И мечеть, и церковь строили всем селом

В Ципьинском сельском поселении отметили двадцатилетие с начала строительства местной мечети.

Автор статьи: Вероника АКИФЬЕВА

Фото: mypiter.your-comp.ru

 

Ципья_мечеть2Ципья – центральная усадьба Ципьинского сельского поселения, что в Балтасинском районе. В свое время этот населенный пункт был районным центром, может, поэтому ципьинцам присущи определенная амбициозность и стремление к более высоким стандартам. Недавно здесь отметили двадцатилетие с начала строительства местной мечети. К этому событию было приурочено собрание имамов со всего района.

 

На данный момент в Ципьинское сельское поселение входит семь населенных пунктов, где проживают более трех тысяч человек разных национальностей, но в основном это татары и удмурты.

По архивным источникам первые жители на этой территории начали обосновываться еще в начале XVIII века. Сначала возникла деревня Старая Ципья, где проживали крещёные татары, а рядом стали обосновываться удмурты. В то время часть Старой Ципьи называлась Тлогурт, что в переводе значит «огненная земля». По легенде в деревне в религиозных целях был разожжён костёр, которому не давали потухнуть…

«Двадцать лет назад мы заложили первый камень в строительство мечети, – рассказывает глава сельского поселения Азат Нотфуллин. – Помогали все – и организации на нашей территории, и сами люди. Строили четыре года». Одним из участников тех событий является председатель Комитета Госсовета РТ по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Тахир Хадеев, который родился в Ципье.

«Мы появились на свет в то время, когда не было ни мечетей, ни церквей, – говорит он. – Я очень благодарен людям старшего поколения, которые донесли до нас веру через праздники, традиции и обычаи. Двадцать лет назад моя учительница Рафиля Марданова способствовала тому, что в Ципье началось строительство мечети. Был заложен фундамент, но через некоторое время она умерла, и строительство остановилось. На тот момент я был в деревне нечастым гостем, и как-то после Сабантуя ко мне подошли люди и сказали, что мечеть нужно достраивать, иначе фундамент могут использовать под строительство магазина. И тогда мы вчетвером взялись за продолжение этого дела – тогдашний руководитель сельсовета Фоат Хайрутдинов, председатель колхоза Рашид Хадиев, заместитель главы района Вазих Галиев и я. Помню, мы взяли обычную тетрадь и расписали полномочия, что и кому делать, кто за что отвечает. В итоге достроили мечеть в течение года. Нельзя сказать, что это только наша заслуга, потому что в строительстве участвовали все ципьинцы».

 


«Двадцать лет назад мы заложили первый камень в строительство мечети, – рассказывает глава сельского поселения Азат Нотфуллин. – Помогали все – и организации на нашей территории, и сами люди. Строили четыре года»


 

«У нас татары на удмуртском языке разговаривают, а удмурты – на татарском, – смеется директор ООО «Труд» Рашид Хадиев. – В 1997 году, когда я начал работать председателем колхоза, на территории сельского поселения не было ни церкви, ни мечети. Сначала мечеть заложили, потом церковь. В итоге построили эти два объекта, а сейчас идет реконструкция старой церкви, которая долгое время использовалась как Дом культуры. Сейчас в ципьинской школе учатся более трехсот детей, которые приезжают сюда из двенадцати деревень. Здесь учат и марийскому, и удмуртскому, и татарскому, и русскому языкам. Много смешанных браков, живем очень дружно».

«Я преподаю уроки религии в мечети, – рассказывает Рушанья Шайхиева. – В 2013 году окончила медресе в Балтасях и стала здесь преподавать. Обе мои бабушки были абыстай. Несмотря на то что детство мое пришлось на пору атеизма, в семье всегда была вера – мама читала намаз и обе бабушки. Поэтому, видимо, и я пошла по их стопам. Помню, как родители радовались, когда открылась мечеть, как помогали строить и её, и церковь. Все сельчане участвовали и там, и там, ведь Бог един».

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще