Инженерное мышление с детского сада

В Пестречинском районе дошкольные учреждения работают как инновационные площадки федерального республиканского уровней

Таких площадок здесь больше половины из пятнадцати детских садов. В них реализуются различные программы, направленные на пропедевтику математического образования, инженерного мышления, социализации малышей, ранней профессиональной ориентации ребят.

Автор статьи: Вероника АКИФЬЕВА

Фото: iskra-kungur.ru

В Пестречинском районе дошкольные учреждения работают как инновационные площадки федерального республиканского уровней

 

инжерное-мышление

 

Таких площадок здесь больше половины из пятнадцати детских садов. В них реализуются различные программы, направленные на пропедевтику математического образования, инженерного мышления, социализации малышей, ранней профессиональной ориентации ребят и так далее. Побывав в нескольких таких дошкольных учреждениях, понимаешь, что некоторым столичным детским садам далеко до подобных сельских.

 

«ИВУШКА» ДЛЯ НОВОГО МИКРОРАЙОНА

В апреле этого года система дошкольного образования района пополнилась ещё одним детским садом, который открылся в жилом комплексе «Усадьба Царёво» в селе Старое Шигалеево. Усадьба находится в недалеко от Казани и активно застраивается. Здесь уже проживают более семи тысяч человек, и это не предел – территория комплекса продолжает расширяться. В основном заселяется сюда молодёжь, поэтому детский сад был жизненно необходим, и недавно состоялось официальное открытие долгожданного ДОУ. Но и этого недостаточно для такого большого микрорайона. Нынче здесь планируется начать строительство ещё одного детсада на 240 мест, а также школы.

– Наше дошкольное образовательное учреждение полностью укомплектовано, – рассказывает заведующая ДОУ «Ивушка» Ксения Никитина. – Рассчитан детсад на 160 ребят. Есть у нас и ясельные группы для ребятишек от полутора до трёх лет. Сейчас только начало работы, ведётся сбор документов, поэтому о каких-то достижениях пока говорить рано. В целом мы планируем выбрать экологическое направление и работать по международной программе «Экошколы/Зелёный флаг». Она реализуется в России с 2002 года и направлена на воспитание у подрастающего поколения ответственного отношения к природе. Мы хотим принимать участие в различных экологических конкурсах, разрабатывать программы по экологической тематике, сотрудничать с Министерством экологии и природных ресурсов РТ.

 

КАК ПРОФЕССОР НАУРАША ПОМОГАЕТ ДЕТЯМ НАШИМ

– Мы являемся инновационной площадкой по формированию инженерного мышления у детей дошкольного возраста посредством робототехники на основе конструктора Lego Wedo 2.0, – рассказала заведующая детским садом №3 «Солнышко» (село Пестрецы) Татьяна Дадосова. – В ближайшие годы самыми востребованными профессиями будут инженерные специальности. Соответственно, те дети, которые увлекаются конструированием и робототехникой, смогут легко их освоить. В педагогике эти технологии интересны тем, что объединяют в себе элементы игры и экспериментирования.

Конструктор состоит из пластиковых деталей, двигателей, различных датчиков (передвижения, наклона), а также среды разработки программ, которая позволяет «оживить» робота. Благодаря работе с мелкими деталями у детишек развиваются моторика, навыки математики и счёта. Ведь даже на уровне подбора деталей для робота приходится иметь дело с деталями разной длины, сравнением их по величине и пониманием, какое количество их нужно. Ребята получают в садике первый опыт программирования, конструирования, знакомятся с основами механики и физики.

 


Пестречинскими наработками заинтересовались даже на международном уровне – в этом году в ДОУ приезжали специалисты из Сербии, чтобы познакомиться с уникальным опытом


 

Кроме того, растить юных исследователей, которые с удовольствием познают окружающий мир, помогает цифровая лаборатория «В стране Наурандии», состоящая из восьми модулей. В каждом из них собрано всё необходимое, чтобы дети могли самостоятельно провести исследования, связанные с температурой, светом, электричеством, кислотностью, магнитным полем, силой и звуком. Почему чай горячий, а лёд холодный? Как получить электричество в домашних условиях и живёт ли оно в картошке? Что держит магнит на холодильнике и что такое магнитная буря? Можно ли измерить кислоту прибором и всегда ли кислота живёт там, где кисло? Вот далеко не весь спектр вопросов, на которые юные почемучки отвечают самостоятельно, в ходе своих исследований. А помогает им в этом компьютерный персонаж – мальчик-профессор Наураша, который озвучивает с интерактивного экрана, что и как делать. Дети совершают свои первые научные открытия вместе со своим виртуальным другом. Так у ребят развиваются логическое мышление и интерес к исследованиям.

