Опубликовано: 04.10.2021 20:28
Иннополис готовится к введению экспериментального правового режима
На заре автомобилестроения, когда на дорогах главенствовал гужевой транспорт, самодвижущиеся экипажи во многих странах подвергались настоящей правовой дискриминации. К примеру, в Англии до 1896 года по так называемому «закону о красном флаге» скорость автомобиля в городе была ограничена двумя милями (чуть более трёх километров) в час, а впереди экипажа должен был идти человек с тем самым флагом… Подобное отношение уже в наше время испытали на себе и беспилотники. Но прогресс не остановить.
ГОССОВЕТ ДАЁТ ДОБРО
Настоящим прорывом стало тестирование беспилотных такси в Иннополисе, начатое крупнейшей российской IT-компанией три года назад.
– Сейчас в городе курсируют восемь беспилотных автомобилей, принадлежащих «Яндексу», – уточняет председатель Комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин. – За время эксперимента в режиме такси совершено более 21 тысячи автономных поездок и не зафиксировано ни одного ДТП.
Очевидный успех создал предпосылки для работы на новом качественном уровне, но пока условия испытаний и их сроки – до 1 марта будущего года – ограничены действующим постановлением Правительства РФ. Однако несколько месяцев назад в стране вступил в силу достаточно универсальный закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ», касающийся в том числе и высокоавтоматизированных транспортных средств.
Законом предусматривается почти полная свобода для такой техники в отдельно взятых муниципалитетах после соответствующего согласования. Первый шаг, разумеется, должна сделать компания-разработчик, расписав суть, сроки, основные этапы тестирования и «ареал обитания» своих инновационных творений. Компания «Яндекс» такую программу подготовила и получила поддержку Правительства республики. Которое в свою очередь инициировало рассмотрение вопроса в региональном законодательном органе.
К депутатам обратился заместитель Премьер-министра РТ Роман Шайхутдинов, курирующий Иннополис, и был, что называется, услышан. Всесторонне обсудив тему, парламент дал добро. На очереди – рассмотрение письма от Президента Татарстана и соответствующее разрешение на уровне Правительства России. Есть все основания надеяться, что и на этом этапе проволочек не будет.
НАЙТИ КОМПРОМИСС
Внимательный читатель, вероятно, обратил внимание на «подмену» названия беспилотников высокоавтоматизированными транспортными средствами. Это не дань официально-деловому стилю, а стремление к точности формулировки. Дело в том, что «беспилотность» – штука относительная. Эксперты, среди которых член Комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев, выделяют пять её уровней.
На ранней стадии эволюции – бюджетная машина с круиз-контролем. На пятом уровне – «кибермобиль» с искусственным интеллектом, который ещё не изобрели. В случае с такси от «Яндекса» или беспилотными (с упомянутыми оговорками) камазовскими грузовиками речь идёт о четвёртом уровне. Для безопасной эксплуатации таких машин, помимо прочего, требуются качественная оцифровка дорог и стабильное состояние последних в течение года вкупе с надёжным интернет-покрытием.
Другой проблемный вопрос – кто несёт ответственность в случае ДТП. Однозначного ответа на него нет даже в заокеанской «стране юристов», где серийно выпускаются легковые машины с автопилотом. В судах, где разбирались недавние трагические происшествия с автомобилями Tesla, обвинения звучали как в сторону разработчиков, которые где-то что-то недодумали, так и в сторону владельцев, переоценивших возможности новой техники. Хотя для последних это зачастую уже не имеет значения…
Отрадно, что Россия учится на чужих ошибках, но, если слишком долго выжидать, останешься на обочине мирового тренда. Сегодня философские рассуждения уступили место точным расчётам. Они, к примеру, доказывают, что светлое экономическое будущее – за автономными грузоперевозками. И чтобы не опоздать с развитием инновационного транспорта, будь то такси или грузовики, требуется опыт испытания беспилотников в реальных городских условиях и… без пилота. Сегодня компромиссный вариант между прогрессом и безопасностью – маленькая инновационная революция в границах Иннополиса.
– Беспилотное такси «Яндекса» у нас было запущено ещё в августе 2018 года. Но пока все поездки проходят с инженером-испытателем на переднем пассажирском сиденье, – отмечает вице-премьер Роман Шайхутдинов. – Теперь же, в случае положительного решения Правительства России, мы сможем отказаться от сопровождающего. И полноценно тестировать высокоавтоматизированную технику.
Для скептиков добавим, что ни о каком «беспилотном беспределе» речь не идёт.
– Новый правовой режим предусматривает применение специальных норм в случаях, когда общие действующие нормы затрудняют или делают невозможным использование цифровых инноваций, – поясняет Александр Тыгин. – Но речь не идёт о территории без правил!
Иными словами, никто не отменяет, к примеру, основные требования правил дорожного движения. Если не касаться отсутствия водителя за рулём. Но с этим придётся смириться. И в перспективе – не только в Иннополисе.
![]() |
10.08.2022
Начни свою игруНа базе платформы «Россия – страна возможностей» проходит регистрация участников всероссийского конкурса по поиску и развитию талантов в игровой индустрии «Начни игру». ![]() ![]() |
![]() |
10.08.2022
«Хрустальное перо» – в 25-й разКак уже сообщалось в Казани, в КРК «Пирамида» подвели итоги XXV республиканского журналистского конкурса «Бэллур калэм – Хрустальное перо». ![]() ![]() |
![]() |
10.08.2022
Защитить средства через «Госуслуги»Граждане, задолжавшие деньги, могут подать заявление о сохранении прожиточного минимума и неприкосновенности части своих денег в рамках исполнительного производства с помощью портала госуслуг. ![]() ![]() |
![]() |
10.08.2022
Оставляя позади «расейскую отсталость»Ударники завершили первую пятилетку за четыре года 1932-й объявлен годом борьбы за скорейшую индустриализацию. Но жизнь тяжела: жилья строят мало, керосин по карточкам, в стране голод... Продолжаем нашу историческую рубрику, основанную на архиве газеты «Республика Татарстан». ![]() ![]() |
![]() |
10.08.2022
Вован и Лексус: журналисты или мастера розыгрышей?Мастера «телефонной дипломатии» выступили в КФУ с нескучной лекцией о жанре пранк-журналистики Сегодня мало кто не слышал про Вована и Лексуса, которые срывают маски с политиков и играючи добывают информацию, за которой порой годами гоняются разведчики-профессионалы. ![]() ![]() |
За пятнадцать лет «Аксёнов-фест» успел стать ярким событием не только для столицы Татарстана, но и для всей читающей страны. Его гостями станут нынче президент русского ПЕН-центра, драматург Евгений Попов, саксофонист Игорь Бутман, издатель и близкий друг писателя Владимир Григорьев, главный редактор «Литературной газеты» Максим Замшев и многие другие поэты и писатели, журналисты и музыканты. Основная миссия фестиваля прежняя – открывать новые имена в литературе.
Все мнения