Гусь и чак-чак в одной связке

Минсельхоз России подвёл итоги конкурса и назвал 24 вкуса, которыми может гордиться страна

Минсельхоз России подвёл итоги конкурса и назвал 24 вкуса, которыми может гордиться страна. Победителем в номинации «Вкусное рядом» стал «Татарский вяленый гусь» потребительского кооператива «АгроЛидер».

Автор статьи: Фарида ЯКУШЕВА

Фото: Марина ЗИМИНА; Фарида ЯКУШЕВА, “РТ”; pitportal.ru

Минсельхоз России подвёл итоги конкурса и назвал 24 вкуса, которыми может гордиться страна

 

гусьтатарстанский

 

Сосьвинская селёдка, осетинские пироги, карельская форель, белёвская пастила, рязанский леденец, карельская ряпушка – это лишь малая часть полного перечня участников первого национального конкурса региональных брендов продуктов питания «Вкусы России». В конкурсе участвовали 508 продуктов из 79 регионов страны – как давно известные россиянам бренды (вроде вологодского масла или пожарской котлеты), так и совсем не известные широкой публике. Татарстан оказался одним из наиболее активных участников: Минсельхозпрод республики заявил на конкурс 22 бренда.

 

ВЫБРАЛИ СВОЙ ВКУС

Перспективность и потенциал брендов по восьми номинациям определяла экспертная комиссия, а свои предпочтения в номинации «Нас выбирают» высказывали все жители России путём онлайн-голосования. Пытаясь выделиться на фоне конкурентов, на протяжении конкурса участники в регионах слагали песни про свои бренды, устраивали флешмобы. А Президент Рустам Минниханов призвал татарстанцев поддержать продукцию республики непосредственно на своей странице в «Инстаграме» и сообщил, что сам проголосовал за чак-чак.

8 декабря Минсельхоз России подвёл итоги конкурса и назвал 24 вкуса, которыми может гордиться страна. Победителем в номинации «Вкусное рядом» стал «Татарский вяленый гусь» потребительского кооператива «АгроЛидер», а «Чак-чак казанский» производства Елабужского пищекомбината чуть уступил «Мичуринским яблокам» и взял «серебро» в номинации «Попробуй, полюбишь».

 

ДУХ ДОМАШНЕГО ОЧАГА

Участникам конкурса недостаточно было просто заявить свой бренд – важное значение имело то, как они его представят, заинтересуют связанной с ним легендой или современной историей. Чак-чак, например, пробовал практически каждый татарстанец, а вот историю этого блюда знают далеко не все. Восполним этот пробел.

Название блюда «Чак-чак» связано с именем жены духа Мардукана –  Чакчак. Её имя обычно переводят как «росинка», но иногда, отталкиваясь от татарского слова чэчэк, – как «цветок». Чакчак – дух домашнего очага и семейного счастья. Раньше блюдо считалось исключительно праздничным, присутствовало на всех торжествах и значимых датах, его дарили на свадьбу. Сейчас же оно стало практически повседневным. Массовое производство чак-чака связано с появлением на территории республики крупных заводов по производству хлебобулочных изделий.

 


Самый большой в мире чак-чак был приготовлен в Казани к открытию Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в форме половины футбольного мяча. Он весил 4026 килограммов и для его приготовления понадобилось около девяти тысяч яиц, по тонне муки и мёда


 

Кто-то скажет: «Чак-чак – это излюбленная сладость всех тюркских народов, он популярен не только в Татарстане, но и в Башкортостане, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане». И будет прав. Но всё же главным преимуществом казанского чак-чака является уникальный рецепт производства, который своими корнями уходит в период существования Волжской Булгарии, где по легенде и появилось знаменитое лакомство.

Нельзя не сказать и о производителе бренда-победителя – Елабужском пищекомбинате. Он был построен в 1949 году и сегодня выпускает более 180 наименований хлебобулочных и кондитерских изделий. Продукция под фирменными торговыми марками предприятия реализуется во всех городах Татарстана, а также за его пределами: в Башкортостане, Удмуртии, Пермском крае, в Свердловской, Оренбургской и Челябинской областях.

 

МУСЛЮМОВСКИЙ «АГРОЛИДЕР»

Своя история есть и у татарского вяленого гуся. Этот бренд не преуспел в народном голосовании, но зато его приятный, солёно-вяленый вкус по достоинству оценила экспертная комиссия. На суд всероссийского конкурса его представил потребительский кооператив «АгроЛидер» из Муслюмовского района.

Вяленый гусь – это классическое национальное блюдо тюркских кочевых народов Поволжья и Урала, ценивших продукты, которые можно заготавливать впрок. Рецепты приготовления вяленого гуся передавались в семьях поколениями, но принцип один: тушки гусей натирают солью, оборачивают пергаментной бумагой, подвешивают и хранят в прохладном, тёмном и сухом месте. За зиму мясо гуся превращается в невероятно нежный, тающий во рту деликатес.

Вяленый гусь обычно подаётся к праздничному столу и является лучшим лакомством по любому поводу. В наше время молодожёнам обязательно дарят на свадьбу пару вяленых гусей, разрезают за праздничным столом и раздают с шутливыми напутствиями.

«Гусиное мясо не только вкусное, но и полезное, богато белком и микроэлементами, при этом в его жире практически не содержится холестерин. Главное преимущество – птица выращена в экологически чистых районах республики на натуральных кормах», – рассказывает председатель «АгроЛидера» Ирек Хамадишин. Он занялся фермерством в 2005 году. Выкупил и реконструировал несколько заброшенных колхозных коровников и овчарен и стал быстро наращивать поголовье гусей. Поначалу гусиная ферма была только в селе Митряево, затем за относительно короткий срок в птичий бизнес были вовлечены жители населённых пунктов Таш-Елга, Татарская Смыловка и Новые Карамалы. Вскоре наладил сотрудничество с фермерскими и личными подсобными хозяйствами из других районов. Поскольку у сельчан не всегда бывают свободные деньги, он даёт им птицу на откорм бесплатно с условием, что за каждых трёх гусят они по осени отдают одного откормленного. В этом году команда Хамадишина превратила в вяленый деликатес пятнадцать тысяч гусей.

 


есть  проблема

Повернуться к рыбоводству лицом

 

рыбхоз

 

Несмотря на то что за последние годы производство собственной товарной рыбы в Татарстане увеличилось, обеспеченность местной продукцией остаётся очень низкой.

 

Показатели потребления рыбы в республике – одни из самых низких в стране. По статистике, каждый татарстанец ест 10,5 кг рыбы в год (в два раза меньше, чем в среднем по стране), при этом доля местной продукции в общем объёме не превышает 400 граммов.

В промышленном рыболовстве республики заняты пять более-менее крупных местных производителей – прудовые «Арский рыбхоз», «Кайбицкий рыбхоз», «Ушня» и «Дымка», садковый «Заинский рыбхоз», а кроме того, около тридцати фермерских хозяйств. В их пользовании находится рыбохозяйственный фонд, в состав которого входят акватории Куйбышевского (312 тыс. га), Нижнекамского (90) и Заинского (2) водохранилищ, а также 700 га озёр, 250 га рек, 580 га нагульных водоёмов и 225 га выростных прудов. В 2019 году рыбхозы произвели 104 тонны товарной рыбы и 283 тонны рыбопосадочного материала. В этом году ожидается 411 тонн того и другого.

Парадокс в том, что при явном дефиците местной рыбы производители используют лишь часть отведённых для отлова водоёмов. В качестве оправдания может служить то, что, кроме прудового рыбоводства, в республике внедряются индустриальные методы развития аквакультуры – по системе замкнутого водообеспечения выращиваются как традиционные виды рыб (карп, толстолобик, амур), так и осетровые, лососёвые, сом и другие.

Позитивным изменениям в отрасли должно способствовать то, что государство в последнее время повернулось к рыбоводству лицом. Из республиканского бюджета стали возмещать сорок процентов стоимости рыбопосадочного материала: в текущем году такие субсидии на общую сумму более 1,2 млн рублей получили три рыбоводных хозяйства. Кроме того, начиная с 2016 года из бюджета возмещается сорок процентов фактических затрат на техническую и технологическую модернизацию производства. Этой возможностью воспользовались четыре рыбоводных хозяйства – общий размер субсидий превысил 18 млн рублей. Также рыбоводы могут участвовать в ведомственной программе «Предоставление грантов на развитие семейных ферм»: в 2020 году по данному направлению реализованы два проекта на сумму более 9 млн рублей.

В будущем году рыбоводческим предприятиям обещаны субсидии на реализованную товарную рыбу и икру осетровых на сумму более

27 млн рублей. «В настоящее время с одобрения Президента Татарстана прорабатывается порядок субсидирования из расчёта двадцать процентов стоимости реализации», – сообщили в Минсельхозпроде республики.

 


цены

Чтобы молоко «не убежало»

 

молоко

 

Цены на молочные продукты в ближайшие два-три месяца могут вырасти в среднем на десять процентов, больше всего подорожают сыр и сливочное масло, сообщает газета «Известия» со ссылкой на члена Московской торгово-промышленной палаты Марину Петрову и Национальный союз производителей молока.

 

Татарстанские производственники не исключают такого развития событий, хотя и не планируют в ближайшее время повышать цены на свою продукцию.

В холдинге «Агросила» – одном из крупнейших производителей и переработчиков молока в республике, прогнозируя итоги года, отмечают, что мировой молочный сектор вступает в десятилетие относительных высоких цен, продолжающегося высокого спроса на молоко и молочные продукты, а также более высоких производственных затрат. «Наблюдается активизация небольших производственных предприятий, ужесточение конкуренции на внутреннем рынке, а также изменение стиля потребления молока и увеличения спроса на него в крупных городах. Меняется отношение к потреблению молочных продуктов в целом, так как всё больше внимания уделяется здоровому питанию. Уровень производства и развитие

географии продаж молочной продукции строится исходя из этих тенденций», – пояснили в пресс-службе холдинга.

При этом дефицита молочной продукции не ожидается: производство на молокозаводах республики растёт. Так, в этом году объёмы производства молочной продукции в той же «Агросиле» предполагается довести до рекордных для холдинга 37 тысяч тонн. Для сравнения: в 2019 году было произведено 30,1 тысячи тонн. Для поддержания потребительского спроса на предприятии обновляется продуктовая линейка – появились халяльные молоко и сливочное масло, а в январе 2021 года ожидается выпуск низколактозного и ультрапастеризованного молока.

На Зеленодольском молочно-перерабатывающем комбинате (ЗМК) за 11 месяцев текущего года объёмы выпуска продукции выросли на 19,8 процента по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и превысили 155400 тонн. Как сообщили в пресс-службе предприятия, здесь не намерены в ближайшее время повышать цены на свою продукцию.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще