Горячие линии Минобрнауки помогают адаптироваться к дистанционному обучению
Больше 12 тысяч обращений поступило на горячую линию Министерства просвещения России по поддержке организации дистанционного обучения. Больше 80 процентов звонков – это «крик души» родителей, которым непросто даётся новый формат работы детей-школьников.
Татарстанское Министерство образования и науки открыло собственную горячую линию по работе с такими звонками. И, как рассказала нам заместитель министра образования и науки Алсу Асадуллина, не одну – в республике действуют несколько линий: отдельно по школьному образованию, по среднему профессиональному образованию, своя линия у департамента надзора и контроля в сфере образования…
А вот звонят сюда тоже в подавляющем большинстве родители со своими проблемами. Сначала, конечно, от них был просто шквал самых разных вопросов. В первые дни, констатирует Алсу Асадуллина, у людей была просто паника. Многие жаловались на плохой Интернет и отсутствие дома каких-либо электронных устройств для участия в дистанционных уроках. Сейчас на качество связи жалоб практически нет.
Алсу АСАДУЛЛИНА, заместитель министра образования и науки РТ: | |
Мы ни одно обращение не оставляем без внимания. Доводим до педагогов свои рекомендации, в том числе говорим о том, что не нужно создавать детям ещё более экстремальные условия. |
– Все провайдеры в республике подключились к решению этих проблем, провели огромную работу, – говорит Алсу Асадуллина. – Проблемы связи остаются на контроле у Президента республики. Где-то увеличили скорость Интернета, где-то дали практические советы по замене старых роутеров, переключению с Wi-Fi на проводную связь, Подготовлен список школ, которые «Таттелеком» готов подключить к Сети по технологии оптико-волоконной связи.
Что касается отсутствия гаджетов в семьях, напомним: мы уже писали о том, что в помощь школьникам передают технику вузы, предприятия, да и простые граждане могут при желании поделиться с учащимися техникой в рамках благотворительной акции «Отдай запасной гаджет в свою школу».
Но вернёмся к работе горячих линий. Сейчас звонков там стало намного меньше. Что характерно – школьники не звонят вообще. Дети совершенно иначе, чем взрослые, воспринимают всё происходящее и гораздо легче адаптируются к ситуации. А родителей сегодня беспокоят уже другие вопросы: могут ли, например, учителя ставить двойки за виртуальные «прогулы», за то, что ребёнок во время дистанционного урока по какой-то причине не вошёл в видеоконференцию? Или: почему так много задаётся домашних заданий?
– Родители переживают, что очень много времени уходит на домашнюю работу, – говорит заместитель министра. – Возможно, это потому, что у учителей тоже пока нет чёткого понимания ситуации. Мы ни одно обращение не оставляем без внимания. Доводим до педагогов свои рекомендации, в том числе говорим о том, что не нужно создавать детям ещё более экстремальные условия. Родителям, в свою очередь, рекомендуем обращаться в свою школу, к классным руководителям. Абсолютное большинство вопросов можно решить на местах. И действительно, бывает так, что люди потом перезванивают и говорят: «Да, я созвонился со школой, мы решили проблему». Понятно, что дистанционное обучение – дело новое, тяжёлое, но сегодня удаётся снимать социальную напряжённость среди родителей. В этом нам очень помогает родительский совет при нашем министерстве, созданный в прошлом году. Члены его много полезной информации доносят до людей через свои странички в соцсетях.
В то же время, отмечает Алсу Асадуллина, учителям даны рекомендации разумно подходить к построению уроков. Дети не должны постоянно сидеть у компьютера, и у Минобрнауки ни в коем случае нет установки добиться именно этого. Необходима разнообразная деятельность, обязательно нужны физкульт-минутки, особенно в начальной школе, чтобы школьники сохраняли двигательную активность. И расписание уроков школа должна составлять с упором на то, чтобы чередовать разные виды деятельности.
Отдельная тема – малокомплектные сельские школы. Там бывает объективно сложно организовать нормальное дистанционное обучение – и Интернет не везде есть, и с мобильной связью могут быть проблемы. Но вот жалоб на горячую линию от них почти не поступало. Там мало школьников, все живут рядом, и каждое село находит альтернативные возможности организации учёбы в новом формате – где-то родители приходят к порогу школы за заданиями, где-то задействуют почтовые отделения…
Учителям даны рекомендации разумно подходить к построению уроков. Дети не должны постоянно сидеть у компьютера, и у Минобрнауки ни в коем случае нет установки добиться именно этого
Но по таким школам, где учатся меньше двадцати детей, сейчас рассматривается возможность вернуться к обучению в обычном формате. И на сегодня девять таких школ уже открыты в одном из районов республики, там учатся 89 детей. В этих школах строго следят за выполнением требований Роспотребнадзора: контролируют состояние здоровья на входе, рассаживают детей на необходимом расстоянии, проводят санитарную обработку помещений.
– Вообще, хочется напомнить всем нашим родителям: то, что сегодня происходит в образовании, – не навсегда, – говорит Алсу Асадуллина. – И в этой ситуации можно найти позитивные моменты. Например, многие родители давно просили перевести наши школы на пятидневку. Но мы не можем этого сделать, потому что есть учебные планы, которые необходимо выполнять. И вот сегодня уже поступают предложения и от родителей, и от директоров школ: а может быть, такой вот дистанционный формат учёбы со следующего учебного года применять по субботам? Запустить это как пилотный проект в Татарстане… Это, конечно, пока только предложение, но в принципе, а почему бы и нет?