И всё-таки в центре всего – учитель

На республиканском педсовете в Казани попытались вывести формулу идеальной школы

О ведущей роли учителя и особенно классного руководителя в воспитательной составляющей школьной работы говорили на пленарном заседании республиканского августовского совещания работников образования и науки.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

Фото: пресс-служба Президента РТ; пресс-служба Министерства образования РТ

На республиканском педсовете в Казани попытались вывести формулу идеальной школы

 

Педсовет

 

О ведущей роли учителя и особенно классного руководителя в воспитательной составляющей школьной работы говорили на пленарном заседании республиканского августовского совещания работников образования и науки, которое, как мы уже сообщали, прошло 15 августа в актовом зале выставочного комплекса «Казань Экспо». Ведь и тема заседания была соответствующей – «Воспитание как фактор повышения качества образования». А кто же будет воспитывать детей в школе, если не классный руководитель?

 

НЕ ГРЕХ И ПОХВАЛИТЬ

«Похвалите нас, пожалуйста», – полушутливо обратился Президент Татарстана Рустам Минниханов к заместителю министра просвещения России Ирине Потехиной, когда та вышла к трибуне республиканского педсовета.

Ирина Петровна на комплименты в адрес республики и правда оказалась щедра. И есть за что. Об успехах республиканской системы образования в самом начале совещания собравшимся напомнил вице-премьер республиканского Правительства – министр образования и науки Рафис Бурганов. Главный критерий, по которому оценивают работу педагогов, – это, конечно, результаты ЕГЭ. И они у наших выпускников стабильно выше среднероссийских. А казанские школьники, похвалился в свою очередь мэр столицы Ильсур Метшин, так и вовсе по русскому языку и математике – обязательным экзаменам – показали результаты выше, чем москвичи и петербуржцы.

 


В республике действует система грантов для лучших педагогов, директоров школ, для начинающих учителей. А с нового учебного года планируют отдельно заняться поддержкой классных руководителей. И не только материальной, но и методической


 

Серьёзно подходят в республике и к обустройству образовательной инфраструктуры. Консолидированный бюджет республиканского образования, напомнил Рустам Минниханов, за последние пять лет вырос на треть и превысил сто миллиардов рублей. И большая часть этих денег как раз была направлена на инфраструктурные улучшения.

В то же время, подчеркнул глава республики, только ими не решить той глобальной задачи, которую поставил перед этой отраслью Президент России Владимир Путин, – войти в десятку ведущих стран по качеству общего образования.

– Школы мы и построим, и отремонтируем, но решать основные задачи всё равно будут люди, педагоги, – констатировал Рустам Минниханов.

О роли педагога говорила и Ирина Потехина.

– Мы сейчас у входа в зал встречались с вашими стобалльниками, – рассказала она. – Я заметила, что они не очень-то похожи на замученных учёбой, и спросила, было ли им трудно. Одна девочка ответила, что когда ты любишь то, что, делаешь, тебе не трудно, а интересно. Другой мальчик добавил: «Я же был не один, со мной рядом были педагоги». Вот так они вывели формулу идеальной школы: тебе должно быть очень интересно и с тобой рядом должен быть сильный учитель. И ваши результаты говорят о том, что татарстанские педагоги вкладывают душу в работу, за что им огромное спасибо.

 

А В ПЕДАГОГА-ТО ВКЛАДЫВАТЬ ЭФФЕКТИВНЕЕ!

Ещё раз о глобальной роли учителя Ирина Потехина вспомнила, когда речь зашла о грядущем чемпионате рабочих профессий WorldSkills, который стартует в Казани уже  через считаные дни. Заместитель министра рассказала, что когда в министерстве анализировали итоги российских медалистов мировых и европейских состязаний по стандартам WorldSkills, то обнаружили, что далеко не все колледжи, приславшие этих ребят, могут похвастаться отличным техническим оснащением. Но абсолютно у всех наших чемпионов и призёров обнаружились очень сильные наставники.

– То есть педагог – это всё-таки главная история, – констатировала Ирина Потехина.

 

 Рафис БУРГАНОВ,
министр образования и науки РТ:

бурганов

Нам вместе предстоит ещё многое сделать, чтобы учитель с улыбкой заходил в класс и с желанием передавал детям свои знания. Чтобы он гордился своими воспитанниками, а они его горячо любили.

Хочется надеяться, что после такого анализа в министерстве сделают и следующий логический вывод: вкладывать деньги в учителя, в его зарплату, эффективнее, чем в навороченную инфраструктуру. По крайней мере, в ведомстве уже очевидно осознали, что в этом вопросе пока недорабатывают. Ирина Потехина с нескрываемым огорчением рассказала о том, что пока педагоги в российских регионах, чтобы получить обещанную им среднюю по региону зарплату, вынуждены вести иногда до 40 уроков в неделю.

– Понятно, что это для нас точка тревоги, – признала заместитель министра просвещения РФ. – Надеемся, что в ближайшее время нам этот вопрос удастся решить.

 

КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В Татарстане, кстати, вопросы материальной поддержки учителей в той или иной мере решают давно. Об этом опять же напомнил Рафис Бурганов. В республике действует система грантов для лучших педагогов, директоров школ, для начинающих учителей. А с нового учебного года планируют отдельно заняться поддержкой классных руководителей. И не только материальной, но и методической.

О большой роли именно классного руководителя Рафис Бурганов заговорил в связи с темой заседания – «Воспитание как фактор повышения качества образования». Проблемой воспитания в школе озаботились не случайно. Национальный проект «Образование», помимо попадания России в десятку стран с лучшей системой образования, ставит перед отраслью ещё одну важную цель: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России.

И тут как раз очень важна роль классных руководителей. От их профессионализма и заинтересованности зависит качество воспитательного процесса, полагает Рафис Бурганов. Это ключевая фигура в деле воспитания молодёжи.

– Но сегодня, – поделился своей тревогой министр, – наблюдаются тенденции, связанные со снижением привлекательности классного руководства среди учителей. В том числе в связи с профессиональной неготовностью занимать эти позиции. Поэтому с нового учебного года мы запускаем новый проект, направленный на совершенствование психолого-педагогических знаний учителя-предметника. Задача – подготовка его к классному руководству. Также принято решение о создании в новом учебном году Ассоциации классных руководителей республики. Это профессиональное сообщество педагогов, деятельность которого будет направлена на реализацию государственной политики в сфере воспитания и социализации учащихся.

Министр также призвал директоров школ давать классное руководство самым лучшим педагогам.

 


Главный критерий, по которому оценивают работу педагогов, – это, конечно, результаты ЕГЭ. И они у наших выпускников стабильно выше среднероссийских


 

– Классных руководителей мы сегодня ставим во главу угла и будем поддерживать все начинания министерства в этом деле, – одобрил планы министра Рустам Минниханов.

Ну, а Рафис Бурганов, завершая своё выступление, обобщил задачи, которые стоят перед республиканским образованием:

– Нам вместе предстоит ещё многое сделать, чтобы учитель с улыбкой заходил в класс и с желанием передавал детям свои знания. Чтобы он гордился своими воспитанниками, а они его горячо любили. Чтобы дети увлечённо учились и активно развивались, оставались здоровыми и добивались успеха, а родители были союзниками школы и действительно участниками образовательного процесса. Тогда мы сможем сказать, что цель, поставленная перед нами, достигнута, а задачи национального проекта «Образование» решены.

 

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще