Следующий год объявлен в Татарстане Годом цифровизации – ожидается, что реализация IT-проектов поможет республике выйти на новый уровень…
В «Сетевой компании» акцент на развитие цифровых технологий начали делать ещё в начале 2000-х годов, приступив к установке передового микропроцессорного оборудования на электросетевых установках, а также развивая программные продукты для нужд самой компании. При этом энергетики всегда с уважением относятся к исполнителям своих идей – тем, кто реализует и переводит их в практическую плоскость, одновременно наполняя рынок труда востребованными вакансиями… Подробнее о пути, по которому движется предприятие, – в беседе с генеральным директором АО «Сетевая компания» Ильшатом Фардиевым.
– Ильшат Шаехович, начну с поздравлений: ваша компания получила бронзовый уровень оценки эффективности бережливого производства по критериям всеобщей производственной системы Тойоты. Как вам удалось добиться такой высокой оценки японских экспертов?
– Замыслы о внедрении кайдзен-стратегии, которая позволяет сократить ненужные несвоевременные затраты, оптимизировать производственные процессы и даёт возможность в полной мере реализовать человеческий и профессиональный потенциал сотрудников, появились у нас ещё лет десять назад. Впервые лин-элементы (производственная система «Энергия») были внедрены в технологический процесс компании в 2014 году. Однако аудит результатов оказался неутешительным, не обошлось и без скептицизма со стороны сотрудников. Но как говорит татарская пословица «Тырышкан табар, ташка кадак кагар» («Старательный и в камень гвоздь забьёт»). Мы стали последовательно работать по этим высоким международным стандартам, и можно сказать уверенно, что взятый курс себя полностью оправдал. В этом году в Елабужских электрических сетях проведена оценка эффективности производственной системы «Энергия», основанная на мировом сравнительном анализе по критериям всеобщей производственной системы Тойоты Т-TPS. Аудиторы отметили большие изменения рабочих процессов, которые улучшили и корпоративные показатели, и удовлетворённость персонала. В результате мы стали единственной электросетевой компанией в России, которая достигла бронзового уровня оценки эффективности бережливого производства. При том что более 90 процентов наших сотрудников вовлечены в развитие производственной системы, а это значит, что знаниями научной организации производства владеет персонал, работающий во всех районах республики.
В СООТВЕТСТВИИ С ДОРОЖНОЙ КАРТОЙ
– Возросшие компетенции персонала – это огромный плюс, но электросетевое хозяйство формировалось ещё в советские годы. Готово ли оно к цифровой революции, которая сейчас является триггером большинства технологических процессов?
– Цифровизацию мы не рассматриваем как самоцель. Прежде всего это инструмент, дающий возможность отвечать на запросы потребителя, – повышать качество электроснабжения, сокращать количество отключений и времени восстановления, вводить экономически обоснованные тарифы на электроснабжение.
Переход на цифровые технологии в нашей компании происходит поэтапно, в соответствии с дорожной картой – цифровизация предполагает создание базиса, включающего автоматизацию сетей, подстанций и замену оборудования.
Например, в городах с высокой плотностью населения и малой пропускной способностью автомобильных дорог внедряется система Smart Grid («Умные сети»), работающая в автоматическом режиме. В случае возникновения нештатной ситуации система сама находит и локализует повреждённый участок, производит переключения и запитывает потребителей за одну минуту. Мы запустили пилотные проекты ещё в 2016 году в Казани, Набережных Челнах и Нижнекамске, благодаря чему автоматизировано 12 распределительных пунктов и 65 трансформаторных подстанций, обеспечивающих электроснабжение социально значимых объектов. В настоящее время автоматизация организована в 43 РП, 247 ТП, построено 42 км КЛ 6–10 кВ. Сейчас в республиканской столице работает пятилетняя программа, благодаря которой планируется перевести в режим управляемости и наблюдения все 111 распредпунктов города, модернизировать 657 подстанций, обновить около сотни километров кабельных линий распределительной сети.
Ещё одним важным шагом стала проводимая в компании автоматизация распределительных сетей, то есть сетей 0,4–10 кВ. Это инфраструктура, предназначенная для жителей и сельских производителей. Мы устанавливаем на воздушных линиях инновационное оборудование различного типа: выключатели нагрузки, индикаторы короткого замыкания, реклоузеры и другие устройства, действие которых направлено на повышение наблюдаемости и управляемости распределительной сети, позволяющей создавать «Цифровой РЭС». Кроме того, собираемая аналитика данных позволяет разглядеть «узкие места» и сформировать планы ремонтов электрической сети на будущее.