 

ТАНЦЫ, ВОКАЛ И МОЗАИКА

На базе детского сада №5 «Бэлэкэч» в Пестрецах, помимо муниципальной программы, направленной на раннюю профориентацию ребят, реализуются ещё республиканская и федеральная. Федеральная программа «Мозаичный парк» направлена на успешную социализацию детей дошкольного возраста. Здесь закуплено специальное оборудование, которое способствует её выполнению.

– Все ребятишки разные, и к каждому нужен индивидуальный подход, – рассказывает заведующая ДОУ «Бэлэкэч» Елена Миронова. – Чтобы у детей адаптация прошла быстрее, мы предлагаем игрушки из «Мозаичного парка». К примеру, этот деревянный бычок может двигаться по доске, как в стихотворении: «Идёт бычок качается, вздыхает на ходу: «Ой, доска кончается, сейчас я упаду». Или вот этот Петрушка, который то прячется, то появляется. А вот специальный набор небольших деревянных предметов. Мы показываем ребёнку один из них, а он должен найти точно такой же в мешочке на ощупь. Это развивает у него и мышление, и воображение. Есть в этой программе и задания на умение договориться. К примеру, альбом «Рисуем вместе», который позволяет рисовать двум ребятам одновременно в одном альбоме.

Именно на таком занятии мы и побывали в садике. У каждого ребёнка на парте по одному альбому, где есть рисунки, которые необходимо раскрасить. Только расположены они иначе, чем в обычной раскраске, – один и тот же персонаж расположен сразу на двух страницах. Поэтому, когда альбом открывается, перед ребятами оказываются два совершенно одинаковых рисунка. Задача ребятишек – суметь договориться, какого цвета будет тот или иной предмет, а затем его раскрасить. Вот так незатейливо и легко девчонки и мальчишки находят общий язык, им прививаются навыки командной работы.

 


Растить юных исследователей, которые с удовольствием познают окружающий мир, помогает цифровая лаборатория «В стране Наурандии», состоящая из восьми модулей. В каждом из них собрано всё необходимое, чтобы дети могли самостоятельно провести исследования, связанные с температурой, светом, электричеством, кислотностью, магнитным полем, силой и звуком


 

Кроме того, на базе этого детского сада работает инновационная площадка республиканского уровня, направленная на музыкальное развитие детей. Пестречинскими наработками заинтересовались даже на международном уровне – в этом году в ДОУ приезжали специалисты из Сербии, чтобы познакомиться с уникальным опытом.

– Федеральные государственные стандарты, которые сейчас реализуются в образовательных учреждениях, направлены на то, чтобы сделать каждого ребёнка успешным, – рассказала музыкальный руководитель, автор проекта «Танец-импровизация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Нажия Якубова. – Однако не у всех ребят одинаковый потенциал, все – разные, есть дети одарённые, есть с проблемами в развитии. Танец-импровизация, как раз и направлен на то, чтобы дать возможность ребятам с какими-то проблемами не отставать от своих сверстников, помочь им реализоваться. Этот проект работает на базе нашего детсада уже три года и показал свою успешность. У нас есть пример того, что у ребёнка была снята инвалидность.

В этот танец входят гимнастика и ритмика, благодаря чему происходит коррекция стопы и спины у ребятишек. В этой программе специалист опиралась на разработки Айсидоры Дункан – американской танцовщицы-новатора, которая в начале прошлого века стала основоположницей свободного танца. Параллельно с танцевальным проектом Нажия Якубова ведёт ещё и хоровой класс, в котором соединила вокально-хоровое пение и логопедические упражнения, что позволяет устранять у детей на раннем этапе логопедические дефекты. В итоге детский сад «Бэлэкэч» стал площадкой для курсов повышения квалификации музыкальных работников со всей республики.

– В нашем районе стараются внедрять все новейшие технологии в сфере дошкольного образования, – резюмирует начальник районного отдела образования Марина Харитонова. – В результате работы таких площадок появляются инновационные продукты – лучшие работы педагогов печатаются и рецензируются учёными, чтобы эти наработки могли использовать в своей работе остальные дошкольные учреждения. Мы готовы делиться своим опытом с коллегами и всегда открыты для сотрудничества.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще