Необычная постановка в формате театрального путешествия, или, проще говоря, спектакля-бродилки, появится в репертуаре Татарского государственного академического театра им. Г.Камала в конце апреля. Новинка под названием «Будить сердца людей…» посвящена 110-летию театра.
Десять зарисовок в разных локациях здания пересказывают важные моменты становления татарского театра, первой труппы «Сайяр», яркие воспоминания актеров и режиссеров. Буквально на глазах зрителей национальная сцена получает статус академической, провал первых спектаклей раскалывает труппу Ильяса Кудашева-Ашказарского (его играет Эмиль Талипов), а Сара Садыкова (Гузель Гюльвердиева) делает первые шаги в профессии композитора.
Легкие и незатянутые сценки похожи на короткие выжимки из биографической книги, но почему-то цепляют и надолго остаются в памяти. Например, как в разгар Великой Отечественной войны актриса Фатыма Ильская (в исполнении Лейсан Рахимовой) получает похоронку на сына в антракте спектакля. Или как строгий Карим Тинчурин (Рамиль Вазиев) запирает композитора Салиха Сайдашева (Юсуф Бикчантаев) в гримерке, чтобы тот к утру написал вокальную партию.
Группами по 20 человек гости обследуют главную и малую сцены театра, заглядывают за кулисы и в подвальные помещения, оказываются в импровизированной гримерке и узнают, как выглядит зрительный зал со сцены
В спектакле задействованы почти 30 артистов. Со зрителем их не разделяют ни оркестровая яма, ни спинки кресел. Некоторые эпизоды понятны и без перевода, что актуально для русскоговорящей аудитории. Им предоставляется лишь русское либретто, а сам спектакль идет на татарском языке.
Группами по 20 человек гости обследуют главную и малую сцены театра, заглядывают за кулисы и в подвальные помещения, оказываются в импровизированной гримерке и узнают, как выглядит зрительный зал со сцены. По словам завлита театра Нияза Игламова, спектакль оказался нелегким в плане технической реализации. Несколько раз делали прогоны, чтобы рассчитать поминутно все эпизоды.
«Для нас каждый спектакль – это эксперимент, но артисты были к нему готовы», – говорит режиссер Ильгиз Зайниев. Хотя, надо сказать, служба безопасности театра до сих пор относится к новшеству отрицательно. Да и зрители, пробираясь по узким коридорам, так и норовят свернуть не туда или оступиться в полумраке.