– То есть цифровизация в сетях – это и возможность управлять оборудованием на расстоянии?
– Это одна из отличительных особенностей проводимых реконструкций и нового строительства на существующих объектах. В Зеленодольском районе, например, работает старейшая подстанция в республике (введена в строй в 1952 году), которая обеспечивает электричеством Зеленодольск и два крупных градообразующих предприятия. Мы решились её модернизировать: в 2018–2019 годах провели комплексную реконструкцию, укомплектовали современным оборудованием, микропроцессорными защитами и автоматизированной системой управления, внедрили технологии автоматизированных программ переключений с дистанционно управляемыми устройствами релейной защиты и автоматики. И если раньше для вывода трансформатора в ремонт дежурным необходимо было выполнить много действий, которые занимали более часа, то сейчас все операции производятся автоматически за несколько минут. Данное техническое решение мы стали тиражировать на других строящихся объектах.
Также в 2019 году запущена первая в Татарстане цифровая подстанция 110 кВ «Портовая», на которой передача информации с высоковольтного оборудования ведётся не посредством большого количества медных проводов, а по волоконно-оптическому кабелю. До 2024 года запланировано строительство семи таких цифровых подстанций нового поколения, и одну из них планируем запустить в апреле 2022 года.
– Пришлось, наверное, персонал переучивать?
– Совершенствование профессиональных навыков – это наша систематическая работа, которую мы проводим с кадрами. В данном случае большое значение для управления этим цифровым оборудованием имеет и переход на двухуровневую систему оперативно-технологического управления – мы первыми в России начали эту масштабную для нашей компании реформу, позволяющую в комплексе решать задачу по надёжному электроснабжению потребителей. В результате изменений взамен ранее существовавших 65 диспетчерских пунктов создано 10 центров ответственности за всё электросетевое оборудование компании. Новые технологии, которые используются на нашем оборудовании, позволяют диспетчеру контролировать работоспособность находящихся в его зоне ответственности электроустановок: от подстанции 110–500 кВ до распределительных сетей, по которым идёт электроснабжение наших домов. Всё это – следствие возрастающих ожиданий потребителей, которым требуется оперативное устранение возникающих проблем, а также внедрение современных технологий – используем новые программные продукты, позволяющие полностью перевести наши сети в цифровой формат. Мы создаём «цифровой двойник» электрической сети.
КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ
– Четыре года назад вы приступили к созданию автоматизированной системы учёта электроэнергии. Можно ли уже говорить о том, что проект по установке умных счётчиков оправдал себя?
– Интеллектуальная система учёта – это ключевой элемент цифровой трансформации электроэнергетики. Аналоговые счётчики с привычными всем колёсиками безвозвратно уходят в прошлое. Современные приборы, которые мы устанавливаем, являются многофункциональными, регистрируют и запоминают показания каждые 30 минут и ежесуточно в автоматическом режиме передают их на сервер. Кроме того, для удобства потребителей создано мобильное приложение, через которое можно подать заявление на техприсоединение, посмотреть количество использованной электроэнергии, понять, какая нагрузка была в течение суток. Замена приборов происходит за счёт средств нашей компании, и сейчас у нас существенно уменьшились потери и операционные затраты, повысилась эффективность труда. Так, за четыре года мы установили более 270 тысяч приборов учёта в таких городах республики, как Елабуга – более 20 тысяч, Казань – более 65 тысяч, Альметьевск – более 17 тысяч, Набережные Челны – более 20 тысяч, Заинск – более четырёх тысяч, Бугульма – свыше семи тысяч. Благодаря этому уровень потерь, например, за девять месяцев 2021 года, снижен почти до шести процентов. А если сравнивать эти данные с аналогичным периодом 2017 года, то потери снизились на 14 процентов. Достигнутый показатель оказался одним из самых образцовых в России.
– В 2020 году «Сетевая компания» запустила свой «цифровой двойник». Что он собой представляет и какая от него польза?
– Поправлю: это не «двойник» нашей компании, а виртуальная модель электросети Республики Татарстан. До 2017 года информация об электросетевых активах компании велась в каждой информационной системе отдельно, и дублированный ввод однотипных данных тормозил наше развитие. Поэтому было принято решение о создании Единой автоматизированной системы технологического управления – так называемого цифрового двойника. Наши программисты и партнёры по проекту внесли в цифровую модель все электросетевые активы компании – это более 74 тысяч километров линий электропередачи, в том числе с указанием каждой опоры, более двадцати тысяч схем трансформаторных подстанций, схемы электроснабжения смежных сетевых организаций и крупных потребителей. Схема распределительной сети для лучшей визуализации была наложена на географическую подложку – и оказалось, что данное инновационное решение мы использовали первыми в России. «Цифровой двойник» достоверно воспроизводит структуру и состояние сетевого хозяйства, отражает и визуализирует любые изменения. Диспетчеры имеют возможность в онлайн-режиме отслеживать состояние сети, наличие и качество электроснабжения. И если раньше об отключении электроэнергии они узнавали на основе обращений населения в контакт-центр, то теперь получают информацию посредством виртуальной модели.
Следующим нашим шагом будет переход функций восстановления электрической сети от диспетчера к автоматическому принятию решений в режиме реального времени. Ключевая задача – отработать алгоритмы на корректность принятия решений по всем возможным аварийным событиям, благо технологических ограничений для этого нет.
КЛАССНЫЕ РЕШЕНИЯ СО ЗНАКОМ КАЧЕСТВА
– На сайте вашей компании много новостей посвящено приезду делегаций со всей страны. Очень радует, что не все процессы уходят в онлайн…
– Конечно, это же производство – проведение определённого вида работ, передача опыта требует живого присутствия… Большей частью к нам приезжают ознакомиться с работами под напряжением, которые проводят наши ребята на распределительных сетях. Мы начали осваивать этот метод ещё в 2009 году. Затем в 2015-м приступили к обучению технологии персонала всей компании, и на данном этапе в компании доступно локальное производство практически любого вида работ под напряжением 0,4–10 кВ. Особое достижение этого года – применение не имеющей аналогов в России комплексной системы «байпас», разработанной в рамках опытно-конструкторских работ компании. Она способна обеспечить единовременное выполнение неограниченного комплекса работ в рамках технического обслуживания, капитального ремонта, реконструкции и аварийного восстановления электроустановок.
Кроме того, интересные решения для работы под напряжением (и не только) разрабатываются на местах. Например, в Тетюшском РЭС (Буинские электрические сети) собственными силами с помощью передовой технологии и без перерывов в электроснабжении потребителей выполняются все основные виды работ воздушной линии напряжением десять киловольт.
Что радует: эффективные разработки и усовершенствования, которые инициирует сам персонал, могут обрести и заводское исполнение. Вот, например, в Аксубаевском районе (Чистопольские электрические сети) стали использовать мобильную трансформаторную подстанцию: доведённое до ума бывшее в употреблении оборудование перевозят в кузове автомобиля, и оно становится резервным источником электроснабжения на время проведения ремонтных работ. К этой единственной на всю компанию мобильной установке проявили интерес другие подразделения, и в заводских условиях была создана аналогичная конструкция, которую для удобства перемещения установили на автомобильное шасси. Изготовило оборудование ООО «ERVolt», на котором производится широкий спектр инструментов, снаряжения и средств защиты для работы под напряжением. Таким образом, мы совместными усилиями реализуем значимую для российской промышленности стратегию импортозамещения.
– С какими ещё производителями оборудования работаете?
– Я хотел бы уделить особое внимание нашим татарстанским партнёрам, высказать большую благодарность за налаженный диалог и оказываемые нам услуги со знаком качества. Это УК «Энергоразвитие» – ООО «ERVolt», в него входит и такой производитель, как Зеленодольский электротехнический завод, а также занимающиеся строительством и проектированием «Средневолжсксельэлектросетьстрой», «Татэнергострой», «Смартинжиниринг», «АвангардЭнерго». Большие объёмы работ выполняет «Промэнерго» – производит для нас умные счётчики и зарядные станции для электромобилей. Все наши подрядчики выпускают интеллектуальное электротехническое оборудование, которое отвечает современным требованиям электроэнергетики. И мы очень гордимся таким плотным сотрудничеством, которое позволяет создавать в нашей республике новые производственные площадки и рабочие места, задействовать высокопрофессиональных специалистов, тем самым препятствовать оттоку кадров из Татарстана. Только в тесной связке с такими партнёрами мы можем предоставлять качественный сервис нашим потребителям. Цифровой прорыв немыслим без надёжного «производственного плеча».