Опубликовано: 04.10.2021 20:28
Иннополис готовится к введению экспериментального правового режима
На заре автомобилестроения, когда на дорогах главенствовал гужевой транспорт, самодвижущиеся экипажи во многих странах подвергались настоящей правовой дискриминации. К примеру, в Англии до 1896 года по так называемому «закону о красном флаге» скорость автомобиля в городе была ограничена двумя милями (чуть более трёх километров) в час, а впереди экипажа должен был идти человек с тем самым флагом… Подобное отношение уже в наше время испытали на себе и беспилотники. Но прогресс не остановить.
ГОССОВЕТ ДАЁТ ДОБРО
Настоящим прорывом стало тестирование беспилотных такси в Иннополисе, начатое крупнейшей российской IT-компанией три года назад.
– Сейчас в городе курсируют восемь беспилотных автомобилей, принадлежащих «Яндексу», – уточняет председатель Комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин. – За время эксперимента в режиме такси совершено более 21 тысячи автономных поездок и не зафиксировано ни одного ДТП.
Очевидный успех создал предпосылки для работы на новом качественном уровне, но пока условия испытаний и их сроки – до 1 марта будущего года – ограничены действующим постановлением Правительства РФ. Однако несколько месяцев назад в стране вступил в силу достаточно универсальный закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ», касающийся в том числе и высокоавтоматизированных транспортных средств.
Законом предусматривается почти полная свобода для такой техники в отдельно взятых муниципалитетах после соответствующего согласования. Первый шаг, разумеется, должна сделать компания-разработчик, расписав суть, сроки, основные этапы тестирования и «ареал обитания» своих инновационных творений. Компания «Яндекс» такую программу подготовила и получила поддержку Правительства республики. Которое в свою очередь инициировало рассмотрение вопроса в региональном законодательном органе.
К депутатам обратился заместитель Премьер-министра РТ Роман Шайхутдинов, курирующий Иннополис, и был, что называется, услышан. Всесторонне обсудив тему, парламент дал добро. На очереди – рассмотрение письма от Президента Татарстана и соответствующее разрешение на уровне Правительства России. Есть все основания надеяться, что и на этом этапе проволочек не будет.
НАЙТИ КОМПРОМИСС
Внимательный читатель, вероятно, обратил внимание на «подмену» названия беспилотников высокоавтоматизированными транспортными средствами. Это не дань официально-деловому стилю, а стремление к точности формулировки. Дело в том, что «беспилотность» – штука относительная. Эксперты, среди которых член Комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев, выделяют пять её уровней.
На ранней стадии эволюции – бюджетная машина с круиз-контролем. На пятом уровне – «кибермобиль» с искусственным интеллектом, который ещё не изобрели. В случае с такси от «Яндекса» или беспилотными (с упомянутыми оговорками) камазовскими грузовиками речь идёт о четвёртом уровне. Для безопасной эксплуатации таких машин, помимо прочего, требуются качественная оцифровка дорог и стабильное состояние последних в течение года вкупе с надёжным интернет-покрытием.
Другой проблемный вопрос – кто несёт ответственность в случае ДТП. Однозначного ответа на него нет даже в заокеанской «стране юристов», где серийно выпускаются легковые машины с автопилотом. В судах, где разбирались недавние трагические происшествия с автомобилями Tesla, обвинения звучали как в сторону разработчиков, которые где-то что-то недодумали, так и в сторону владельцев, переоценивших возможности новой техники. Хотя для последних это зачастую уже не имеет значения…
Отрадно, что Россия учится на чужих ошибках, но, если слишком долго выжидать, останешься на обочине мирового тренда. Сегодня философские рассуждения уступили место точным расчётам. Они, к примеру, доказывают, что светлое экономическое будущее – за автономными грузоперевозками. И чтобы не опоздать с развитием инновационного транспорта, будь то такси или грузовики, требуется опыт испытания беспилотников в реальных городских условиях и… без пилота. Сегодня компромиссный вариант между прогрессом и безопасностью – маленькая инновационная революция в границах Иннополиса.
– Беспилотное такси «Яндекса» у нас было запущено ещё в августе 2018 года. Но пока все поездки проходят с инженером-испытателем на переднем пассажирском сиденье, – отмечает вице-премьер Роман Шайхутдинов. – Теперь же, в случае положительного решения Правительства России, мы сможем отказаться от сопровождающего. И полноценно тестировать высокоавтоматизированную технику.
Для скептиков добавим, что ни о каком «беспилотном беспределе» речь не идёт.
– Новый правовой режим предусматривает применение специальных норм в случаях, когда общие действующие нормы затрудняют или делают невозможным использование цифровых инноваций, – поясняет Александр Тыгин. – Но речь не идёт о территории без правил!
Иными словами, никто не отменяет, к примеру, основные требования правил дорожного движения. Если не касаться отсутствия водителя за рулём. Но с этим придётся смириться. И в перспективе – не только в Иннополисе.
![]() |
02.06.2023
В Болгаре будет новый гостиничный комплексМинтимер Шаймиев провёл в Болгаре выездное совещание на строительной площадке нового гостиничного комплекса. ![]() ![]() |
![]() |
02.06.2023
Радоваться счастью наших земляковС участниками СВО, которые сейчас находятся в отпуске, встретился мэр Казани Ильсур Метшин В Татарстане развёрнута масштабная гуманитарная деятельность, призванная поддержать наших военнослужащих – мобилизованных и добровольцев, а также жителей новых российских регионов, в которых действует военное положение. ![]() ![]() |
![]() |
02.06.2023
Наши надзорные органы бизнесу не докучаютПо итогам 2022 года республика заняла второе место среди регионов России в рейтинге наименьшего давления на бизнес. ![]() ![]() |
![]() |
02.06.2023
Детский поезд отправился в путьС приходом лета снова заработала детская железная дорога в Казани. Поезда будут курсировать до 31 августа по маршруту от станции Молодёжная до Изумрудной и обратно. ![]() ![]() |
![]() |
02.06.2023
Курорт с гаванью и экотропамиЛаишево готовится стать портом Великого Волжского пути В Лаишеве на берегу Куйбышевского водохранилища будет возведён всесезонный курорт с яхтенной мариной полного цикла и набережной. При этом райцентр станет крупным транспортным хабом для речных туристов на Великом Волжском пути. ![]() ![]() |
Иностранные товары, которые наша страна импортирует с помощью механизма параллельного импорта, будут постепенно заменены российскими аналогами. Изначально в перечне таких товаров было более 1,3 тысячи, осталось около 300 позиций. Ожидаем насыщения рынка собственной продукцией.
Все мнения