На десяти заводах столицы Татарстана установят памятные доски «Предприятие трудовой доблести»
О тружениках тыла страна не забывала никогда: школьникам всегда рассказывали о мальчишках, которые в годы Великой Отечественной войны в заводских цехах, стоя на ящиках, по 12–14 часов работали на токарных станках. Про их матерей, круглосуточно работавших в госпиталях, на колхозных полях. Но всегда на первом плане были участники боевых действий, фронтовики – это они шли под пули, это они освобождали занятую врагом территорию!
Так получилось и с городами – звание «город-герой» присваивалось тем, где шли наиболее ожесточённые бои: уже 1 мая 1945 года Верховный главнокомандующий присвоил это звание Ленинграду, Сталинграду, Севастополю и Одессе. И вот, не забывая о боевых званиях и наградах, вспомнили и о тех, чьими неимоверными усилиями создавалось то, без чего армия, да и вся страна, не обошлась бы в суровые военные годы. Среди двадцати городов, которым в год 75-летия Великой Победы присвоено звание «Город трудовой доблести», значится и Казань. Как отметил Президент страны Владимир Путин, «это позволит по-особому подчеркнуть самоотверженный подвиг тружеников тыла, героическую по своим масштабам и силе духа людей эвакуацию из прифронтовых районов 25 миллионов человек и почти трёх тысяч предприятий».
ТРУДОВОЙ ПОДВИГ КАЗАНЦЕВ
По инициативе Министерства промышленности и торговли РТ, чтобы отметить вклад каждого предприятия в дело великой Победы, в республике стартовал проект «Предприятие трудовой доблести». Коллективов, которые в годы войны работали исключительно на фронт, в республике немало, но больше всего их в столице, потому было решено, что памятные доски с краткой информацией появятся на входе в главные здания десяти самых заслуженных. Практически каждый житель Татарстана знает о продукции авиационного завода, порохового… А чем отличились предприятия с вполне мирными названиями?
ОПТИКО-МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД
Производственная деятельность Казанского оптико-механического завода (КОМЗ) начинается с февраля 1940 года. Первой его продукцией стали детали для Ленинградского государственного оптико-механического завода. Основные руководящие кадры и специалисты для работы на КОМЗе также были направлены из Ленинграда.
В октябре 1941 года КОМЗ выпускает первую партию (5000 шт.) шестикратных биноклей Б-6, в декабре 1941-го производит и поставляет на фронт миномётные и танковые прицелы, а с начала 1942-го – знаменитый артиллерийский прицел-панораму «Герда ПГ». К концу 1942 года выпуск биноклей на КОМЗе был доведён до 15 тыс. штук в месяц. Интересно, что именно на КОМЗе был запущен первый в СССР конвейер по сборке оптико-механических приборов, так что к концу войны выпуск биноклей был доведён до 25 тыс. изделий в месяц.
Бинокли, фотообъективы, фотоконтрольные приборы, тренажёры, морские дальномеры ДМ-1,5, прицелы для пикирующих бомбардировщиков ПБЛ-2 – это лишь часть номенклатуры приборов, которые выпускал КОМЗ в годы Великой Отечественной войны. Всего за военные годы было произведено более 700 тыс. биноклей и десятки тысяч прицелов.
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАВОД
Предприятие было создано на базе эвакуированного в 1941 году из Ленинграда завода №379 Наркомата авиационной промышленности СССР. Уже в сентябре на предприятии действовали механический, инструментальный, ремонтный, сборочный цеха, цех покрытия и выпущены первые комплекты изделия ПУАЗО-3 – вычислительного устройства, предназначенного для автоматического наведения на цель зенитных орудий.
В марте 1942 года казанский филиал Ленинградского завода №379 был преобразован в самостоятельное предприятие.
В 1943 году завод перешёл в Наркомат судостроительной промышленности, и коллективу поручили освоение и выпуск целого ряда новых сложных приборов и схем морской автоматики. Так что одновременно с освоением выпуска новой техники строились и новые цеха. Работа становилась всё сложнее, изделия по своей конструкции совершенствовались и требовали более тщательного исполнения. Почти все детали, кроме литья, производились по замкнутому циклу. В кратчайший срок были освоены заказы «Спрут», «КЛН», «РА-52», «КВ» и т. д. Был увеличен и выпуск изделий ПУАЗО-3.
В связи с резким ростом номенклатуры изделий на заводе создаются отдельные технические службы. На базе существовавшего ранее и частично эвакуированного из Ленинграда конструкторского бюро был организован свой конструкторский отдел.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАЗЁННЫЙ ПОРОХОВОЙ ЗАВОД
Базой для трудового подвига коллектива порохового завода в годы Великой Отечественной войны стала глобальная реконструкция предприятия в 30-е годы прошлого века – не надо забывать, что предприятие основано в 1788 году! Одной из заслуг завода в годы войны стало освоение пироксилиновых порохов для реактивных снарядов «катюша». Это стало возможным благодаря работе учёных, репрессированных в 30-е годы и объединённых в начале войны в ОТБ-40 (особом техническом бюро). Благодаря этим неординарным специалистам в годы войны в ОТБ было создано немало образцов новых изделий.
В военное время производство пороха и боеприпасов для фронта велось круглосуточно. Героические труженики завода, среди которых было много женщин и подростков, работали не покладая рук. Их вклад в дело победы неоценим. За доблестный труд в 1941–1945 годах завод был награждён в 1985 году орденом Отечественной войны.
ГИПРОНИИАВИАПРОМ
В самом начале Великой Отечественной войны, уже в июле 1941 года, Правительство СССР приняло постановление о развёртывании авиационной промышленности и ускоренном строительстве авиазаводов в городах Поволжья, Урала, Западной Сибири. В кратчайшие сроки в Казань были эвакуированы Московский авиазавод им. С.П.Горбунова (№22), Воронежский моторный завод (№16), Ленинградский авиазавод (№387). Прибыла в столицу республики и часть головного института Гипронииавиапрома.
В октябре 1941 года на территории авиазавода им. С.П.Горбунова из числа специалистов Московского проектного института авиационной промышленности «Гипроавиапром», казанских проектировщиков и работников авиапредприятий нашего города была создана специальная проектная бригада – СПБ-6.
Перед ней ставилась задача обеспечить проектной документацией расширение и реконструкцию действовавших в Казани и эвакуированных из Москвы, Ленинграда и Воронежа авиационных заводов с целью значительного увеличения производства боевых самолетов – пикирующих бомбардировщиков Пе-2, бомбардировщиков Пе-8 и двигателей.
Для этого в существующих корпусах казанских заводов производилась перепланировка действующих цехов и производственных участков, заново проектировались и вводились новые технологические линии. Наряду с разработкой технической документации специалисты бригады принимали непосредственное участие в руководстве реконструкцией действующих производств, параллельно решая многочисленные технические и оргвопросы. Бригада специалистов-проектировщиков, собственно и давшая институту «Казанский Гипронииавиапром» путёвку в жизнь, внесла достойный вклад в дело Победы.
ВЕРТОЛЁТНЫЙ ЗАВОД
Свою историю КВЗ исчисляет с 4 сентября 1940 года, когда приказом Наркомата авиапрома был создан Ленинградский авиационный завод №387, который позднее был эвакуирован в Казань и объединён с Казанским заводом обозных деталей №169. За годы войны предприятие изготовило для фронта около 11 тыс. бипланов По-2, за что коллектив завода в 1945 году был награждён орденом Трудового Красного знамени. К 1945 году производство боевых самолётов на заводе выросло в 3,5 раза – со 100 до 350 штук в месяц. Здесь был собран каждый десятый боевой самолёт, выпущенный авиационной промышленностью СССР за годы Великой Отечественной войны.
А непосредственно вертолёты Ми-1 на заводе начали выпускать только в 1951 году – это было первое серийное производство винтокрылой техники в СССР.
АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД
Казанский авиационный завод им. С.П.Горбунова изначально был москвичом: в октябре – ноябре 1941 года в Казань был эвакуирован Московский авиационный завод №22 (где уже освоили производство пикирующего бомбардировщика Пе-2), на территорию завода №124 имени Серго Орджоникидзе. Уже в декабре 1941 года приказом по Наркомату авиапромышленности СССР новое предприятие получило официальное название – Казанский авиационный завод №22 им. С.П.Горбунова. Прибытие квалифицированных специалистов помогло решить проблему кадров, существовавшую на заводе до войны. За короткое время было введено в строй прибывшее оборудование и освоен выпуск военной продукции. Завод был полностью перевооружён технически: созданы цеха холодной штамповки, горячих штампов, станочных приспособлений, пресс-форм, инструментальный. Была реорганизована служба подготовки производства.
Переломным в развитии завода стал 1942 год: объём валовой продукции возрос по сравнению с 1940-м в восемь раз. Наибольшие объёмы производства были достигнуты в 1944 году.
Каждые сутки со стапелей завода сходили по 10–12 самолётов Пе-2 (всего было произведено более 10 тысяч машин). Для отправки на фронт самолётов на заводе был расквартирован 221-й отдельный перегонный полк ВВС РККА. Пе-2 активно применялся в частях фронтовой и морской авиации с первых дней Великой Отечественной войны и до её конца, а также в боях с Японией.
За образцовое выполнение правительственных заданий в сентябре 1945 года завод был награждён орденом Красного Знамени, на вечное хранение ему передано переходящее Красное знамя ГКО СССР.
МОТОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
7 июня 1939 года Наркомат авиационной промышленности издал приказ, согласно которому Казанский самолётно-моторный комбинат №124/27 разделялся на два самостоятельных предприятия: завод №27 моторного производства и завод №124 самолётного производства.
Моторное ориентировалось на выпуск новых изделий и запчастей к ним. И уже в октябре 1941 года был испытан мотор, полностью собранный из деталей производства завода №27.
После эвакуации в Казань на территорию завода №27 Воронежского завода №16 предприятия вновь объединили, чтобы сконцентрировать в одном месте научно-конструкторскую мысль, материальные и трудовые ресурсы, на новой технической основе решать сложнейшие производственные задачи, выдвинутые необходимостью военного времени.
С 1941 по 1945 год на заводе действовало поточное производство моторов ВК-105, а в ноябре 1942 года заводчане приступили к освоению нового форсированного мотора М-105 ПФ мощностью 1200 лошадиных сил. В 1943 году в ОКБ был создан первый отечественный жидкостный реактивный двигатель РД-1.
Он использовался в качестве вспомогательного двигателя-ускорителя для улучшения взлётных, скоростных и высотных характеристик самолётов. В тот период опытно-конструкторское бюро было укомплектовано высококвалифицированными учёными, конструкторами, экспериментаторами, технологами, металлургами, химиками. В те годы заместителем главного конструктора двигателей по лётным испытаниям здесь работал легендарный Сергей Королёв.
Труд казанских моторостроителей в годы войны был высоко оценён – в 1945 году за образцовое выполнение заданий правительства завод был награждён орденом Ленина. За время войны его коллектив завоёвывал переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны 19 раз, оно было оставлено заводу на вечное хранение.
«ЭЛЕКОН»
Прародителем современного АО «Завод «Элекон» является ТОП – завод теплообменных приборов, созданный в марте 1939 года. С началом Великой Отечественной войны на фронт отправлялись созданные на заводе радиаторы для автомашин и танков, беспламенные обогреватели для самолётных двигателей, минные взрыватели. Производство светосостава (применялось для боевого и аварийного освещения на военных кораблях, а также для устройства маскировочного освещения на особо важных городских объектах) тоже было поручено ТОП. В списке военной продукции также значились тара для патронов, предохранительные чеки для гранат, газофильтры.
«ВАКУУММАШ»
Акционерное общество «Вакууммаш», основанное в 1943 году, является сегодня старейшим в России производителем промышленных вакуумных насосов. А история становления и развития предприятия ведётся от постановления ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1943 года. Завод был создан, как и многие советские предприятия, как завод по ремонту тракторных двигателей. Потом был период, связанный с производством сельскохозяйственной техники и дизельных электростанций.
Далее постановлением бюро Татарского обкома ВКП(б) было принято решение об организации и начале строительства в Казани мотороремонтного завода на базе производственных площадей ремзавода №8. В 1945 году предприятие, сохранив объёмы производства запасных частей, приступило к выпуску новой продукции, необходимой для ликвидации послевоенной разрухи, – гидравлического пресса «Манлей» и поршневого ручного насоса «Гарда».
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НИИ ХИМИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ
Неприметное серое здание в Кировском районе Казани местные жители называют «пороховым институтом». Но мало кто знает, что именно здесь были созданы заряды для легендарных «катюш» и множество других ноу-хау мировой военной индустрии. В 1985 году за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны Научно-производственное объединение им. В.И.Ленина в составе научно-исследовательского Казанского института химических продуктов и завода им. В.И.Ленина награждено орденом Великой Отечественной войны I степени.
Вот так из истории многих казанских коллективов, их самоотверженности, выдержки, патриотизма слагалась трудовая доблесть столицы нашей республики, которая внесла свой вклад в общую победу над врагом в годы войны.
Об этом мы будем помнить всегда.