Нынешним летом Татарстан настиг бум дорожного строительства и ремонта. Эти работы ведутся на федеральных трассах М7 и М5, дорогах регионального и местного значения и, конечно, в Казани и других городах. То и дело перекрывают движение то по одной, то по другой улице, а на выезде из столицы практически в любом направлении выстраиваются длинные автомобильные очереди. Нет, особого раздражения у автомобилистов сие явление не вызывает. Наоборот. Хорошие дороги нужны всем, а потому люди готовы потерпеть временные неудобства.
Прошедшая зима выдалась весьма капризной. Особых морозов не наблюдалось, зато по числу температурных перепадов – от «плюса» к «минусу» и обратно – зима оказалась чуть ли не рекордной. Как посетовал журналистам во время пресс-конференции в агентстве «Татар-информ» министр транспорта и дорожного хозяйства республики Ленар Сафин, по климатическим нормам наблюдается около 25 резких скачков температуры за сезон, а нынче выдалось аж 95! Понятно, что нагрузка на верхние и нижние слои дорожной одежды была очень серьезной, отсюда опять же рекордное число их разрушений. Шутка ли – «четыре зимы» за один сезон.
Так что к запланированным программой дорожных работ на 2016 год 13,5 миллиарда рублей решением Президента Татарстана были выделены серьезные дополнительные средства и, соответственно, увеличен объем дорожных задач. Например, на реконструкцию особо пострадавших участков дорог, где уже не обойтись только заменой асфальтобетона, прибавили почти два с половиной миллиарда рублей.
Финансирование республиканской программы дорожных работ на 2016 год составляет 13,57 млрд рублей, в том числе на строительство и реконструкцию – 3,8 млрд, на ремонт – 5,9 млрд, содержание – 3,4 млрд рублей
– Сроки окончания работ нам поставлены жесткие, – подчеркнул министр. – К началу учебного года, когда по этим дорогам поедут в школу наши дети, все должно быть завершено.
Дело в том, что в программу дорожных работ включены 144 школьных маршрута, пока не соответствующих нормативным требованиям Госавтоинспекции.
ДОРОГИ – СЕЛУ
Хотя по обеспечению сельских районов дорогами Татарстан – далеко не последний среди регионов России, более сотни населенных пунктов республики все еще не соединены с основной трассой дорогами с твердым покрытием. Нынче предполагается соединить с «большой землей» 47 населенных пунктов, 12 из них – на средства федеральной целевой программы «Сельские дороги». Кстати, именно в Татарстане за счет собственных средств, из республиканского бюджета (на эти цели выделено около миллиарда рублей) вот уже третий год строятся щебеночные дороги к совсем небольшим населенным пунктам. Конечно, с трассой в асфальтобетоне их по комфортности не сравнить, но в распутицу для сельчан такая «времянка» – просто спасение.
Еще миллиард рублей уже который год выкраивается из татарстанского кармана на приведение в достойное состояние дорог районных центров. Кроме того, у каждого муниципалитета есть свой дорожный фонд, способный решать локальные задачи.
СТОЛИЦЕ – ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ
Нынче Казань получила на реконструкцию дорог чуть больше полутора миллиардов рублей. В преддверии событий будущего и последующего годов, когда мегаполису предстоит принимать огромное количество гостей, необходимо провести ремонт на участках Большого Казанского кольца, Сибирского тракта, въездов в город, в первую очередь в Кировском районе, со стороны Лебяжьего, и многих других улиц. Работа уже ведется круглосуточно, причем днем, чтобы не мешать движению, проходит подготовительный этап, а основная укладка асфальта идет по ночам.
Ленар САФИН, министр транспорта и дорожного хозяйства РТ: | |
Сроки окончания работ нам поставлены жесткие. К началу учебного года, когда по этим дорогам поедут в школу наши дети, все должно быть завершено. |
По словам руководителя исполкома Казани Дениса Калинкина, сейчас в столице реализуется шесть дорожных программ. Это и «Приведение в нормативное состояние внутриквартальных проездов и дворовых территорий» – переделке подвергнутся 234 двора и 22 внутриквартальных проезда (выполнено уже 80 процентов всего объема), и ямочный ремонт (готовность – 60 процентов), и облагораживание улично-дорожной сети поселков в черте города, и школьные маршруты, и, конечно, ремонт.
Особая проблема – качество новых дорог. Вроде бы все меры приняты, организован многоступенчатый контроль за состоянием сначала материалов, затем – асфальтобетонной смеси и уже непосредственно готового покрытия. Причем анализируются пробы сертифицированных материалов сначала в лаборатории подрядчика, а затем и заказчика. Казалось бы, при таких многократных проверках дороги должны получаться просто идеальными. На деле же часто получается иначе. Стоит напомнить, какими колеями покрыта сейчас не только практически вся Южная трасса, но и участки многих улиц Казани, которые получили новую «одежку» в прошлом и позапрошлом годах… А ямы? Если дефекты случились по вине подрядчика, то все можно поправить без дополнительных трат.
– Подрядчики, допустившие недочеты в рамках гарантийных обязательств, устраняют их за свой счет, – утверждает министр. – Гарантия по верхним дорожным слоям – четыре года, по нижним – пять лет.
Но есть объекты, где подрядчик не нарушил нормативы, а дорога все равно уже через год-другой больше напоминает стиральную доску. В чем же дело?
– Подключили науку, исследовали, сделали выводы, – рассказывает Ленар Сафин. – Изучив все проблемные участки, выяснили, что нижние слои в норме, весь износ – в верхних.
Главной из причин, по мнению министра, следует считать интенсивность движения в Казани. К примеру, на Большом Казанском кольце она составляет более десяти тысяч авто в сутки. Причем нагрузка разная и по полосам движения. Лучше всех выглядит правая крайняя – та, что предназначена для общественного транспорта, а вот крайняя левая, скоростная, – просто из рук вон. По ней движется до 18 тысяч авто в сутки, в том числе и большегрузы. А если вспомнить, что полгода мы ездим на шипах…
Три важных транспортных объекта должны быть завершены в республике в этом году. Это вторая очередь моста через Каму у села Сорочьи Горы (объем средств на его завершение из федерального бюджета составляет 687 млн рублей). Второй – путепровод через железнодорожные пути на 758-м километре станции Зеленый Дол и третий – аналогичный путепровод на перегоне Заинск – Светлое Озеро
В общем, щебеночно-мастичная смесь испытаний погодой и сверхнагрузкой не выдержала. Сейчас для верхних слоев дороги решено применять два типа асфальтобетона – с наибольшим содержанием смеси, как в старые советские времена… Такой «одежкой» обзавелся уже проспект Амирхана. Здесь необходим наиболее высокопрочный асфальт, ведь в тоннелях почти всегда скапливается вода, так что покрытие – на пике опасности. На других участках положена щебеночно-мастичная смесь, но более высокой фракции – для прочности. Плюс битум с полимером, это уже для пластичности. И отныне покрытие проверяют не только на прочность и пластичность, но и на истираемость.
Получается, что в ненадлежащем состоянии татарстанских дорожных артерий чаще виноваты не подрядчики, а заказчики и проектанты. К примеру, по подсчетам специалистов, сегодняшнего уровня интенсивности движения Казань должна была достичь лишь к 2025 году. Это какие методы и формулы нужно было применять, чтобы так ошибиться? А как можно было не учесть международный опыт, рассчитывая износоустойчивость дорожного покрытия? И почему большинство реконструируемых дорог по-прежнему строится из расчета нагрузки шесть тонн на ось, тогда как в Европе уже давно 12? Несколько утешает, что нагрузка на вновь строящиеся дороги рассчитана уже по европейским стандартам. Но ведь в республике около 15 тысяч километров дорожных артерий, и новых – капля в море, в основном идет реконструкция существующих. Так что, по некоторым подсчетам, по качеству дорог мы приблизимся к Европе лет через сто…
Да, Татарстан – один из немногих регионов в России, которые вводят сезонное ограничение движения тяжеловозов по своим дорогам. И в региональную систему «Платон» намерены скоро войти. И разметку наносить начали. Вот только почему не получается сначала изучить ту или иную дорожную проблему досконально, потом внимательно спроектировать и только после этого делать, чтобы в последующем спешно не переделывать за счет бюджета?
Но, так или иначе, к Дню республики Татарстан и его столица смогут представить гостям новые красивые дороги. И, будем надеяться, качественные.