Игра – дело серьезное

Программисты и медики КФУ объединились в борьбе с неврологическими болезнями

В Высшей школе информационных технологий и информационных систем (ИТИС) Казанского федерального университета разработали игры, которые призваны помочь людям с нарушениями двигательных функций (например, получившим травму или перенесшим инсульт) восстановить здоровье.

1133

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Фото: пресс-служба ИТИС

Программисты и медики КФУ объединились в борьбе с неврологическими болезнями

 

nomer-29

 

Словосочетание «компьютерные игры» у людей вызывает разные эмоции. И не всегда позитивные. Хотя вообще-то человечество с древнейших времен постоянно играет в разные игры, это естественная для него форма существования. А компьютеры просто резко расширили здесь возможности. И сами по себе игры – не добро и не зло, а лишь инструмент, который каждый волен использовать по своему усмотрению. Например, в Высшей школе информационных технологий и информационных систем (ИТИС) Казанского федерального университета разработали игры, которые призваны помочь людям с нарушениями двигательных функций (например, получившим травму или перенесшим инсульт) восстановить здоровье.

 

На мониторе – сферическая конструкция, в центре которой расположилась условная человеческая фигурка. Напротив монитора – реальный человек, пациент, которому нужно восстанавливать поврежденные двигательные навыки. Анимационный персонаж повторяет за ним все движения. В сфере поочередно загораются квадратики – один или несколько. Фигурка должна дотронуться до них руками, ногами или одновременно и тем и другим. Если получается – квадратики меняют цвет. Но чтобы получилось, играющему человеку нужно потрудиться – в правильном направлении поднимать конечности, растягивать их в пространстве.

Параметры игры, конечно, задаются в зависимости от состояния и возможностей пациента, но поставленные задачи для человека, у которого неврологические проблемы, все равно не так уж просты. Зато сильно помогает азарт – ну я же должен достать эти дурацкие горящие точки на экране!

 


Игры – не добро и не зло, а лишь инструмент, который каждый волен использовать по своему усмотрению. Кто-то просто с их помощью убивает время, кто-то лечится


 

– Можно, конечно, просто рекомендовать пациенту комплекс упражнений и даже объяснить, почему и как они помогут ему быстрее восстановиться, – комментирует игру директор ИТИС Айрат Хасьянов. – Но все мы знаем немало примеров, когда человек, даже понимая, что ему это действительно необходимо, такие рекомендации не выполняет. Или выполняет нерегулярно. Но если реабилитационные упражнения предлагаются в такой вот игровой форме – эффективность их сразу повышается. Человеку свойственно играть, азарт заложен в его натуре. «Стать здоровым» – это абстрактно. Набрать много баллов и осилить несколько уровней в игре – это понятная цель, к которой реально стремиться.

Различными игровыми проектами в ИТИС занимаются давно. Мы уже рассказывали о созданной в одной из лабораторий института виртуальной игре, погружающей в реальность древнего Болгара. Разрабатывая ее, программисты тесно сотрудничали с самыми разными группами ученых – археологами, антропологами, этнографами, привлекали к работе университетских художников, дизайнеров, композиторов… В этом, если хотите, «фишка» федерального университета – создавать новые прорывные проекты совместными усилиями самых разных подразделений, получая от этого синергетический эффект. Игры для неврологических больных в лаборатории «Виртуальные и симуляционные технологии в биомедицине» программисты разрабатывали вместе с сотрудниками Института фундаментальной медицины и биологии КФУ и врачами из университетской клиники.

 

 Айрат ХАСЬЯНОВ, директор Высшей школы
информационных технологий и информационных систем КФУ:

nomer2-29

Если реабилитационные упражнения предлагаются в игровой форме – эффективность их повышается. Человеку свойственно играть, азарт заложен в его натуре.

– Физиологи, неврологи продумывают систему упражнений, необходимых больным с нарушением подвижности конечностей, предупреждают, какие тут должны быть ограничения. Мы встраиваем нужные упражнения в игровой интерфейс, – поясняет научный сотрудник лаборатории Надир Манахов. – Сейчас уже готовы четыре игры, их передали в университетскую клинику на тестирование и выявление недоработок. Если проект будет продвигаться, думаю, появятся и другие игры.

Да, помимо «сферического гимнаста», пациент может попробовать себя в роли космонавта, ловящего летящие мимо звезды и получающего за это очки и игровые бонусы, или лыжника, которому надо проехать по трассе, обойдя все препятствия… Помимо чистого «фитнеса», это дает еще и психологический эффект – когда занимаешься таким «несерьезным», практически детским делом, отвлекаешься от мыслей о том, что ты вообще-то проходишь реабилитацию, потому что со здоровьем у тебя проблемы.

Над совместным с медиками лечебно-игровым проектом ИТИС работает в рамках одного из приоритетных направлений развития КФУ – стратегической академической единицы «Трансляционная 7П медицина». Основной принцип такой медицины – ускоренное внедрение научных открытий в новые методы диагностики, лечения и реабилитации. Тесная связь практикующих медиков из клиники и ученых из научных лабораторий КФУ, как видим, уже налицо.

Одна из составляющих нового подхода в лечении – медицина персонифицированная, то есть подразумевающая индивидуальный подход. Данные о том, как пациент проходит игру, записываются, врачи могут отслеживать этот процесс у каждого отдельного человека, вносить личностные корректировки в уровни сложности. Кроме того, рассказывают программисты, неврологи предлагают дополнить двигательную часть процесса интеллектуальной нагрузкой – чтобы человек во время игры еще и отвечал на запрограммированные в интерфейсе вопросы. Тогда можно более полно представить себе состояние пациента, выявить больше симптомов, требующих коррекции.

Так несерьезное, на взгляд многих, занятие – игра – становится частью большого серьезного дела.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще