3 декабря 2022

Ильинское: исчезающее, но не забытое

Опубликовано: 25.08.2021 13:28

 

Редкие встречи на родной земле.

В десяти километрах к северу от города Тетюши находится старинное село Ильинское. Почти на протяжении трёхсот лет здесь кипела жизнь, а сегодня царят тишина и запустение. Но благодаря краеведам, неравнодушным старожилам восстанавливается и сохраняется богатая история поселения.

 

Село Ильинское располагается по обе стороны реки Улёмки, правого притока реки Улёмы, в окружении удивительной красоты природы. В полутора километрах – Волга, на высоком берегу которой находится родниковый Ильинский водопад, в самом селе – два озера, вокруг – поляны, долины, леса, где летом изобилие ягод, грибов, много птиц, зверей. А когда-то, миллионы лет назад, по территории села бродили древние звери: дицинодонты, тероцефалы и парейазавры. Их массовое захоронение было найдено в ходе археологических экспедиций 1931 и 1937 годов, проводимых Институтом палеонтологии Академии наук СССР в Сёмином овраге на юге села. Оно описано знаменитым писателем-фантастом и палеонтологом Иваном Ефремовым в 1940 году. Найденный в Ильинском череп парейазавра можно увидеть в экспозиции Палеонтологического музея имени Ю.А.Орлова в Москве.

Село основано не позднее начала XVII века. Впервые его название упоминается в «Писцовой книге Казанского уезда 1647–1656 годов». Первоначально Ильинское принадлежало Тетюшскому Покровскому монастырю, а позже обитель и её владения приписали к знаменитому Новоспасскому монастырю в Москве. Согласно личным исследованиям бывшего жителя села Александра Шемелова, первыми поселенцами Ильинского были семьи из Архангельска, владевшие плотницким искусством. В пользу этой версии свидетельствует факт, что привыкшие к короткому северному лету переселенцы, а впоследствии их потомки сажали огороды ранней весной «по доскам» – то есть грядки готовились с осени, а весной сажали с досок, уложенных в междурядьях: иначе утонешь в грязи.

С основанием села появилась деревянная церковь во имя Ильи-пророка, поэтому оно и названо Ильинское, и главным престольным праздником здесь считается Ильин день. При советской власти в церкви до 1960-х годов располагалась начальная школа. Постепенно храм разобрали на брёвна, а ныне на месте бывшего алтаря силами семей Кириллиных и Антоновых установлен памятный крест.

Особо процветало село в XIX веке, а также в ХХ – в период колхозной деятельности. По ревизии 1858 года здесь проживали 392 человека, в 1882 году – уже 521. Семьи до первой четверти ХХ века были большими: в каждой по 8–10 детей. А в семье Алексея и Анны Мишуниных родились 22 ребёнка, правда, многие умерли в младенчестве. Старожил села Александр Дёгтев, 1940 года рождения, рассказывает: «В Ильинском многодетными семьями были Дёгтевы, Шутовы, Лузговы, Щуровы, Ульяничевы, Ханжины, Поташовы, Ларичевы, Мишунины». У старожила села Екатерины Ханжиной сохранилась редкая фотография её семьи начала 30-х годов прошлого века.

«А жили все в одном небольшом доме, – делится Екатерина Ивановна. – Моя свекровь Елизавета Васильевна, выйдя замуж и перебравшись в дом Ханжиных, была уже двенадцатым членом семьи. «Ты не розей за столом, – говорил ей свёкор Иван, – голодной останешься». В то время щи и даже картошку ставили на стол в одном большом блюде, и у каждого было по ложке. Есть начинали по сигналу самого старшего члена семьи, также по его команде разрешалось есть мясо из щей. Домов в селе было более ста. Когда отец моего мужа Андрей Ханжин решил отделиться и построить свой дом, на основной территории села места не было, и по решению сельского схода ему разрешили построиться лишь на самом краю поселения, ближе к селу Красная Поляна».

Помимо деревянных домов, было несколько каменных. В одном из них (ныне полуразрушен) долгое время работал сельский клуб. Хорошо сохранился каменный дом на самом въезде в село. Ныне это дом Екатерины Яшиной, недавно отметившей своё 90-летие. Частично сохранилось и каменное здание старинной кладки, где до революции располагался магазин. Жители Ильинского до сих пор называют местоположение домов в селе не по улицам, а по только им известным названиям: Ширяево, Трёхозёрка, Миллионка, Лягушовка, Гора, Новая слобода.

 

БОГАТСТВО СЕЛА – ЕГО ЛЮДИ

Народ в Ильинском был работящий и мастеровой. Разводили скот, занимались земледелием. Зерно мололи на двух местных мельницах. Мужчины были и плотниками, и столярами: делали сани, телеги, незамысловатую мебель, плели большие корзины – зобни – для хозяйственных нужд. Были также шорники и кузнецы. Сельчане сажали лён, из которого женщины изготавливали ткани на одежду (ткацкие станки были почти в каждом доме). Потом, когда по­явились фабричные материи, изо льна изготавливали скатерти, половички, мешковину. В доме Людмилы Лузговой до недавнего времени хранился ткацкий станок её мамы Елизаветы Николаевны. Ныне он передан в музей.

Близость Волги позволяла заниматься рыболовством. Лодки были в каждой семье. На них не только рыбачили, но и перебирались за Волгу косить сено на заливных лугах. Многие семьи получили разрешение заниматься садоводством и на «горах» – крутом берегу Волги. Там выращивали яблони, вишни, сливы.

 


С основанием села появилась деревянная церковь во имя Ильи-пророка, поэтому оно и названо Ильинское, и главным престольным праздником здесь считается Ильин день. При советской власти в церкви до 1960-х годов располагалась начальная школа. Постепенно храм разобрали на брёвна, а ныне на месте бывшего алтаря силами семей Кириллиных и Антоновых установлен памятный крест


Шло время, наступил 1917 год. Зажиточные крестьяне были раскулачены. В 1930 году жители села создали колхоз имени Ильича, председателем которого назначили Якова Поташова. Хозяйство было большое и крепкое. Ильинцы работали на молочно-товарной ферме, в телятнике, трёх птичниках и цыплятнике, овчарне, на конеферме, выращивали зерновые культуры, огурцы, морковь, капусту, свёклу, занимались пчеловодством.

В начале 1950-х годов колхоз объединили с хозяйством имени Калинина, и дальнейшая трудовая деятельность жителей Ильинского связана именно с ним. Екатерина Ханжина, проработавшая сорок лет дояркой, вспоминает: «Вставали на работу в четыре утра, до ввода механизированной дойки три раза в день доили по двенадцать коров, таскали на себе неподъёмные зобни с силосом, на коромыслах носили воду. Не было никаких выходных и отпусков. Но все работали честно, до седьмого пота».

Ильинцы достойно проявили себя и в годы Великой Отечественной войны. На фронт из села ушли 115 человек, 85 не вернулись. Каждый из фронтовиков-ильинцев достоин большого отдельного рассказа. Упомянем только историю Ивана Никишина. Он был призван на срочную службу в 1940 году, а уже через год воевал в действующей армии. Был четыре раза тяжело ранен, последний раз – на реке Одер. Однажды оказался под немецким танком. Механик-водитель видел, что под его машину попал человек, стал «крутить» танк, чтобы вдавить бойца в землю. Удивительно, что Иван, весь переломанный, выжил, вылечился и после войны продолжил работать. За подвиги в годы войны Иван Георгиевич награждён орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу» и «За победу над Германией».

 

ИЗ ИСТОРИИ ВОИНСКОГО ЗАХОРОНЕНИЯ

 

Памятник красноармейцу.

 

Сейчас много говорят и пишут о Казанском обводе – оборонительной линии для защиты столицы республики. Село Ильинское тоже имеет отношение к строительству этого объекта. В 1941 году здесь была расквартирована рабочая колонна, сформированная из красноармейцев, которые по состоянию здоровья не попали в действующие войсковые части. Поскольку в составе колонны были люди со слабым здоровьем, в морозы декабря 1941 – января 1942 года многие заболели и умерли. В Ильинском на кладбище сохранилась могила неизвестного солдата. Благодаря краеведам-общественникам из Тетюш Олегу Евсееву и Анатолию Хохлову удалось установить, что это еврейское захоронение, и принадлежит оно с большой долей вероятности Мирону Наумовичу Пилиперу. Анатолий Хохлов дважды по собственной инициативе выезжал в Москву, где ему удалось отыскать родственников Пилипера. Сейчас на могиле красноармейца установлен памятник.

 

«ДРУЖИНА» И «СОРМАЧ»

Ильинцы не только умели работать до седьмого пота, воевать, но и весело отдыхать. Вторым среди любимых праздников после Ильина дня был праздник «Дружина». Его появлению способствовало то, что в 1930-е годы в колхозе была создана пожарная часть. Было построено здание «пожарки» с колоколом, необходимым оборудованием, помпами. А позже появилась и поливальная машина. После окончания сенокоса, когда все сараи заполнялись сеном и была особая угроза возгорания, пожарный Григорий Сусанин проверял готовность к тушению огня, но необычным способом. Он объезжал на лошади с бочками все дома села и поливал ворота водой. За это жители платили ему небольшие деньги или давали продукты. Потом вскладчину покупалось угощение, и гуляли всем селом на поляне.

«Ох и праздник был! – говорит Екатерина Ханжина. – Время голодное было, но весёлое!»

Много в селе было гармонистов: Геннадий Салев, братья Даньшины, Александр Ханжин, Сергей Лузгов и многие другие, без которых не обходилось ни одно гулянье. Под аккомпанемент хромок и тальянок на праздниках пели и русские народные песни, и казачьи, позже – песни советских композиторов. На проводах в армию неизменно исполняли «Сормача». Этот частушечный наигрыш родился в XIX веке в Сормове Нижегородской области и пошёл гулять по всей России. Но практически в каждом регионе, районе, селе придумывали под наигрыш свой текст. В ильинском варианте «Сормача» такие строки: «Ты сыграй, сыграй, товарищ, «Сормача» в последний раз, может, больше не увижу я твоих весёлых глаз» и далее – про любовь, разлуку, измены. Запевалы (ими в 50–60-е годы были Юрий Кириллин, Николай Шемелов) исполняли куплет, а все хором повторяли две последние строки. Так под «Сормача» всем селом провожали уходивших на фронт или в армию до большака.

 

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ?

После распада колхоза начался активный отток жителей из села. Главные причины: нет работы, нет дороги. До соседнего села Монастырского всего полтора километра, но даже в небольшой дождь дорога раскисает так, что проехать невозможно. Сейчас в Ильинском проживают всего двенадцать человек в десяти домах. Большинство строе­ний полуразрушены или исчезли совсем, около десятка относительно крепких домов пустуют. Ильинское зарастает клёном, сорными травами. Исчезает Среднее озеро, которое нуждается в очистке. На лето приезжают несколько человек в родительские дома: внуки Нины Ханжиной, Надежда и Любовь Кириллины, Николай Даньшин, Валентина Ульяничева. Оставшиеся жители помогают друг другу. Людмила Лузгова, Мария Мишунина, Владимир Кириллин, Юрий Ильин составляют сегодня костяк села. Местная администрация помогает по возможности: в самых непроходимых местах насыпали гравий, отремонтирован мост у пруда, в июле заварили прохудившуюся водонапорную башню, грейдером чистится дорога из Монастырского в Ильинское.

Земляки приезжают в родное село, как правило, лишь раз в году – в родительский день перед Троицей прибрать могилы. И то всё реже. Но случилось в Ильинском в последнее время и радостное, светлое событие – здесь поселилась колония ласточек. И кто знает – может быть, это станет предвестником возрождения поселения, о котором бережно хранят память выходцы из Ильинского.

image_printРаспечатать

Фото: Евгения Шемелова; Олег Евсеев
Автор статьи: ШЕМЕЛОВА Евгения
Выпуск: №124 (29086)


Добавить комментарий

02.12.2022

Семнадцать мгновений семьи

В Казани прошел финал XVII Республиканского конкурса красоты материнства и семьи «Нечкэбил»

Каким вырастет человек, на какие ценности и установки станет ориентироваться в жизни? Во многом это зависит от того, во что верят и что берегут его родные, какие семейные традиции они ему передадут.

1010
02.12.2022

Доброе братство сильнее богатства

В Татарстане развёрнута масштабная гуманитарная деятельность, призванная поддержать наших военнослужащих

Депутат Госдумы РФ от Татарстана Айрат Фаррахов побывал на открытии центра обу­чения волонтёров для участия в гуманитарных миссиях, который начал свою работу в Казани на базе штаба по сбору помощи «Мы вместе».

 

1090
02.12.2022

Первый бал и другие чудеса инклюзии

В рамках стартовавшей в Татарстане Декады инвалидов в Казанской ратуше состоялся I Республиканский инклюзивный бал

Он проходил под живую музыку в сопровождении оркестра театра им. Г.Камала. Перед участниками мероприятия также выступили ансамбль «НеЗаМи» и шоу-балет «Идеал».

1410
01.12.2022

Цифровизация против коррупции

В числе вызовов, которые стоят сегодня перед нашей страной, есть и такая серьёзная проблема, как коррупция

С начала текущего года в Татарстане к ответственности за коррупционные преступления было привлечено более 230 должностных лиц, в том числе 31 – в государственных органах и почти 200 – в органах муниципального управления.

2900
01.12.2022

Про доброе дело говори смело

Свыше 34,6 миллиона рублей собрали жители Татарстана для участников специальной военной операции

За счёт этих средств за истекшие полтора месяца были закуплены необходимые бойцам в быту предметы первой необходимости и инструменты.

2771

Мнение

Тимур АУХАДЕЕВ, доцент кафедры метеорологии, климатологии и экологии атмосферы КФУ:


Первый месяц календарной зимы будет холоднее обычного. Уже в ближайшие ночи столбики термо­метров могут опуститься ниже 20 градусов по Цельсию. Однако снега при этом придётся ждать долго. Зато ноябрь оказался нынче немного теп­лее нормы, около нормы прогнозируется температура воздуха в оставшийся зимний сезон – в январе, феврале и марте.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы
  • Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров
    Контакт вебмастера: info@rt-online.ru