Госдума во втором и третьем, окончательном, чтениях приняла законопроект о единых федеральных общеобразовательных школьных программах. Это значит, что со следующего учебного года во всех школах России будут введены единые федеральные основные общеобразовательные программы «в качестве обязательного базового уровня требований к содержанию общего образования».
Кроме того, вводится новый порядок разработки школьных учебников. Так, государственный заказ на подготовку учебников и учебных пособий будет осуществлять Минпросвещения. Ведомство также будет утверждать авторский коллектив учебников, а исключительные права на них будут принадлежать РФ.
Закон вводит единый стандарт качества школьного образования — как программ, так и учебников. Принятие «золотого стандарта» позволит решить проблемы с необходимостью родителей нанимать репетиторов для подготовки детей к итоговым экзаменам. «Итоговая аттестация будет также осуществляться только на основании этих программ. Мы возвращаем нашей стране единое образовательное пространство», — говорил вице-спикер Госдумы Петр Толстой.
Для начальной школы будут утверждены единые базовые программы по русскому языку, чтению и окружающему миру. В средней школе обязательными для применения станут программы по русскому языку и литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ.
Кроме того, предполагается ввести федеральную рабочую программу воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.
Насколько образовательные стандарты в вашем регионе отличаются от других? Сможет ли принятый закон восстановить единое образовательное пространство в России? Приведет ли это к повышению уровня образования в стране? Имеет ли смысл использовать опыт советского школьного образования? Говорят эксперты.
Овчинникова Лариса Анатольевна
Республика Марий Эл
Ректор Марийского института образования. Член Общественной палаты Республики Марий Эл
Заслуженный работник образования Республики Марий Эл
Сегодня школы самостоятельно составляют учебные программы в соответствии с ФГОС и выбирают учебники. Введение «золотого стандарта» образования облегчит жизнь в первую очередь учителям. Изменения снизят бюрократическую нагрузку на педагогов, так как учебно-методическая документация станет единой.
Полагаю, что единый подход к школьной педагогике создаст равные условия получения качественного образования по всей стране. В тоже время «Золотой стандарт» обязательно должен оставить простор для творчества. Школы, работающие с инновационными методиками, будут дополнять единые фундаментальные образовательные программы.
И, конечно, «золотой стандарт» должен упорядочить рынок учебных пособий. Считаю, что введение единых качественных учебников поддержат все участники образовательного процесса – педагоги, дети и родители.
Кроме того, школе необходима федеральная рабочая программа воспитания по аналогии с советской школой, которая интересовалась увлечениями ученика, заполняла его свободное время обязательными внеурочными занятиями, при этом почти не оставляя времени на бесцельное времяпровождение.
Луговой Руслан Александрович
Республика Дагестан
Политолог, директор Республиканского центра русского языка и культуры
До сей поры в каждом регионе, да и в каждой школе были свои разновидности как в комплектах учебников, так и в программах обучения. Например, есть программы “Школы России”, ” Система Ильконина и Давыдова”, “4 сезона” и было ещё “2100”. Последняя, кстати, перестала действовать ещё с 19 года, если не ошибаюсь. Каждая из этих программ предполагала свои особенности и направления. Где-то они были удачными, где то – нет. Например, хвалили стандарт ” Ильконина и Давыдова”, но подача была сложная. Есть и более бытовые неудобства, например как быть тем детям, которые из одной школы перешли в другую? Программа другая И это лишь сотая часть неудобства. Наша страна разнообразна по своему культурному и национальному признаку. В таких условиях фактор единства важен на всех уровнях, в том числе и на образовательном. Как правильно сказанно в публикации, мы возвращаемся к единому стандарту образования. Отмечу, что такой стандарт прекрасно себя зарекомендовал в прошлом. Соглашусь, что сейчас необходимо использовать не только современные способы и методики, а главное эффективные. Как говорят, всё новое – это хорошо забытое старое. Учитывая опыт и новые идеи, думаю, дадут отличный результат.
Игнатов Алексей Сергеевич
Тульская область
Политтехнолог, руководитель агентства политического консультирования “ИГНАТОВ консалтинг”
Политтехнолог, политический аналитик, эксперт. Автор книги по технологии организации работы депутатов и политиков «Электоральная машина действующего депутата». Сайт www.ignatov.info
Единый стандарт школьного образования – важная и нужная мера. Его надо было ввести очень давно. Не должно быть «разнобоя» программ в разных частях страны. И уж подавно не должно быть такого количества разных учебников. Зачастую они написаны малограмотными авторами с ошибками, глупостями, а иногда и осознанно вредительски. Введение жесткого государственного контроля за содержанием школьного образования и учебников – важнейший элемент государственного суверенитета.
Алмаева Елена Валерьевна
Кемеровская область
директор, ментор
Директор муниципального казенного общеобразовательного учреждения “Начальная школа – детский сад № 33 г. Юрги”, имею опыт работы с детьми ОВЗ, детьми-инвалидами. Также являюсь региональным ментором по направлению внедрения бережливых технологий в образовании.
Безусловно, опыт советского школьного воспитания и образования самый оптимальный и всегда во всем мире считался наилучшим, поэтому принятый закон позволит восстановить единое образовательное пространство, только не стоит забывать, что именно системный подход к решению проблемы может помочь повысить уровень образования в стране.
Что касается авторских коллективов издающих учебники – это не означает, что учебники будут хорошими и без ошибок (как орфографических, так и пунктуационных), а вот единый подход к ним – это хорошая идея, но не стоит забывать и тот факт, что на ее реализацию понадобится, не только много времени, но и финансирования. Сегодня вроде бы школа на 100 % обеспечена учебниками, но так как единовременно на всю школу нереально закупить учебники, они обновляются ежегодно по частям. Соответственно учителя сталкиваются с ситуацией, когда в одном классе у учеников учебники вроде одного и того же авторского коллектива, но разного года издания, которые отличаются по своему содержанию, поэтому у какой-то части класса изучаемая тема в учебнике может просто отсутствовать. Поэтому контроль со стороны Минпросвещения за изданием учебников это выход из сложившейся ситуации.
Карпова Лариса Юрьевна
Кемеровская область
Директор
Я депутат и директор МАОУ”Гимназия города Юрги”
Обновленные стандарты направлены на обеспечение единого образовательного пространства во всей нашей большой стране. Единые учебники ,единые программы – гарант повышения качества результатов на едином государственном экзамене. Пришло время навести порядок с производством учебников. Учебники должны соответствовать учебным программам, а не быть средством для наживы. Кузбасс взял курс на качественное введение школьных стандартов нового поколения. И это сделает образование Кузбасса только лучше!
Козлов Дмитрий Викторович
Иркутская область
Кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой истории и международных отношений Иркутского государственного университета
Кандидат исторических наук, доцент кафедры мировой истории и международных отношений Иркутского государственного университета
Если рассматривать на уровне заявлений и целей, идея золотого стандарта как единого образовательного пространства, чтобы не было разрыва между школами и регионами, не может не вызывать поддержки. Но проблема остается с вариативностью, как она будет соблюдаться на уровне школ, и не выставим ли мы жёсткую структуру, где роль учителя будет сведена к минимуму, не сделаем ли мы образование еще более формальным, тем более что уже сейчас много жалоб на бумажную волокиту, и что учитель больше внимания уделяет бумагам, а не детям.
Мы хорошо знаем разрыв между тем, чему учат в старших классах и то, что есть в ЕГЭ. Не открою тайны, что каждая семья закладывает специальный бюджет, чтобы подготовить своего ребенка к ЕГЭ, обращается к репетиторам по многим предметам. Хотя идея создания ЕГЭ была связана с единым пространством, равными возможностями, едиными стандартами, возникли ножницы – образование в школе и то, что требуют вузы при поступлении выпускников.
Сейчас много говорят о переключении внимания к среднему профессиональному образованию. Это новый тренд последних лет, которые закладывает новые вызовы для высшей школы, которая не всегда успевает за трансформацией современного российского общества. Поэтому хочется задать вопрос авторам идей: может нужно провести дополнительный круг дискуссий, чтобы золотой стандарт не оказался только на бумаге, и не стало больше формализма. Возникает также беспокойство о верности выбранного времени для радикальных трансформаций.
Конечно, мы видим о моде на всё советское в разных сферах, не только в образовании. При всех плюсах (мы там учились) оно было специфическим, поскольку было частью специфического советского общества, где было сильна роль идеологии, мощно работали пионерия и комсомол, по-другому было выстроено отношение государства к молодежи и детям в целом.
Насколько возможно это повторить? Эти плюсы были частью комплексного процесса развития советского общества. Мы не можем принять Конституцию СССР 1977 года, учредить заново пионерскую и комсомольские организации, а они являлись важными частями образовательной системы, и все это работало как единый механизм. Нам нужен свой путь развития, где будет сочетаться единое образовательное пространство и идея вариативности, т.к. многие ученые говорят, что она важна с точки зрения здравого смысла. Каждый учитель – это личность. Нельзя сделать учителя – робота, который будет только озвучивать или интерпретировать историю, литературу, общественные дисциплины.
Муравский Ярослав Дмитриевич
Тульская область
член Общественной палаты Тульской области, директор АНО “Главная дорога”, член Совета Благотворительного фонда “Не молчи”
Образование достаточно сложный вопрос и неоднозначный. Я думаю коллеги из данной сферы сформулируют свое мнение изнутри системы. Я в свою попытаюсь описать взгляд со стороны.
Мне кажется в мире все зависит от людей. Именно люди являются либо большой движущей силой, либо гигантским камнем преткновения. Вспоминаю свою родную школу ТКГ №1 и ее директора Пономарева Алексея Васильевича. Человек с 6 утра уже был в школе, высочайшая дисциплина, уровень которой задавал именно он, чистота в школе и отличный педагогический состав. Как итог этой слаженной работы- огромное количество выпускников поступало в самые престижные вузы и хорошо реализовали себя по жизни. Я не знаю по какой системе нас учили в то время, и какой стандарт использовали, но горящие глаза наших учителей и директора, я помню до сих пор. Было просто стыдно перед ними не поступить в институт.
Верю, что в нашей стране все зависит от людей, которые любят свою работу и отдаются ей полностью, а золотые стандарты, надеюсь станут только помощью!
Аблажей Анатолий Михайлович
Новосибирская область
Ведущий научный сотрудник Института философии и права Сибирского отделения РАН (г. Новосибирск), доцент Новосибирского государственного университета
Кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии и права Сибирского отделения РАН (г. Новосибирск), доцент Новосибирского государственного университета
Вообще формулировка “восстановление единого образовательного пространства в России” звучит немного странно. Оно и так единое. ЕГЭ исходит именно из базового уровня знаний. Владеешь им сполна – получаешь 100 баллов. Другой вопрос, в состоянии ли современная школа обеспечить условия для полноценного овладения даже базовым уровнем знаний, заинтересованы ли в этом все без исключения родители. В законопроекте речь идет о базовом уровне знаний, а его, в общем, никто и не отменял. Другое дело, что в стране, наряду с базовым общим образованием, есть и специализированное, доступное не для всех и наличие которого – обязательное условие развития науки, сферы высоких технологий. И эта область образования всегда будет притягивать к себе самых талантливых и настойчивых, стремящихся узнать что-то помимо базового уровня.
Если говорить о советском опыте, то как сказал Гераклит, в одну и туже реку нельзя войти дважды. Взять что-то ценное и полезное – можно и нужно. Копировать его полностью – невозможно. Мы живем в другое время и современный школьник в процессе познания ориентируется, так скажем, не только на то, что скажет учитель или написано в учебнике. Источников информации стало на порядок больше, что дает повод экспертам рассуждать о медийном образовании. Сможет ли школа выдержать конкуренцию с социальными сетями? Не факт, да и вряд ли это необходимо. Школа обязана быть прежде всего современной, чему, надеюсь, будет способствовать и данный законопроект.
Морозов Алексей Валерьевич
Архангельская область
Политический журналист
“Золотой стандарт” – это приведение школьной программы в соответствии с четкими критериями. С одной стороны, вижу в этом положительный момент, так как долгие годы создавалось ощущение некоего бардака. С другой стороны, не хотелось бы, чтобы стандарты стали формализмом, хочется, чтобы это было что-то живое, не штампованное и без привязки к идеологии. Особенно это касается учебников истории, которые переписывались уже много раз в угоду тому или иному политическому строю.
Повторейко Анастасия Викторовна
Псковская область
Главный врач ГБУЗ ПО “Псковская областная инфекционная клиническая больница”, депутат ПОСД
В последнее время образование стало одной из многочисленных проблем, которая регулярно и по праву испытывает свою дозу недовольства со стороны учеников и взрослых, помнящих ещё стандарты школьного советского образования.
Говоря о реформе школьного образования, даже на уровне государства признается, что проблема в образовании есть, и начинать нужно уже со школьной скамьи. Называя закон “Золотым стандартом”, государство берет на себя огромную ответственность, что предложенная система будет работать безупречно.
Пока ещё не совсем понятно, как будет работать новый закон, ведь всё познается в процессе его применения. Однако, единообразие качества программ образования даже между регионами, действительно, должно сделать стандарт золотым. Доходит уже до того, что в одной параллели начальной школы ребята могли обучаться по трем разным программам. И совсем неясно, какую выбрать, и как выбранная будет соотноситься с другой при смене школы или переезде семьи.
Убеждена, что школа – это главный социальный институт воспитания ребенка в нашей стране в проекции и человека, и гражданина. Это успешно доказано опытом советской школы, и продиктовано здравым смыслом. Доказательством этому служат: период жизни ребенка в качестве участника с 7 лет до совершеннолетия, время пребывания в школе в течение дня и недели, повсеместное нахождение в коллективе, сопряженный с воспитанием процесс обучения. В связи с этим, Федеральная рабочая программа воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы, как и реформа школьного образования, должны стать и золотым стандартом для воспитания в России крепкого и здорового в моральном и даже патриотическом смысле общества.
Синичникова Тамара Геннадьевна
Омская область
Член Общественной палаты Омской области, Председатель Омского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации “Союз женщин России”
Член комиссии по социальной политике, развитию здравоохранения и демографии Общественной палаты Омской области, Член комиссии по вопросам науки и образования Общественной палаты Омской области. Родилась 11 июня 1952 года в Сахалинской области. В 1974 году окончила Омский государственный педагогический институт имени А.М.Горького по специальности “Русский язык и литература”. Директор общеобразовательного учреждения “Гимназия № 26”. Председатель Омского областного отделения общественной организации “Союз женщин России”. Под руководством Синичниковой Т.М. ежегодно проводятся благотворительные акции “Материнское сердце”, “У России не чужих детей”, “Помоги сельской школе”, “Вдовы России”. Участвовала в Международном проекте “Женщины за выживание планеты”, разработке Программы деятельности Союза женщин России “Равенство, Развитие. Мир в XXI веке”. Имеет звания Отличника народного просвещения и заслуженного учителя РФ, медаль “За заслуги в просвещении”. Награждена: Почетная грамота Председателя Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей Е.Ф. Лаховой; Памятная медаль Союза женщин России; Почетная грамота Министерства труда и социального развития Омской области; Благодарность Политсовета Омского регионального отделения Всероссийской политической партии “Единая Россия”, Почетная грамота Общественной коалиции Омской области, Благодарственное письмо Правительства Омской области, знаком отличия “За служение Омской области” III степени.
Идея организации единого образовательного пространства на всей территории страны, требований к конкретике результатов обучения, утверждения авторского коллектива, разрабатывающего учебники, заслуживают похвалы. Однако вызывает вопросы ситуация, которая сложилась сейчас: Госдума только приняла законопроект, а школы страны уже в начавшемся учебном году приступили к его реализации в части работы с едиными для всех рабочими программами в отсутствии единых учебных пособий. Хочется, чтобы шаги в столь важной и принципиальной сфере, как образование, были продуманы, логичны и своевременны.
Помним слова классика, согласно которым для достижения цели нужно прежде всего идти. Но кажется оправданным замечание, что идти надо по верной дороге.
Елаев Алексей Александрович
Калининградская область
Старший преподаватель Западного филиала РАНХиГС при Президенте РФ
Юрист, специалист в области государственного и административного права, правового регулирования предпринимательства и торговли.
Главное даже не в “золотом стандарте” школьного образования, а в соответствии между “выходными” данными школы и “входными” данными вуза: не секрет, что к ЕГЭ на основании только школьной программы подготовиться невозможно, как ни старайся; для чего тогда школа, может её в таком случае и вовсе можно заменить курсами подготовки к ЕГЭ? Необходимо, чтобы все ответы ЕГЭ были в учебниках. Да, кому-то, на тройку, хватит и половины учебника, но должен быть единый источник, где бы отличники могли подготовиться к поступлению даже в ведущие вузы. И этот источник должен содержаться именно в школьной программе.
Дятлова Екатерина Анатольевна
Кемеровская область
Создание единого образовательного пространства – это сегодня чаяния учителей, но важно отметить: это не унификация всех образовательных организаций. Мы понимаем: в каждой школе работают уникальные педагогические коллективы, но важно регулирование их деятельность. К сожалению, сегодня мы видим множество интерпретаций подходов, а это не всегда ведет к повышению качества образования. Уйдет лишняя нагрузка на учителей, когда им приходится разрабатывать программы и выбирать учебные материалы. Они смогут использовать нормативы как навигатор и критерия оценки своей работы.
Большаков Андрей Георгиевич
Республика Татарстан
Заведующий кафедрой конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета
Заведующий кафедрой конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета, член Общественной палаты РТ, доктор политических наук
Я бы отметил следующее: Содержание и направленность среднего образования в последние месяцы в РФ сильно меняется. Этому способствует отказ от понимания образования, как услуги, что важно и для высшего образования. Воспитательная составляющая выходит на первый план. Для внедрения всех новшеств в учебный процесс и получение эффекта необходимо время. Поэтому о результатах можно говорить через несколько лет. А 30 лет мы всячески уничтожали воспитательную роль образования в тех же средних школах. «Золотой стандарт школьного образования» нужен. Но после принятия закона, наверное, возникнут проблемы с его правоприменением. Единые программы, единые учебники, безусловно нужны. Все они должны быть написаны хорошими практиками-методистами или ведущими российскими учеными, которые много вкладывают именно в методическую работу. Пример академика Чубарьяна здесь явно важен для преподавания истории школьникам. Очень хорошо, что особое внимание уделяется гуманитарному блоку предметов, который ещё несколько лет назад сводился к знанию лишь иностранных языков, преимущественно английского. Наверное, надо уделять большее время изучению восточных языков, общегуманитарной подготовке. Однако, надеяться, что с принятием этого закона исчезнут проблемы школьного образования в России не стоит. Необходимо значительно увеличивать материальную поддержку учителей, вводить систему распределения для тех, кто учится на бюджете в педагогических вузах или педагогических специальностях в университете, решить проблему прихода в школы молодых учителей. Репетиторство так и будет развиваться в последующие годы, данный закон ему никак не помешает. Наверное, надо задуматься и о постепенном упразднении ЕГЭ, только делать это необходимо рационально и вдумчиво.
Акмалов Айдар Фаритович
Республика Татарстан
Исполнительный директор
Стандарты в образовательных программах позволяют учесть разнообразие мнений и позиций по вопросам содержания образования. Конечно, процесс их внедрения занимает время. И это не один год. Большая работа предстоит учителям для внедрения данных стандартов
Московский Валерий Евгеньевич
Тульская область
Директор волейбольного клуба “Тулица”, член Общественной палаты Тульской области
Единые стандарты в организации образовательного процесса и подготовке общих учебных программ давно требуют принятия и реализации во всех школах России. Авторский коллектив, выполняющий государственный заказ на подготовку учебников и учебных под эгидой Минпросвещения, наверняка не допустит появления сомнительных, написанных “на коленке” изданий и исчезнут перлы типа “В одном пенале 6 карандашей, в другом пенале 2 карандаша. Сколько кисточек в двух пеналах?”. И, конечно, в новых мировых реалиях крайне важна единая концепция воспитательной работы, основанная на понятиях и ценностях, максимально важных, близких, значимых России и её гражданам.
Кобзева Людмила Анатольевна
Кемеровская область
Директор
Работаю в школе №14 г. Проокопьевска с 1988 года. Директором – с 2002 года.
Золотой стандарт школьного образрвания имеет важное значение для всех участников образовательных отношений. Родители и ученики смогут быть уверены в качестве образования, независимо от школы и региона, и не запутаться в большом количестве учебников и суждений. Педагоги будут освобождены от необходимости разрабатывать программы и выбирать учебный материал. И все это, конечно, будет способствовать повышению качества образования и создать единое образовтельное пространство России.
Силаева Зоя Владимировна
Республика Татарстан
Кандидат политических наук, Член Российской ассоциации политических наук, доцент кафедры религиоведения Института социально-философских наук Казанского федерального университета
Кандидат политических наук, Член Российской ассоциации политических наук
Единое образовательное пространство необходимо, т.к. содержание базового образования должно быть одинаковым и не зависеть от социально-экономического статуса семьи, места и статуса образовательной организации, желания упростить образовательный процесс и т.д. Переезжая дети, не будут испытывать сложности в адаптации к новым программам и учебникам.
Однако, надо понимать, что «золотой стандарт» не решает всех проблем, накопившихся в образовании. Многое будет зависеть от профессионализма педагогов, воспитания детей и прививания родителями своим детям любви к труду и обучению.
Не надо упрощать образование до уровня подготовки к ЕГЭ. Упрощение образования ведёт к деградации общества. Открытым остаётся вопрос о том, должна ли школа вообще готовить к ЕГЭ? ЕГЭ сейчас включает не школьную, а углубленную программу, порой рассчитанную на уровень первокурсника ВУЗа. Представьте теперь ситуацию, в классе 30-35 человек, из которых ЕГЭ планируют сдавать, например, по физике 4 человека. Что может сделать педагог за 40-45 мин урока, который регламентирован и требует решения организационных моментов, актуализации темы, раскрытие нового материала и рефлексии. Индивидуальный подход в такой ситуации не работает. Получается 1 мин на чел в среднем. При том, что программа рассчитана таким образом, что выделенных на неё часов, еле хватает на изучение нового материала.
Перейдя к компетенциям, многие забывают, что компетентностный подход не исключает «ЗУНовсуий подход» (знания, умения, навыки), он базируется на нем и дополнительно включает в себя личностные качества, социальную адаптацию и опыт профессиональной деятельности. Поэтому надо четко понимать, на какой ступени образования и чему мы должны научить. Смешно, когда на учителя накладывают обязанности научить читательской компетентности пятиклассника, который еле- еле читает и не понимает и половину слов, которые он читает. Сначала надо научить читать и работать со словарем.
Что касается учебников, то единый подход к ним – это хорошая идея, но надо понимать, что для ее реализации понадобится большое количество времени и финансирования. Сегодня можно встретить ситуацию, когда в одном классе у учеников учебники вроде одного и того же автора, но разного года издания, которые отличаются по своему содержанию. Вроде бы полное обеспечение учебниками, но разными. Бывают ситуации, что у какой-то части класса изучаемая тема в учебнике отсутствует.
Советская модель была хороша для своего времени и успешно встраивалась в общую систему воспитания. Сейчас любые попытки вернуться к прошлому без учёта современных условий, уровня подготовки школьников, их заинтересованности в образовании не приведут к желаемому результату.
Только системный подход к решению проблемы может помочь повысить уровень образования в стране.
Ершов Иннокентий Афанасьевич
Камчатский край
Эксперт по МКУБ ФБГУ”Дальневосточный ЭО АСР” Камчатский филиал.
63 года. Образование высшее. Капитан дальнего плавания. Капитан морского порта Петропавловск-Камчатский 2010 – 2013 годы. 2013- 2017 годы- заведующий кафедрой Мореплавания в КамчатГТУ. Преподаватель первой категории. В 2018 году окончил Камчатский филиал РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации. Бакалавриат. Государственное и муниципальное управление. Магистрант 3 курса этого же филиала. Окончание обучения март 2022 года.
Безусловно, по нашему мнению, система школьного образования в нашей стране должна была быть пересмотрена еще раньше!
Новый “Золотой стандарт” школьного образования должен привести к единому стандарту в процессе преподавания изучаемых школьных программ, узаконить количество и объем учебников и учебных пособий, а самое главное, действительно, существенно снизит нагрузку при подготовке выпускников в выпускным экзаменам!
Псеунов Аслан Ауесович
Карачаево-Черкесская Республика
Общественная палата Карачаево-Черкесской Республики
Очевидно, что в каждой школе работают уникальные педагогические коллективы, однако, считаю очень важным регулирование их деятельности. К сожалению, сегодня мы видим множество интерпретаций подходов, а это не всегда ведет к повышению качества образования.
Не может не радовать, то что образовательные программы получат статус нормативных правовых актов, соответственно ответственность за содержание учебника будет возлагаться на федеральное министерство, которое ведет госполитику в части образования, и содержание учебников станет единым.
Важно, чтобы к разработке программ в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей привлекались также региональные власти.
Шиндяев Владислав Васильевич
Иркутская область
Политконсультант, региональный эксперт “Центра общественно-политических, правовых и коммуникационных проектов”
Единые государственные стандарты уже давно существуют на базе высшего и среднего профессионального образования. Что касается общего образования, то здесь почему-то до сих пор работают разные программы, что создает определенное разночтение в изучении различных дисциплин, и это недопустимо. Например, не нужно изучать по разным учебникам историю России, всеобщую историю, обществознание или биологию, поскольку все знания оцениваются по единому государственному экзамену (ЕГЭ). Следовательно, должны быть единые стандарты и единые правила, они должны быть четкими и понятными, оценены экспертным, ученым и преподавательским сообществом. И каждый педагог должен обладать необходимыми компетенциями для преподавания в рамках этих образовательных стандартов.
Это создаст единое образовательное пространство, и только тогда мы будем говорить о равных возможностях всех школьников страны при поступлении в вузы и сузы.
На сегодня же получается интересная ситуация: мы ввели ЕГЭ, но дети изучают предметы по разным программам. Введение единого образовательного и воспитательного стандартов должны повысить и результативность изучения каждой из дисциплин общего образования, поскольку учащиеся будут одинаково и в равной степени глубоко погружены в изучение каждого предмета и меньше думать о вариативности. Что же касается углубленных изучений отдельных предметов, создания профильного обучения и профильных классов, то это необходимо осуществлять уже вне стандартов в рамках дополнительных программ и дополнительного образования, что позволит создать дополнительные условия направленного личностного и профессионального самоопределения учеников.
Сидоров Виктор Владимирович
Республика Татарстан
Доцент кафедры политологии КФУ
Кандидат политических наук
Стандарты в образовании безусловно важны. Это создаёт единое образовательное пространство, позволяет укреплять общегражданскую идентичность. Однако сложно согласиться с тем, что стандарты избавят родителей от необходимости прибегать к помощи репетиторов. Ведь стандарты не сами по себе переходят в голову школьников. К сожалению, невозможно обеспечить все школы равным и сильным педагогическим составом. Онлайн-репетиторы к примеру могут стать хорошим помощником для школьников.
Боев Эрадж Бегиджонович
Нижегородская область
директор научно-образовательного центра востоковедения, доцент кафедры международной журналистики Института русского языка НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, член Общественной палаты города Нижнего Новгорода
Введение единых федеральных основных общеобразовательных программ в российских школах – давно назревшая необходимость. В первую очередь это важно для предметов гуманитарного цикла – истории, обществознания, литературы. Унификация образовательных программ позволит создать стройную и логичную концепцию преподавания данных дисциплин, позволит избежать фрагментарности и непоследовательности в изложении учебного материала. В свою очередь, разработка единой программы воспитания будет способствовать достижению согласованности при реализации воспитательной работы в образовательных учреждениях в различных регионах страны.
Хмельницкая Виктория Сулимовна
Кемеровская область
Консультант – советник отдела по социально-экономическому развитию города Администрации г.Юрги
Экономист
Долгожданный законопроект! Теперь можно смело надеяться, что он станет такой своеобразной «регуляторной гильотиной», установившим стойкое равновесие в образовательной среде и исключающим недопонимание и разобщённость в ней. Ведь при создании данного законопроекта масштабно происходил пересмотр и отмена множества образовательных правовых актов и методических рекомендаций, негативно влияющих на образовательный процесс. Пришло время глобальной аналитики, позволяющей прийти к единому образовательному процессу. Для меня, как для родителя, этот законопроект позволит прежде всего снять нагрузку по поиску репетиторов для своих детей, так как на сегодняшний день, надо признать, существуют отличия в методических подходах к образовательной деятельности, и естественно ученики вынуждены прибегать к индивидуальным и более углубленным занятиям. А благодаря единому стандарту и педагоги, и ученики всех российских школ будут иметь четкое понимание и возможность преподавать и изучать материал в одинаковом едином формате. Это позволит упорядочить знания ученикам, а педагогам придерживаться единой и строгой методики преподавания. Опять-же, внедрение единого образовательного стандарта предполагает вернуть в школу программу воспитания подрастающего поколения, а это наталкивает на воспоминание образца советской школы, где образовательному процессу всегда было присуще воспитание ученика и становление его как личности. Я помню, как нас воспитывали именно в школе, и считаю, что это важно в становлении полноценного общества. И на вопрос: «Сможет ли принятый закон восстановить единое образовательное пространство в России?» Отвечу: «Определенно сможет».
Латынин Дмитрий Юрьевич
Республика Коми
депутат Совета МОГО “Усинск”, почетный профессор Усинского филиала УГТУ
Наличие единых федеральных общеобразовательных программ давно назревшая необходимость. Обращает на себя внимание укрепление гуманитарного блока в средней школе: русский язык, литература, история, обществознание, география, ОБЖ. Наши дети получат возможность научиться думать, ясно излагать свои мысли. Уверен, что есть противники единых стандартов. Но ведь никто не отменяет дополнительное образование, позволяющее расширить свои познания. Вспоминая образование прошлого века, в голову приходят воспоминания о многочисленных факультативах, проводимых теми же учителями предметниками для тех, кто способен и главное хочет погрузиться в глубины той или иной сферы знаний. Заслуживает внимания и наличие в федеральных общеобразовательных программах предмета ОБЖ, способствующего выработке умений определять опасности, распознавать угрозы, формировать навыки поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Давно назрела необходимость вернуться к реализации школой воспитательной функции, без которой даже программы высшей школы СССР при подготовке учителей предметников не существовали. Введение обязательной программы воспитания и календарного плана воспитательной работы позволит сформировать единство требований к педагогическому составу при формировании духовно-нравственной и идеологической составляющей обучающихся, и скорее всего разгрузить от многочисленных ситуативных задач.
Никитин Алексей Федорович
Пензенская область
кандидат исторических наук , преподаватель Пензенского государственного университета, Пензенской духовной семинарии.
Давно назревшая необходимость. Отказ от единого стандарта был серьёзной ошибкой, способствовавшей разрыву в подготовке школьников и студентов. Более того, школа, в ряде случаев, не обеспечивала даже получение знаний, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ. В результате поступившие в вуз абитуриенты зачастую не имели даже минимума знаний, необходимого для освоения программы высшей школы. Вузы вынуждены были тратить учебное время на повторение школьной программы.
Надеемся, что новый стандарт не только устранит разрыв между уровнями образования, но и наведет порядок в содержании социогуманитарного знания. Ибо далеко не всё, что сейчас преподают в отдельных школах, дружественно России, соответствует её историческим и культурным особенностям и запросам. Возрождение страны надо начинать с возрождения школы.
Копанева Ольга Владимировна
Республика Башкортостан
Директор ЧОУ «Гармония», кандидат педагогических наук
Директор ЧОУ «Гармония», кандидат педагогических наук
Стандарт начального, общего и среднего образования разрабатывается в России довольно долгое время. Сменилось уже несколько министров, а стандарт окончательно так и не выработан.
В 2021-2022 учебном году наконец-то прошёл полный цикл созданный 11 лет назад ФГОС НОО, ООО, СОО! И вот уже с нового учебного года появляется обновлённый ФГОС-22 третьего поколения пока только для первых и пятых классов. И вновь учителям надо пересматривать программы самостоятельно, ориентируясь на рекомендованные ПРИМЕРНЫЕ программы.
14 сентября вдруг становится известно, что Госдума ускоренно, сразу во втором и третьем чтении, единогласно приняла закон, который вводит ЕДИНЫЕ образовательные программы в школах вместо примерных и меняет порядок разработки учебников. Выясняется, что программы будут разработаны к 1 января и вводиться с 1 сентября 2023 года.
“Золотой стандарт” – красивое словосочетание ещё не апробированных ФООП. Не было ни процедуры общественных слушаний, ни обсуждения. Несомненно, единое образовательное пространство в стране необходимо и важно. Главное, что стандарт качества школьного образования будет распространяется не только на учебные программы, но и на учебники. Таким образом планируется возродить лучшее в советской системе.
Хочется надеется, что годы “перестройки”, “западного либерализма” и постоянных “реформ” образования будут завершены. Сюда относятся и непродуманное решение о введении с 5 класса второго иностранного языка, который с этого учебного года становится необязательным, и постоянное запрещение одних и внесение в Федеральный перечень новых учебников по предметам.
А как быть с учебным планом в 10-11 классах, в котором должно быть только 11 (12) учебных предметов, т.е. минимум один предмета из каждой предметной области? Причём восемь из них обязательны: русский язык и иностранный, литература, физкультура, математика, астрономия, ОБЖ и история. Можно подсчитать, какие предметы полностью выпадают в учебных планах разных школ страны. И где в таком случае единое образовательное пространство и золотой стандарт? Единство знаний, методов и результатов не должно препятствовать вариативности школьного образования (базового и профильного изучения предметов).
Вопросов много, ответы должны появиться…
Челноков Андрей Геннадьевич
Новосибирская область
председатель Новосибирской областной организации Союза журналистов РФ
Председатель Новосибирской областной организации Союза журналистов РФ
Совершенно уверен, что необходимо восстановить единое образовательное пространство в России и это обязательно приведет к повышению уровня образования. Когда я вижу, как у школьников спрашивают, как Жуков в 1812 году отогнал немцев от Москвы и они серьезно над этим размышляют, то становится не по себе. Такого уровня безграмотности относительно знания истории своей родины не было никогда! С этим срочно нужно что-то делать и единое образовательное пространство – это как раз то, что нужно. Учитель обязан работать на государство российское, но никак не против него. Школа должна действовать в интересах страны, а не каких-то групп, имеющих свои мутные цели и интересы.
Пора уже забыть об «образовательных услугах»! Задача российской школы – давать знания ученикам и воспитывать их в духе любви к своему Отечеству. Поэтому у нас должен быть и единый стандарт, и единое пространство.