В условиях непростой социально-экономической ситуации в стране ОАО «Сетевая компания» в 2016 году реализовала ряд крупных инвестиционных проектов
Открытое акционерное общество «Сетевая компания», занимающееся передачей электрической энергии от электростанций до потребителей Татарстана, – одно из крупнейших электросетевых предприятий России. Его миссия – обеспечивать надежное, качественное электроснабжение населения и промышленности в целях динамичного социально-экономического развития республики.
Удалось ли в уходящем году справиться с этой задачей и каковы планы на перспективу? Об этом наша беседа с генеральным директором ОАО «Сетевая компания» Ильшатом Фардиевым.
КЛЮЧЕВОЕ СОБЫТИЕ ДЛЯ ТАТАРСТАНА
– В сентябре нынешнего года в Нижнекамском районе была введена в эксплуатацию подстанция на 220 киловольт «Бегишево». В церемонии ее открытия принял участие Президент Рустам Минниханов, что само собой уже говорит о большом значении этого события для Татарстана. Ильшат Шаехович, расскажите, какие перспективы для энергетической и других отраслей республики открывает данный объект.
– Действительно, ввод ПС 220 кВ «Бегишево» можно отнести к ключевым событиям 2016 года. В целом ввод основных фондов в 2016 году составил более 8 млрд рублей. Подстанция была построена в рамках реализации плана мероприятий по повышению надежности и улучшению качества электроснабжения Нижнекамского энергорайона.
Нефтеперерабатывающее производство – технологически сложный непрерывный процесс с особыми требованиями к качеству и надежности электроснабжения. Существующие линии электропередачи (ЛЭП) Нижнекамского энергорайона сконцентрированы на небольшой площади, все они связаны между собой. Повреждения на одной линии могут сопровождаться «провалом» напряжения на другой. Сбои в работе сетей электроснабжения даже на десятые доли секунды (время срабатывания современных устройств релейной защиты и автоматики) могут привести к сбою в технологических процессах перерабатывающих предприятий, возможны остановки производства. Их последствия устраняются зачастую неделями. Высока и вероятность экологических последствий. Именно поэтому данные предприятия относятся к потребителям первой категории надежности, электроснабжение которых должно осуществляться от двух независимых источников напряжения.
Ввод ПС 220 кВ «Бегишево» можно отнести к ключевым событиям 2016 года. В целом ввод основных фондов в 2016 году составил более 8 млрд рублей. Подстанция была построена в рамках реализации плана мероприятий по повышению надежности и улучшению качества электроснабжения Нижнекамского энергорайона
Одновременно со строительством ПС 220 кВ «Бегишево» возводились высоковольтные ЛЭП 220 кВ: Щелоков – Бегишево (в декабре 2013 года в Елабуге был поставлен под напряжение 500 кВ новый центр питания первой категории – ПС «Щелоков»), Бегишево – ТАНЕКО и Бегишево – Нижнекамская общей протяженностью 64,5 километра.
На сегодня от ПС 220 кВ «Бегишево» запитаны «Нижнекамскнефтехим», «Нижнекамскшина» и другие предприятия, которые теперь электрически разделены между собой.
К слову, в 2016 году мы начали строительство ЛЭП на 220 кВ от ПС 500 кВ «Щелоков», которая на сегодня обеспечивает электроэнергией Нижнекамский и Елабужский районы, в том числе предприятия особой экономической зоны «Алабуга» по направлению к Казани. Тем самым будет компенсирован дефицит электроэнергии, существующий в столице во время летних ремонтных режимов на электростанциях и при минимальных тепловых нагрузках на ТЭЦ.
ТОЛЬКО ПОСЛЕДНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ
– Какие ноу-хау были использованы при строительстве ПС 220 кВ «Бегишево»?
– При ее строительстве применены все последние достижения науки и техники в сфере электроэнергетики. Это подстанция последнего поколения, которая полностью автоматизирована, то есть существует возможность управления ею дистанционно. Смонтировано высокотехнологичное оборудование.
В настоящее время в компании имеется возможность дистанционного управления оборудованием двух подстанций – вновь построенной ПС 500 кВ «Щелоков» и реконструированной казанской ПС 220 кВ «Центральная». Первая находится в оперативном ведении филиала Системного оператора Единой энергетической системы (ЕЭС) России – Объединенного диспетчерского управления энергосистемы Средней Волги, диспетчер может дистанционно из Самары подать команду на включение или отключение оборудования, территориально расположенного под Елабугой. Второй подстанцией может управлять служба, находящаяся в центральном офисе «Сетевой компании». Это при необходимости позволяет оперативно решать вопросы в аварийных ситуациях. В ближайшей перспективе такая же схема управления будет запущена на ПС 220 кВ «Бегишево».
Ильшат ФАРДИЕВ, генеральный директор ОАО «Сетевая компания»: | |
Реконструкция действующих подстанций – процесс сложный: мы должны, не прекращая энергоснабжения потребителей прилегающих районов, обеспечивать нормальные режимы без ограничения подачи электроэнергии, поэтому заранее предусматриваются всевозможные превентивные меры, чтобы в случае каких-либо сбоев потребители не пострадали. |
На этой подстанции установили трансформаторы с системами непрерывного мониторинга состояния. Как говорил знаменитый древнегреческий врач Гиппократ, «болезнь легче предупредить, чем лечить». Данная система позволяет в реальном времени непрерывно следить за ключевыми параметрами состояния трансформаторов (к слову сказать, самого дорогого оборудования на подстанции), за его «здоровьем»: контролируются температура масла, содержание в нем газов и ряд других технических характеристик. И когда показатели приближаются к критическим значениям, дежурному подстанции идет сигнал о необходимости вывода оборудования в ремонт. Сейчас такими системами диагностики мы оснащаем все вновь вводимые трансформаторы на подстанциях 220–500 кВ.
МЕЖДУ СИБИРЬЮ И ЦЕНТРОМ РОССИИ
– Еще несколько крупных объектов «Сетевой компании», в частности подстанции класса напряжения 500 кВ «Бугульма» и «Киндери», подверглись масштабной реконструкции. С чем связана необходимость этих работ?
– Это две старейшие системообразующие подстанции, введенные в строй в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов прошлого века. Оборудование ПС отработало срок эксплуатации и давно снято с производства. Увеличилось число его поломок и выхода из строя. Эти ПС задействованы в северном транзите передачи мощности. В рамках ЕЭС России через Татарстан происходит переток электроэнергии из Сибири и Урала в центр страны. С учетом разных часовых поясов, когда ночью в Сибири и на Урале избыток электрической мощности, она перекачивается в центральные регионы. Создается нормальный экономичный режим работы энергосистемы.
Требования к надежности работы данных подстанций предъявляются повышенные.
Реконструкцию ПС 500 кВ «Киндери» планируем полностью завершить в 2017 году. Помимо того, что эта станция участвует в транзите мощности в центр России, она является узловой подстанцией для надежного электроснабжения Казани. От нее запитано кольцо на 110 и 220 кВ вокруг города. Проведение реконструкции данной подстанции существенно повысит надежность электроснабжения Казани, третьей столицы России, места проведения мероприятий международного значения.
«Бугульма» – «энергетическое сердце» нефтяников и нефтехимиков, сосредоточенных на юго-востоке республики. От нее запитаны Альметьевский, Бугульминский и ряд других районов. Поскольку и на этой ПС устанавливается современное сложное и дорогостоящее оборудование, ее модернизация продлится еще года два-три. В итоге получим качественную подстанцию, ничем не хуже построенной с нуля.
Реконструкция действующих подстанций – процесс сложный: мы должны, не прекращая энергоснабжения потребителей прилегающих районов, обеспечивать нормальные режимы без ограничения подачи электроэнергии, поэтому заранее предусматриваются всевозможные превентивные меры, чтобы в случае каких-либо сбоев потребители не пострадали.
ПРИБЛИЖЕННЫЕ К ПОТРЕБИТЕЛЮ
– В районах республики – Мамадышском, Актанышском, Заинском и ряде других – проведена замена оборудования распределительных сетей. По какому принципу были выбраны именно эти районы? И в чем преимущество новых технических решений, применяемых «Сетевой компанией»?
– Распределительные сети – один из самых важных элементов компании. Коммуникации с низким напряжением 0,4 кВ, 6 и 10 кВ занимают четыре пятых от всего оборудования (в условных единицах) нашего предприятия. Эти сети очень разветвленные, именно от данных линий в основном и запитаны все жилые дома и промышленные предприятия.
Уделяем большое внимание повышению надежности распределительных сетей. Например, меняем голый провод на самонесущие изолированные провода. Ведем работу по автоматизации распредсетей. Пилотный проект был реализован два года назад в одном из самых крупных в Татарстане Мамадышском районе (зона ответственности Елабужских электросетей), где были секционированы сети с использованием элегазовых выключателей нагрузки Auguste финской компании Ensto.
Одним из главных критериев выбора мест для монтажа нового оборудования стала протяженность воздушных линий, от которых запитаны густонаселенные жилые районы. А она доходит до 40–50 километров. Если на такой ВЛ произошло отключение, а повторное включение оказалось безуспешным (где-то провод оборвался из-за падения дерева и прочее), то для того чтобы выявить поврежденный участок и устранить дефект, ремонтной бригаде приходится и зимой в метель, ночью по сугробам и оврагам преодолевать десятки километров. На это уходят бесценные часы, в течение которых потребители сидят без электричества. Автоматика самостоятельно определяет поврежденный участок, он выделяется, локализуется. И большинству потребителей напряжение подается в обычном режиме, то есть люди остаются со светом. Диспетчер отправляет аварийную бригаду адресно – именно на то место, где случилась неприятность.
В 2014–2016 годах по республике установили 165 выключателей Auguste. А еще в рамках программы повышения качества электроснабжения смонтировано 66 вольтодобавочных трансформаторов (бустеров) напряжением 0,4 кВ и один пункт автоматического регулирования напряжением 10 кВ. Данные электротехнические аппараты применяются на наиболее проблемных объектах распределительных сетей.
Кроме того, в этом году мы приступили к реализации пилотного проекта по внедрению так называемых «умных» сетей в Казани, Набережных Челнах и Нижнекамске. Технические решения, реализуемые в проекте, позволяют еще быстрее выявлять поврежденные участки сети, изолировать их и в автоматическом режиме, без участия человека, осуществлять восстановление электроснабжения потребителей.
Допустим, из-за несанкционированных земельных работ происходит повреждение кабельной линии. И вся цепочка от центра питания полностью отключается, без света оказывается целый микрорайон, в котором жизнь, по сути, останавливается, поскольку бытовые приборы, светофоры и прочие электрозависимые объекты отключаются. Электромонтеры со спецприборами осматривают последовательно каждую трансформаторную подстанцию (ТП) района. На это уходит время. Нередко нашей оперативной машине сильно мешают несанкционированные автостоянки возле ТП, войти в которые становится невозможным. В общем, в городах сложностей у энергетиков бывает еще больше, нежели в сельской местности.
В настоящее время в компании имеется возможность дистанционного управления оборудованием двух подстанций – вновь построенной ПС 500 кВ «Щелоков» и реконструированной казанской ПС 220 кВ «Центральная»
Поэтому было принято решение о внедрении элементов «Смарт грид» – «умных» сетей, при помощи которых в городе за секунды автоматически локализуется поврежденный участок и запитываются все по-требители. Ремонтной бригаде не приходится долго искать место повреждения. В этом году подготовительные работы уже завершены. Надеюсь, в начале 2017 года система полностью заработает.
Безусловно, все эти работы обходятся нам очень дорого. Но для нас, как клиентоориентированной компании, важно, чтобы в домах татарстанцев всегда было светло и тепло.
С УЧЕТОМ СВОЕЙ СПЕЦИФИКИ
– Действительно, инфраструктура объектов «Сетевой компании» претерпевает эволюционные изменения. И конечный потребитель ощущает от этого реальную пользу… Повсеместно на предприятиях идет внедрение методов бережливого производства. Используются ли лин-технологии в вашей компании? Если да, то с какого года, в чем это проявляется и какой дает эффект?
– Этим направлением мы стали заниматься с марта 2014 года. Начали с того, что весь персонал компании прошел каскадное обучение технологиям бережливого производства. Один из этапов учебы – в каждом филиале и подразделении предприятия определили пути организации эталонных участков, тщательно, детально прорабатывая вопросы внедрения элементов лин-технологий с учетом специфики электросетевого хозяйства.
Используем систему рациональной организации рабочего пространства 5С (сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование). Что ценно – работники, в том числе электромонтеры, активно вносят кайдзен-предложения по улучшению деятельности предприятия: с 2014 года было принято свыше 22 тысяч предложений, из которых 90 процентов внедрено.
Одним из главных критериев выбора мест для монтажа нового оборудования стала протяженность воздушных линий, от которых запитаны густонаселенные жилые районы. А она доходит до 40–50 километров
Предложения касались, в частности, переоборудования автотехники с точки зрения хранения специнструмента, размещения защитных средств, чтобы их можно было удобно и быстро достать, какими шкафами и полками следует оснащать машины и так далее. Все это учитывалось при составлении технических заданий. Мы провели своего рода конкурс: собрали на одной площадке весь модернизированный автотранспорт и коллегиально обсудили, какие самые удачные решения применены на каждом автомобиле. Выбрали оптимальные способы формирования автотранспорта и разработали единый стандарт в компании. Сейчас, когда заказываем обновление автотехники, то в техническом задании на выполнение заказа указываем, что сделать это нужно по нашему стандарту. Если раньше мы делали что-то, как говорится, на коленке в своих мастерских, то теперь это производится в заводских условиях по нашим предложениям.
Навели порядок на складах, в мастерских, бытовых помещениях и так далее. Уверен, лин-технологии помогут и в дальнейшей работе.
РАБОТА ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ
– В 2016 году в «Сетевой компании» началось обучение электромонтеров работам под напряжением от 10 до 35 кВ. В Заинском ресурсном центре под руководством представителей американской компании SLTC завершен первый этап учебы. Что он дал? Каковы дальнейшие действия в данном направлении?
– В некоторых странах существуют жесткие требования к перерывам в электроснабжении. Там на уровне законодательства прописывается ответственность сетевой компании за такие простои – предусмотрены крупные штрафные санкции. Так, в Финляндии если в течение года потребитель десять суток независимо от каких-либо причин (будь то авария, ремонт и прочее) находился без электроэнергии, то потом он на протяжении двух лет бесплатно пользуется электроэнергией.
И для нас очень важно минимизировать перерывы в обеспечении наших потребителей электричеством. Одним из направлений достижения этой цели является работа под напряжением – выполняем профилактические и ремонтные мероприятия, а население даже не догадывается, что мы что-то делаем.
Как было раньше? В конце улицы вводился в эксплуатацию новый дом, подавалась заявка на подключение его к электропитанию. Чтобы сделать это, от напряжения отключалась вся улица…
В некоторых странах существуют жесткие требования к перерывам в электроснабжении. Там на уровне законодательства прописывается ответственность сетевой компании за такие простои – предусмотрены крупные штрафные санкции
Сейчас трудимся под напряжением, предусматривая при этом специальные мероприятия, обеспечивающие защиту персонала от поражения электрическим током. На данный момент работам под напряжением обучено 47 бригад (188 человек), к концу года завершается учеба еще у 11 бригад. В целом «Сетевая компания» выполнила более семи тысяч таких работ (замена изолятора, перетяжка провода, подводка к дому). Также прошли обучение четыре бригады подрядных организаций, с которыми мы сотрудничаем.
Начинали с работы на сетях напряжением 0,4 кВ, продолжили – на уровне 6–10 кВ, планируем нарастить этот потенциал до 110 кВ. В нашей компании есть одна бригада (в Казанских электросетях), которая работает под напряжением в 500 тысяч вольт! Первопроходцами в данном деле на уровне напряжения 0,4 кВ стали Чистопольские электрические сети, которые приступили к освоению данной сферы деятельности еще в 2009 году.
Будем развивать это направление. Тем более что со следующего года для сетевых компаний вводятся дополнительные показатели надежности электроснабжения, одним из критериев станет перерыв в электроснабжении потребителей.
КУРС НА КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ
– Ильшат Шаехович, вы считаете свою компанию клиентоориентированной. А что еще делается для подтверждения этого статуса?
– Да, компанией взят курс на клиентоориентированность. На сегодня открыто 46 комфортных офисов по обслуживанию потребителей почти во всех районах республики, три из них – в Казани. Дополнительно к ним будет создано еще 11 офисов. Там можно получить информацию, подать заявку на технологическое присоединение к электросетям или на снятие показаний приборов учета, пожаловаться на некачественное электроснабжение.
В компании круглосуточно работает контакт-центр, и по бесплатному номеру 8-800-2000-878 можно решить любой вопрос, касающийся электроснабжения. К тому же для удобства потребителей на нашем сайте создан интерактивный сервис, где можно узнать о плановых отключениях электроэнергии, направить запрос по интересуемой теме, оставить благодарность за хорошую работу энергетиков.
– Скажите, а есть ли практическая польза от участия вашего предприятия в ежегодной международной специализированной выставке «Энергетика. Ресурсосбережение»?
– Конечно. Каждый год мы принимаем в ней активное участие, демонстрируем на стендах экспозиции компании наши достижения, разработки в области энергосбережения. В рамках деловой программы выставки проходит «Час «Сетевой компании», когда главные инженеры и технические руководители наших предприятий принимают от представителей энергетической отрасли Татарстана, регионов России и ближнего зарубежья их предложения и замечания. Основная польза от таких мероприятий – налаживание перспективных партнерских отношений с производителями оборудования, подрядчиками.
В компании круглосуточно работает контакт-центр, и по бесплатному номеру 8-800-2000-878 можно решить любой вопрос, касающийся электроснабжения. К тому же для удобства потребителей на нашем сайте создан интерактивный сервис, где можно узнать о плановых отключениях электроэнергии, направить запрос по интересуемой теме, оставить благодарность за хорошую работу энергетиков
Приведу лишь один пример. В ходе прошлогодней выставки на нас вышли представители Барнаульского трансформаторного завода, предложив свою новую продукцию. А в этом году мы уже заключили с этим предприятием контракт на поставку их энергосберегающего оборудования. По нашему заказу там разработали трансформатор малой мощности, от которого запитываются два-три жилых дома. То есть мы уходим от сетей в 0,4 кВ. Тем самым повышаются качество и надежность электроснабжения, поскольку центр питания приближается непосредственно к потребителю электрической мощности. Да и снижаются возможности хищения электроэнергии.
НЕ ПЕРЕВЕЛИСЬ НА РУСИ ПЛОХИЕ КУЛИБИНЫ
– Кстати, об энергорейдах. Какие проблемы выявляются в ходе таких мероприятий? Каковы результаты их решения в 2016 году по сравнению с 2015-м?
– С воровством бороться очень сложно. За 11 месяцев этого года проведено 1432 рейда, в результате составлено 1245 актов безучетного потребления электроэнергии, по ним выставлены счета за 3,59 млн киловатт-часов электрической энергии (для сравнения: за тот же период 2015 года – 1441 акт и свыше 3,98 млн кВт/ч). Люди стали чуть дисциплинированнее, фактов воровства выявлено меньше – это и следствие применения новых технологий, более совершенных приборов учета.
Но успокаиваться рано – Кулибиных в России много, они изобретают все новые методы воздействия даже на качественные счетчики.
С воровством бороться очень сложно. За 11 месяцев этого года проведено 1432 рейда, в результате составлено 1245 актов безучетного потребления электроэнергии, по ним выставлены счета за 3,59 млн киловатт-часов электрической энергии (для сравнения: за тот же период 2015 года – 1441 акт и свыше 3,98 млн кВт/ч)
Есть еще одна серьезная проблема. Речь идет о «заряженных» приборах учета с измененной внутренней схемой, которые открыто продаются на некоторых сайтах. По сути, речь идет о поддельных оттисках клейма органов стандартизации и заводов-изготовителей на счетчиках, используемых в качестве инструмента измерения при коммерческих расчетах. Приборы после постороннего вмешательства в их «внутренности» работают гораздо медленнее. А такие махинации тянут уже на уголовную ответственность, поскольку налицо подделка заводского штампа и документов государственного органа.
Активно работая и в этом направлении, и в техническом совершенствовании электросетевого хозяйства, мы существенно снизили потери электроэнергии в наших сетях. Свести их к нулю невозможно, потому что ток, проходя по проводам, трансформаторам, неизменно теряет часть мощности. От этого технологического процесса никуда не уйдешь. Тем не менее на сегодня мы достигли показателя потерь в 7,2 процента, опуститься ниже данного результата – крайне сложно. А лет десять назад потери в сетях были на уровне 11,8 процента.
В СОЦИАЛЬНОМ РАКУРСЕ
– В Татарстане много внимания уделяется повышению престижа рабочих и инженерных профессий. Какие конкурсы по профмастерству проводятся в «Сетевой компании»?
– Традиционные ежегодные состязания на лучшую бригаду по эксплуатации распределительных сетей. А в уходящем году впервые проведен конкурс среди бригад, осуществляющих работы под напряжением. Кроме того, в 2016 году в компании был принят внутренний документ, согласно которому профессиональные конкурсы дополнительно могут организовываться среди диспетчеров, персонала служб релейной защиты, оперативных и подстанционных работников, контролеров и электромонтеров по эксплуатации электросчетчиков, водителей.
У нас ценят людей, которые в течение многих лет вносили огромный вклад в становление и формирование энергетической отрасли Татарстана. Им оказывается всесторонняя поддержка, в том числе материальная – с этой целью был создан специальный благотворительный некоммерческий фонд «Надежда и опора», который формируется исключительно из средств работников «Сетевой компании», перечисляющих деньги на добровольной основе
Проводятся конкурсы среди филиалов на лучшую организацию по охране труда. Такие мероприятия поднимают престиж высококвалифицированного труда, позволяют распространять передовой опыт, повышать уровень профессионального мастерства, популяризировать базовые для электроэнергетики профессии и поддерживать культуру производства работ на высоком профессиональном уровне. Ведь даже просто готовясь к конкурсам, энергетики очередной раз штудируют правила охраны труда, материалы о тонкостях технологических процессов и другие «своды законов» нашей отрасли.
– Татарстанские предприятия энергетики всегда отличались социальной ответственностью. Как сохраняется преемственность традиций в вашей компании?
– Работа с молодежью и ветеранами энергетики – одно из приоритетных направлений социальной политики компании. У нас около 2900 ветеранов, старшему в этом году исполнилось 98 лет. В 2015 году был создан совет ветеранов, который возглавил ваш покорный слуга. В мае этого года состоялся объединенный форум поколений энергетиков, на котором тесно общались, обменивались опытом ветераны и молодежь нашей компании. На этом мероприятии 23 ветеранам были вручены почетные знаки ОАО «Сетевая компания».
У нас ценят людей, которые в течение многих лет вносили огромный вклад в становление и формирование энергетической отрасли Татарстана. Им оказывается всесторонняя поддержка, в том числе материальная – с этой целью был создан специальный благотворительный некоммерческий фонд «Надежда и опора», который формируется исключительно из средств работников «Сетевой компании», перечисляющих деньги на добровольной основе. За прошедший период в фонд обратились 217 ветеранов, которым была оказана поддержка на сумму более 4,6 млн рублей.
Мы продолжаем традицию наставничества – в 2016 году разработана и утверждена соответствующая программа, созданы достойные условия для адаптации молодых сотрудников. Этот фактор положительно влияет не только на эффективность производственного процесса, но и на общественную позицию наших молодых специалистов.