Грек из Мариуполя, ставший профессором в Казани

В этом году исполняется 160 лет со дня рождения выдающегося российского историка искусств, византиниста, профессора Казанского университета Дмитрия Айналова (1862–1939).

Автор статьи: СЫЧЕНКОВА Лидия, доктор исторических наук

Фото: из семейного архива Адилея Атахлеби

 

 

В этом году исполняется 160 лет со дня рождения выдающегося российского историка искусств, византиниста, профессора Казанского университета Дмитрия Айналова (1862–1939). Его портрет занимает почётное место в университетской галерее видных учёных-гуманитариев. А что сегодняшние студенты знают об Айналове? Почти ничего…

 

В Казани Дмитрий Власьевич Айналов провёл тринадцать лет жизни. 3 августа 1890 года он был избран приват-доцентом Императорского университета и впоследствии получил звание профессора. Он был первым заведующим кафедрой теории и истории искусств, а с 1896 года ещё и директором учебного «Музея древностей и изящных искусств».

Насколько комфортно чувствовал себя Айналов в Казани? Ответ на этот вопрос  неоднозначный. Учёный в переписке с коллегами сетовал, что в Казани ему не хватает галерей, выставок, музеев, биб­лиотек, научной среды и европейских мыслей. В одном из писем он цитирует слова старинной песни: «Кому Казань – град веселия, а мне – лютая казнь, аще не жена добрая, то ся утопил бы в Чёрном озере». Но уже в питерский период жизни Айналов с ностальгией вспоминал Казань, с её несуетным ритмом жизни, дававшим ему возможность сосредоточенно заниматься наукой.

Был еще один момент, который позволял Айналову чувствовать себя комфортно в городе. Как выяснили недавно историки, по отцу он был крымским греком из Мариуполя, о чём почему-то не сообщал в автобиографиях. Фамилия Айналов происходит от крымско-татарского слова aynali – «зеркальный», или во втором, бытовом значении – «красавчик, красотка». Так как в Крыму прозвища грекам давали чаще всего сборщики податей – татары или турки, возможно, так называли человека не просто внешне красивого, а любящего красоту, разбирающегося в ней.

Айналов прекрасно знал крымско-татарский язык, что, вероятно, позволило ему сблизиться в Казани с востоковедом Николаем Катановым (сибирским татарином по происхождению), одновременно с ним приехавшим из Петербурга. Айналов и Катанов были друзьями, писали совместные статьи. По той же причине университетскому профессору, видимо, нетрудно было найти общий язык с извозчиком-татарином казанского «барабуса» и другими местными жителями.

Жизнь в течение долгого времени среди этнических греков предопределила интерес Айналова к эллинистическому искусству и Византии. А пребывание в Казани в свою очередь сподвигло учёного к изучению художественной культуры Востока. Именно здесь Айналов начал осваивать тему восточного христианства на памятниках Кавказа, Армении, западного Крыма, Болгарии, Египта и даже Абиссинии. Кстати, одним из первых он ввёл в университете моду на чтение лекций по истории искусства с проекционным фонарём – предшественником современных цифровых технологий в образовании.

 


Период работы Дмитрия Айналова в Казанском университете – с 1890 по 1903 год – стал одним из самых плодотворных в творческой биографии учёного, именно здесь началось его становление как крупного византиниста и искусствоведа, получившего мировое признание


 

О включённости Айналова в культурную жизнь Казани свидетельствуют его публикации в газете «Волжский вестник». В одной из статей 1896 года он поддержал открытие в городе художественного училища и изложил свои соображения о принципах художественного образования. Идеи Айналова о системе обучения живописцев не потеряли актуальности и в наши дни. Учёный также внёс существенный вклад в изучение памятников древнерусского искусства на территории Казанской губернии. По поручению Московского археологического общества Дмитрий Айналов в 1899 году осуществлял надзор за реставрацией фресок XVI века в Успенском соборе Свияжска. Опубликованное им иконографическое исследование стало первым научным описанием этого уникального фрескового ансамбля.

В Казанском университете чтят память об Айналове. В фойе Высшей школы исторических исследований и всемирного культурного наследия Института международных отношений КФУ (ул. Лево-булачная, 44) портрет Д.В. Айналова занимает почётное место в галерее учёных, оставивших заметный след в казанской исторической науке и системе гуманитарного образования. А недавно в Музее истории КФУ появилась фотография, на которой молодой Дмитрий Айналов запечатлён вместе с группой казанских историков и филологов.

Период работы Дмитрия Айналова в Казанском университете – с 1890 по 1903 год – стал одним из самых плодотворных в творческой биографии учёного, именно здесь началось его становление как крупного византиниста и искусствоведа, получившего мировое признание. Книга «Эллинистические основы византийского искусства» (1900), которую Айналов представил в качестве докторской дисссертации, принесла ему мировую известность. Уже после его смерти – в 1968 году книга была переведена на английский язык и переиздана Ратгерским университетом в США.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще