3 декабря 2021

Инновационная революция в пределах одного города

Опубликовано: 04.10.2021 20:28

Иннополис готовится к введению экспериментального правового режима

 

 

Беспилотные такси, ставшие визитной карточкой самого молодого города России, в ближайшее время получат почти полную самостоятельность. Они будут ездить не только без водителя, но и без сопровождающего в лице инженера-испытателя. Иннополис первым в Европе сможет тестировать технические новинки вкупе с юридическими инновациями.

 

На заре автомобилестроения, когда на дорогах главенствовал гужевой транспорт, самодвижущиеся экипажи во многих странах подвергались настоящей правовой дискриминации. К примеру, в Англии до 1896 года по так называемому «закону о красном флаге» скорость автомобиля в городе была ограничена двумя милями (чуть более трёх километров) в час, а впереди экипажа должен был идти человек с тем самым флагом… Подобное отношение уже в наше время испытали на себе и беспилотники. Но прогресс не остановить.

 

ГОССОВЕТ ДАЁТ ДОБРО

Настоящим прорывом стало тестирование беспилотных такси в Иннополисе, начатое крупнейшей российской IT-компанией три года назад.

– Сейчас в городе курсируют восемь беспилотных автомобилей, принадлежащих «Яндексу», – уточняет председатель Комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин. – За время эксперимента в режиме такси совершено более 21 тысячи автономных поездок и не зафиксировано ни одного ДТП.

Очевидный успех создал предпосылки для работы на новом качественном уровне, но пока условия испытаний и их сроки – до 1 марта будущего года – ограничены действующим постановлением Правительства РФ. Однако несколько месяцев назад в стране вступил в силу достаточно универсальный закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ», касающийся в том числе и высокоавтоматизированных транспортных средств.

 


Беспилотные такси совершили более 21 тысячи поездок, ни разу не попав в ДТП


 

Законом предусматривается почти полная свобода для такой техники в отдельно взятых муниципалитетах после соответствующего согласования. Первый шаг, разумеется, должна сделать компания-разработчик, расписав суть, сроки, основные этапы тестирования и «ареал обитания» своих инновационных творений. Компания «Яндекс» такую программу подготовила и получила поддержку Правительства республики. Которое в свою очередь инициировало рассмотрение вопроса в региональном законодательном органе.

К депутатам обратился заместитель Премьер-министра РТ Роман Шайхутдинов, курирующий Иннополис, и был, что называется, услышан. Всесторонне обсудив тему, парламент дал добро. На очереди – рассмотрение письма от Президента Татарстана и соответствующее разрешение на уровне Правительства России. Есть все основания на­деяться, что и на этом этапе проволочек не будет.

 

НАЙТИ КОМПРОМИСС

Внимательный читатель, вероятно, обратил внимание на «подмену» названия беспилотников высокоавтоматизированными транспортными средствами. Это не дань официально-деловому стилю, а стремление к точности формулировки. Дело в том, что «беспилотность»  – штука относительная. Эксперты, среди которых член Комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев, выделяют пять её уровней.

На ранней стадии эволюции – бюджетная машина с круиз-контролем. На пятом уровне – «кибермобиль» с искусственным интеллектом, который ещё не изобрели. В случае с такси от «Яндекса» или беспилотными (с упомянутыми оговорками) камазовскими грузовиками речь идёт о четвёртом уровне. Для безопасной эксплуатации таких машин, помимо прочего, требуются качественная оцифровка дорог и стабильное состояние последних в течение года вкупе с надёжным интернет-покрытием.

Другой проблемный вопрос – кто несёт ответственность в случае ДТП. Одно­значного ответа на него нет даже в заокеанской «стране юристов», где серийно выпускаются легковые машины с автопилотом. В судах, где разбирались недавние трагические происшествия с автомобилями Tesla, обвинения звучали как в сторону разработчиков, которые где-то что-то недодумали, так и в сторону владельцев, пере­оценивших возможности новой техники. Хотя для последних это зачастую уже не имеет значения…

 


Настоящим прорывом стало тестирование беспилотных такси в Иннополисе, начатое крупнейшей российской IT-компанией три года назад


 

Отрадно, что Россия учится на чужих ошибках, но, если слишком долго выжидать, останешься на обочине мирового тренда. Сегодня философские рассуждения уступили место точным расчётам. Они, к примеру, доказывают, что светлое экономическое будущее – за автономными грузоперевозками. И чтобы не опоздать с развитием инновационного транспорта, будь то такси или грузовики, требуется опыт испытания беспилотников в реальных городских условиях и… без пилота. Сегодня компромиссный вариант между прогрессом и безопасностью – маленькая инновационная революция в границах Иннополиса.

– Беспилотное такси «Яндекса» у нас было запущено ещё в августе 2018 года. Но пока все поездки проходят с инженером-испытателем на переднем пассажирском сиденье, – отмечает вице-премьер Роман Шайхутдинов. – Теперь же, в случае положительного решения Правительства России, мы сможем отказаться от сопровождающего. И полноценно тестировать высокоавтоматизированную технику.

Для скептиков добавим, что ни о каком «беспилотном беспределе» речь не идёт.

– Новый правовой режим предусматривает применение специальных норм в случаях, когда общие действующие нормы затрудняют или делают невозможным использование цифровых инноваций, – поясняет Александр Тыгин. – Но речь не идёт о территории без правил!

Иными словами, никто не отменяет, к примеру, основные требования правил дорожного движения. Если не касаться отсутствия водителя за рулём. Но с этим придётся смириться. И в перспективе – не только в Иннополисе.

image_printРаспечатать

Фото: business-gazeta.ru
Автор статьи: ШАБАРДИН Антон
Выпуск: №146 (29108)


Добавить комментарий

03.12.2021

Когда безопасность измеряется в сантиметрах

С приходом холодов стартует горячий сезон для спасателей

Несмотря на наступление календарной зимы, погода по-прежнему демонстрирует межсезонный характер, и с зимней рыбалкой, понятно, придётся повременить. Впрочем, понятно это не всем…

840
03.12.2021

«Атмосфера» для общественных инициатив

В Татарстане состоялось открытие нового сезона образовательной программы «Атмосфера», посвящённой избирательным кампаниям.

740
03.12.2021

Идёт декада инвалидов

Помощь государства, общества людям с инвалидностью нацелена не только на поддержание их здоровья. Главное – дать им возможность быть востребованными, полноценными участниками всех событий в окружающем мире.

1030
03.12.2021

Объединяя усилия

В Казани обсудили проблемы детей с расстройствами аутистического спектра

О том, как важно детям с расстройствами аутистического спектра с раннего возраста иметь возможность общаться с социу­мом, говорили в Казани на коммуникационной сессии по вопросам инклюзивного образования детей с РАС.

890
03.12.2021

Сертификаты распечатают и выдадут

Новый сервис, предоставивший более широкие возможности печати QR-кодов, появился в многофункциональных центрах Татарстана 16 ноября.

990

Мнение

Алексей КУРТОВ, президент Российской ассоциации политических консультантов, на заседании экспертного клуба «Волга» в Казани:


Бесспорно, цифровизация госуслуг – это огромное благо, и Россия развивается здесь семимильными шагами. Однако оценивать это явление нужно и с социальной стороны. А между тем общество просто не поспевает за темпом внедрения новых технологий, ведь ещё много людей живут без компьютеров и с кнопочными телефонами. Иными словами, любая бабушка должна верить, что цифровизацию Правительство проводит именно для неё. Однако до этого весьма далеко.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Дни рождения

    4 декабря

    Владимир Романович Алекно (1966), тренер-волейболист, обладатель многочисленных спортивных трофеев, бывший главный тренер мужской команды «Зенит-Казань».

    Николай Николаевич Рыбушкин (1954), депутат Госсовета Татарстана, доцент кафедры уголовного права КФУ.

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров