Стройный элегантный мужчина в костюме и галстуке с хорошо уложенными седыми волосами и скромной улыбкой на лице вошел в класс и поздоровался с учениками. Начался обычный урок татарского языка…
Обычный, если не считать, что школа находится в исправительной колонии, а за партами сидят осужденные.
ЗА ЖЕНОЙ – В ПРОФЕССИЮ
При взгляде на Иосифа Хусаинова сразу приходит мысль: именно так должен выглядеть настоящий учитель. Есть в нем какая-то благородная стать – что называется, порода, интеллигентность, а в глазах читаются большой жизненный опыт и неподдельная скромность.
Однако Иосиф Замалетдинович далеко не голубых кровей. Детство и юность будущего педагога прошли в дрожжановском селе Старое Шаймурзино. Мать всю жизнь трудилась в колхозе, а отец, механизатор по профессии, погиб на фронте. Иосиф был самым младшим из шести братьев, и стоит ли говорить, что послевоенное детство было непростым.
Бабушка Иосифа работала в местной школе учителем начальных классов, и уже с малых лет он знал, что нет на селе более уважаемого человека, чем учитель. Малограмотные в основной своей массе односельчане всегда шли за советом к учителю. Пример бабушки стал в судьбе маленького Иосифа первым шагом к будущей профессии.
При взгляде на Иосифа Хусаинова сразу приходит мысль: именно так должен выглядеть настоящий учитель. Есть в нем какая-то благородная стать – что называется, порода, интеллигентность, а в глазах читаются большой жизненный опыт и неподдельная скромность
Но осознанный выбор в пользу педагогической карьеры Хусаинов сделал уже в старших классах. И здесь на него оказала большое влияние одноклассница, а впоследствии жена Миляуша. Девушка была из семьи преподавателей и продолжила династию, поступив в Казанский пединститут. Вместе с любимой на физмат поступил и Иосиф.
После окончания вуза в 1964 году молодого специалиста распределили в школу села Большие Кульбаши Зеленодольского района.
«НЕВОЛЬНЫЙ» ПОВОРОТ
Просвещению сельской молодежи Хусаинову удалось посвятить лишь год – призвали на срочную службу в войска противовоздушной обороны в Ленинграде.
После армии Иосиф приехал в Казань, где какое-то время поработал в школе-интернате №2 в Дербышках, а затем стал преподавать физику в Казанском речном техникуме. Супруга Миляуша к тому времени занялась научной деятельностью.
Однажды Хусаинов встретил бывшего однокурсника, разговорились, стали делиться новостями, и приятель рассказал, что работает учителем в исправительно-трудовой колонии №6 (ныне ИК-19). От него Иосиф узнал: в другое исправительное учреждение – казанскую ИТК-2 – тоже требуется учитель математики. Ученики, конечно, необычные, но зарплата на порядок выше, чем в «вольных» учебных заведениях.
Хусаинов заинтересовался предложением, но при мысли о том, что придется иметь дело с отъявленными правонарушителями, засомневался. Однако желание что-то изменить в своей жизни, получить серьезный опыт перевесило страхи и опасения.
Так в педагогическом коллективе вечерней школы при исправительно-трудовой колонии №2 появился молодой учитель математики.
КОЕ-ЧТО О СПЕЦИФИКЕ
Школа при ИТК-2 была официально образована в 1958 году, до этого здесь в течение трех лет действовал так называемый консультпункт, который обслуживал 70 учащихся. В школе имелись все классы, вплоть до первого, потому что среди осужденных попадались и совсем безграмотные.
Осознанный выбор в пользу педагогической карьеры Хусаинов сделал уже в старших классах. | |
И здесь на него оказала большое влияние одноклассница, а впоследствии жена Миляуша. Девушка была из семьи преподавателей и продолжила династию, поступив в Казанский пединститут. Вместе с любимой на физмат поступил и Иосиф. |
На рубеже 1970–1980-х годов учеба в вечерней школе многими осужденными рассматривалась не как благо, а как обуза. Но среднее образование тогда, как и сейчас, было обязательным для всех, в том числе для отбывающих наказание в местах лишения свободы. Доходило до того, что человека, у которого не было среднего образования, зачисляли в школу не по заявлению, а по приказу начальника учреждения. Обязательным был и труд, неработающий подвергался наказанию. Одновременно работать и учиться многим было нелегко, тем более в ИТК-2, где профильным всегда являлось тяжелое литейное производство. Были случаи отказа от учебы.
Но педагоги школы всегда были убеждены: насильно учить человека нельзя, поэтому постоянно искали индивидуальный подход к каждому такому осужденному, пытались вразумить и заинтересовать. Это обеспечивало отдачу. Нередко даже перенимать опыт обучения в школу приезжали иностранцы.
Ныне учебное заведение является вечерней сменной общеобразовательной школой №36 и охватывает три исправительные колонии Казани – ИК-2, ИК-18, ИК-19. Сейчас здесь обучаются 225 человек.
ЛУЧШАЯ ДОСКА В КАЗАНИ
Начав работать при колонии, Иосиф Замалетдинович первое время привыкал к незнакомой, подчас гнетущей обстановке, к взрослым ученикам, иные из которых годились ему в отцы, внимательно слушал советы опытных сотрудников – как себя вести в тех или иных ситуациях.
Спустя какое-то время учитель не только освоился, но и стал новатором в организации учебного процесса. Иосиф Замалетдинович разработал проект универсальной школьной доски и воплотил его в жизнь в своем классе.
Он составил доску из семи рабочих плоскостей: три доски, скрепленные шарнирами, могли открываться и закрываться. Передвигаясь вдоль стены, открывались еще две доски, которые опускались и поднимались, давая возможность включать кинопроектор «Радуга». Причем одна из досок была магнитная, с изображенной на ней координатной сеткой. Пользуясь эластичными магнитными лентами, Иосиф Замалетдинович без лишней затраты времени показывал график любой функции.
Площадь доски позволяла записать до начала урока несколько вариантов заданий для контрольной или индивидуальной работы, а также сохранить, не стирая, все записи по ходу доказательства теоремы или вывода формулы и использовать их при повторении.
Благодаря этому ноу-хау и другим показателям в начале 1980-х годов школа ИТК-2 занимала лидирующие позиции в конкурсах среди всех вечерних школ города.
ОТ СИНУСА К СИНТАКСИСУ
Шли годы, и судьба приготовила для Хусаинова совершенно неожиданный поворот.В 1992 году в соответствии с законом республики о языках татарский язык наряду с русским был официально признан государственным и вошел в перечень обязательных учебных дисциплин в школах региона. Не стали исключением и школы в колониях, где, как и везде в республике, сразу встал вопрос разработки учебных программ и подготовки специалистов для преподавания татарского языка.
Не найдя подходящей кандидатуры «на воле» и оценив возможности своего педагогического состава, директор школы в ИК-2 Валентина Шаронова предложила стать учителем татарского языка Иосифу Замалетдиновичу. И не прогадала.
Порой на улице к Иосифу Хусаинову обращаются прохожие, часто пожилые, улыбаясь, жмут руку, говорят «спасибо» за полученные знания. Для большинства из них благодаря Хусаинову учение действительно стало тем светом, который они не смогли получить на воле
Технарь Хусаинов подошел к поставленной задаче, как всегда, основательно и творчески, сумев быстро переквалифицироваться в гуманитария. Он составил авторскую учебную программу по преподаванию татарского языка, согласовал ее с институтом усовершенствования учителей, а затем и сам прошел курсы переподготовки.
Но, несмотря на предпринятые меры, проблем хватало. Поначалу отсутствовали учебники и какие бы то ни было методические материалы, учащихся не делили на русско- и татароязычные группы. Но благодаря энтузиазму и целеустремленности Иосифа Замалетдиновича осужденные стали успешно осваивать татарский язык. Надо отметить, что состав учащихся был многонациональным и интерес к новой дисциплине проявляли не только татары. Так, например, двое осужденных – русский и украинец – изучали татарский с особым рвением не только на уроках, но и брали дополнительные задания «на дом». Оба были женаты на татарках и, видимо, таким образом доказывали свое уважение к супругам. Кстати, за три года они действительно овладели разговорным татарским.
СПАСИБО, НАСТАВНИК!
Иосифу Замалетдиновичу 72 года, за его плечами более полувека педагогического стажа, из которых сорок лет он проработал в школе при исправительной колонии, и сегодня он продолжает обучать осужденных сразу в трех казанских учреждениях. По стопам отца пошла и его дочь. Она преподает в Казанском национальном исследовательском технологическом университете, является кандидатом экономических наук.
Порой на улице к Иосифу Хусаинову обращаются прохожие, часто пожилые, улыбаясь, жмут руку, говорят «спасибо» за полученные знания. Для большинства из них благодаря Хусаинову учение действительно стало тем светом, который они не смогли получить на воле…