обвинили нас в том, что якобы мальчик играет в игру для взрослых. Но как? У сына на телефоне ограничения по просмотру контента 18+. Он бы не смог обойти этот пароль.

Борис сейчас не желает ходить на занятия, у него тревожное состояние.

Проблему школьного буллинга прокомментировала и детский омбудсмен Ирина Волынец.

– Каждая ситуация требует детального и объективного анализа, учета всех факторов, комплексной оценки. Какая работа проводилась на уровне классного руководителя? Возможно, ситуация вы­звана невниманием к проблеме школьника, и требуется системная работа с ним педагогов-психологов: что побуждает ребенка к такому поведению, как этот вопрос прорабатывался с психологами, какие решения принимались, насколько эти решения эффективны, не было ли формального подхода к оценке ситуации, в проведении профилактических мероприятий, как эти решения выполнялись, какие проводились мероприятия с родителями ребенка? Ситуация может быть усугуб­лена безразличием к ней родителей или излишней заботой, а возможно, внут­рисемейными проблемами, – отметила Ирина Волынец.

Омбудсмен считает, что все педагогически сложные ситуации должны решаться в интересах ребенка во взаимодействии админист­рации школы, классного руководителя с родителями. По ее словам, можно использовать еще один дополнительный ресурс. Это советники по воспитанию, которые оказывают методическую поддержку педагогам и вводят в школьную практику новые формы работы с детьми, в том числе в части профилактики конфликтных ситуаций.

Если вопрос не решается на уровне класса и школы, то не стоит затягивать решение проблемы. Можно обратиться с заявлением (жалобой) на нарушение прав ребенка в отдел образования, к Уполномоченному по правам ребенка или в прокуратуру района.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще