В преддверии своего профессионального праздника, который отмечается 25 октября, начальник Татарстанской таможни Марат Гараев рассказал о службе и интересных фактах из собственной биографии.
– Марат Масгутович, на стыке эпох таможня для большинства нашего населения была почти абстракцией, художественным образом из фильмов «Белое солнце пустыни» и «Бриллиантовая рука». А вы, получается, были осведомлены о ней лучше других и со школьной скамьи мечтали о реальной службе в этом ведомстве?
– Нет, и у меня представление о таможне сводилось к кадрам из перечисленных фильмов и ещё одного творения с Боярским и Гафтом под названием «Таможня». Всё произошло спонтанно. В 1992 году я окончил Чувашский госуниверситет и, как многие мои однокурсники, оказался… никому не нужен. Но в один прекрасный день ко мне зашёл друг, стоявший на бирже труда, и рассказал о наборе в открывшуюся в республике таможню. И я решил пойти на госслужбу. Правда, шёл туда долго, с сентября по январь, из-за отсутствия местной прописки. Спасибо всё тому же другу Николаю Сазонову, прописавшему меня у себя. Без него судьба могла сложиться совершенно иначе.
– Насколько современная таможня отличается от той, где вы начали службу в 1993 году?
– Как небо и земля. Должность инспектора я занял, когда Федеральная таможенная служба только начинала становление в том виде, в каком мы её представляем сейчас. Были, разумеется, пограничные таможни, но после либерализации внешнеэкономической деятельности (ВЭД) они уже не могли справиться с многократно возросшей нагрузкой. Поэтому по всей стране в массовом порядке стали создаваться внутренние структуры. Но в той же Чувашской таможне до середины девяностых не было ни одного компьютера. Если сегодня мы отказались от бумажных деклараций в пользу электронных, то тогда абсолютно все документы оформлялись вручную в непосредственном контакте с участниками ВЭД.
– Не приходилось ли в то время, подобно киношному Верещагину, отбиваться от бандитов? Часто ли бывало за державу обидно?
– Отбиваться не приходилось, но угрозы поступали неоднократно, так что домой и на службу иногда сопровождала вооружённая охрана. Особо агрессивными были перегонщики, пытавшиеся всеми правдами, а чаще неправдами оформить беспошлинный ввоз автомобилей, якобы зарегистрированных в СССР. В день иногда оформляли до 120 машин. Подделки мы научились определять буквально с лёту – и в немецких, и в литовских техпаспортах (оттуда много перегоняли). Пришлось даже освоить литовский счёт и геральдику – нередко фальшивку выдавал «неправильный» крест на щите у рыцаря с гербовой печати.
Что же касается обиды за державу… Границы открыли, а страна ещё не была к этому готова. Нынешних возможностей для таможенного контроля не существовало, часто приходилось верить тому, что написано на бумаге. Ввозимые в страну товары, те же автомобили, порой просто растворялись в пространстве, не принося ни копейки в бюджет.
– Сложно ли было начинать работу в Татарстанской таможне? С чем она подошла к нынешнему профессиональному празднику?
– Вся профессиональная кухня мне хорошо знакома, поэтому особых проблем не было. Что касается показателей, то мы стабильно в тройке лучших в ПФО. Самые впечатляющие цифры связаны с работой таможенных пунктов пропуска в аэропортах. С начала года через них прошли около 700 тысяч пассажиров, проведён таможенный контроль около пяти тысяч воздушных судов. Объём работы по сравнению с прошлым годом увеличился в два с лишним раза. На долю воздушных гаваней приходится треть из полутора тысяч возбуждённых таможней дел об административных правонарушениях.
Если говорить о международных почтовых отправлениях, то свыше 2,5 тысячи их возвращено отправителям – в этих посылках находилось почти 16 тысяч единиц контрафактной продукции. Чаще всего это игрушки, парфюмерия и автозапчасти. Работа с участниками ВЭД принесла в бюджет свыше 2,6 миллиарда рублей, но этот показатель постепенно теряет актуальность, поскольку почти всё декларирование, взимание пошлин теперь идут через электронные таможни. Основная наша задача – фактический контроль за исполнением законодательства, в том числе в отношении интеллектуальной собственности; за товарами после их таможенного выпуска (в просторечии – растаможивания); пресечение фактов реализации поддельной продукции. Таможня провела около 15 тысяч проверок сведений, заявленных в электронных декларациях, более 350 досмотров по запросам электронных таможен, выявила свыше 150 тысяч единиц контрафактных товаров.
наша справкаГараев Марат Масгутович, генерал-майор таможенной службы. Родился 15 августа 1970 года в г. Канаше Чувашской АССР. Окончил Чувашский государственный университет (1992) и Российскую таможенную академию (2003). С 1993 года служил в Чувашской таможне, пройдя путь от инспектора до начальника Чебоксарского таможенного поста. В 2010 году назначен начальником Марийской таможни. После её реорганизации продолжил службу в должности заместителя начальника Нижегородской таможни – начальника Марийского, а затем Чувашского таможенного поста. С 2015 года – первый заместитель начальника Нижегородской таможни. 11 июня 2020 года назначен начальником Татарстанской таможни. |
– С какими правонарушениями граждан приходится сталкиваться чаще всего? Чем «грешат» организации?
– Если говорить о физических лицах, то это, как правило, административные проступки, связанные с превышением недекларируемых норм ввоза-вывоза алкоголя, табачных изделий и наличной валюты. Нарушения организаций – участников ВЭД обычно тоже не подпадают под уголовную ответственность. Исключение составляют фирмы-однодневки, которые регистрируются на подставных лиц для вывода валюты за рубеж. Эти лица представляют свои паспорта, не понимая, что становятся соучастниками преступления. С начала года по таким фактам возбуждено четыре уголовных дела, к реальному сроку уже приговорён 32-летний «предприниматель», который незаконно вывел в Киргизию 120 миллионов рублей. В стадии расследования – многоэпизодное дело с выводом 250 миллионов рублей через Казахстан. Всего же по статьям УК возбуждено 15 дел, в том числе за попытку контрабанды наличной валюты в особо крупном размере, золотых ювелирных изделий (относящихся к стратегически важным товарам) и 1,5 килограмма наркотиков, а также за уклонение от таможенных платежей.
– Много ли попыток ввезти товар из санкционного списка? Куда девается такая контрабанда?
– Сейчас волна «санкционки» практически сошла на нет – контроль достаточно жёсткий. Недавно, правда, в одном из регионов задержали целую фуру с сыром, но это исключение из правил. Зато часто бывает, что товары, которые по закону должны иметь QR-код, – одежда, обувь, табачные изделия, лекарства – идут без маркировки. Если речь идёт о санкционном товаре – то он попадает под бульдозер. Без компромиссов. По немаркированным товарам решение принимает суд.
– Таможня у некоторых ассоциируется с морем соблазнов. Насколько эффективно удаётся бороться с коррупцией?
– Сегодня человеческий фактор сведён к минимуму. Жёсткий компьютерный алгоритм, система многоуровневого контроля просто не дают уклониться в сторону. И система продолжает совершенствоваться, о чём, кстати, будут говорить на Международном таможенном форуме в Москве, который начинает свою работу 21 октября. Благодаря электронному документообороту лично общаться приходится только с пассажирами международных рейсов. Но и в аэропортах у нас всё чётко регламентировано, в зоне таможенного контроля нет ни одного участка, который не просматривался бы с помощью камер. Кстати, руководство таможни в любое время может подключаться к видеонаблюдению через свои гаджеты. Эффективно работает служба собственной безопасности. Весной этого года по оперативной информации и с помощью опять-таки средств видеофиксации удалось поймать за руку сотрудника, который получил взятку от гражданки, пытавшейся вывезти незадекларированную валюту.
Сейчас волна «санкционки» практически сошла на нет – контроль достаточно жёсткий. Недавно, правда, в одном из регионов задержали целую фуру с сыром, но это исключение из правил
– Кто и как приходит нынче на вашу службу? Сколько получает молодой сотрудник?
– Приходят, как правило, вчерашние выпускники вузов, в том числе Кооперативного института – здесь непосредственно обучают по специальности «таможенное дело». Приём идёт на конкурсной основе. Кандидаты должны ориентироваться в таможенном законодательстве и успешно пройти собеседование. Я иногда задаю всего три вопроса: что окончил, какова тема диплома и какие в нём сделаны выводы. К сожалению, многие могут ответить только на первый вопрос, и с такими соискателями мы обычно расстаёмся. Что касается денежного содержания, то оно не самое высокое среди федеральных служб, но 25–35 тысяч рублей в месяц (с учётом премиальных в течение года), которые получает инспектор, для молодого человека, я думаю, неплохо.
– Мы уже писали об организованной в здании таможни буккроссинговой библиотеке. Теперь вот узнали, что создаётся музей советского быта – это как-то связано с деятельностью ведомства?
– Непосредственно с деятельностью таможни будет связана другая экспозиция. Здесь же речь идёт об истории страны. Но когда люди в ладу со своим прошлым, в том числе в государственном масштабе, у них и служба идёт как положено. Кстати, если говорить о восьмидесятых – это время моей юности, так что часть экспонатов я отыскал у себя дома. Среди них – электрогитара, кассеты с альбомами Цоя и «Сектора газа», которые до сих пор можно послушать на аппаратуре тех лет. А ещё в музее можно включить телевизор «Таурас» и посмотреть… советскую программу «Время». Дело, конечно, не в мистике, а в технике, но впечатление производит.
– И в завершение – ваши пожелания коллегам в преддверии Дня таможенника и 30-летия Федеральной таможенной службы.
– В первую очередь желаю всем здоровья, тепла и достатка в семьях, успехов в службе и мирного неба над головой!