Где он – современный «Домострой»?

Что такое семья? Нет человека, который затруднился бы ответить на этот вопрос

А вот если спросить, что такое «традиционная семья» и как в ней должны строиться отношения, ответит не всякий.

100

Автор статьи: Евгения ЧЕРНОУСОВА

Фото: vk.me.

 

domostroi-504

 

Что такое семья? Нет человека, который затруднился бы ответить на этот вопрос. А вот если спросить, что такое «традиционная семья» и как в ней должны строиться отношения, ответит не всякий. Наши предки руководствовались «Домостроем» – своеобразным семейным уставом, сборником правил, советов и наставлений по основам семейной жизни, где все четко было прописано.

 

Сейчас каждый строит семью как бог на душу положит. Родители с младых ногтей внушают детям, как они должны жить: учиться, получить престижную, хорошо оплачиваемую профессию, а «остальное», мол, приложится. «Остальное» – это как раз и есть семья. Как она приложится и куда, подрастающее поколение не задумывается. Приложится, а там видно будет…

Доктор социологических наук, профессор, действительный член Петровской академии наук и искусств, председатель Татарстанского регионального отделения Национального комитета «Российская семья» Лидия Карцева – обладатель не совсем обычной специальности. Она семьевед. И, по ее мнению, семьеведению должны учить в детсадах и школах подготовленные специалисты, чтобы семьи впоследствии были благополучными и прочными. Поэтому она занимается тем, что обучает учителей со всей республики, как этот предмет преподавать.

 


 

Родители с младых ногтей внушают детям, как они должны жить: учиться, получить престижную, хорошо оплачиваемую профессию, а «остальное», мол, приложится. «Остальное» – это как раз и есть семья


 

– На курсах «Семьеведение» обучающиеся получают свидетельства государственного образца о повышении квалификации в сфере семьеведения, – рассказывает Лидия Валерьевна. – Среди участников процесса – учителя начальных классов и классные руководители, психологи и педагоги-организаторы, социальные педагоги, заместители директоров школ по воспитательной работе, работники районных отделов и управлений образования. Возраст обучаемых самый разный.

– Так что же такое «традиционная семья» с научной точки зрения?

– Это семья полная, где родители проживают в зарегистрированном браке, благополучная в материальном и социальном плане, то есть имеющая стабильный доход и приемлемые жилищные условия. Дело в том, что ребенок, растущий в семье малообеспеченной, с одним родителем, получает «прививку» безбрачия и безотцовщины (чаще всего сейчас в семьях нет отцов), неполноценности семейного бытия. Начиная учиться в школе и осознавая нюансы семейных кризисных отношений, младшеклассники принимают существующую в их семье модель за основу, привыкают к мысли, что семья без отца – это норма. Хотя, конечно, это не так. Мальчик тем самым усваивает «безотцовскую» стратегию жизни и деятельности и в будущем нередко отказывается от участия в воспитании родившихся вопреки его воле детей.

 

 Лидия КАРЦЕВА,
председатель Татарстанского регионального отделения Национального комитета «Российская семья»:

Kartseva-5

Семьеведению должны учить в детсадах и школах подготовленные специалисты, чтобы семьи впоследствии были благополучными и прочными.

– Сейчас многие женщины рожают, как они говорят, для себя…

– Да и девочки, их дочери, охотно перенимают материнскую линию поведения: не выходя замуж, заводят ребенка, воспитывают его по своему образу и подобию, что продолжает негативную тенденцию, заложенную в их собственном воспитании. Об исполнении нормальных функций такой, условно говоря, семьи не может быть и речи. И беда в том, что новые поколения россиян все чаще сталкиваются с подобной ситуацией и все реже могут опереться на собственный опыт жизни в семье нормальной, традиционной.

Иметь двоих родителей в современной России для ребенка – большое счастье. Причем если раньше на детей, растущих без отцов, грубо говоря, показывали пальцем и дети этого стеснялись, то сегодня подобная ситуация считается нормальной. А идеал полной семьи разрушается.

– В идеале у семьи еще должны быть хорошие отношения также с бабушками и дедушками. А если родитель один, то ребенок лишается общения с бабушкой и дедушкой со стороны, как правило, отца.

 

– Да, старшее поколение тоже выполняет очень важную функцию в семье. Бабушки и дедушки – носители жизненного опыта, который могут передать внукам. Но, увы, сегодня эти отношения часто разрываются. Бабушки и дедушки ведут активную жизнь – ходят в театры, на концерты, выставки либо работают, и им не до внуков. Многие семьи живут сейчас по  американской модели: встречаются все вместе в ресторанах или еще где-то раз в месяц. А потом, когда стариков покинут силы, здоровье, их сдают в дома престарелых, и внуки редко их навещают или не навещают совсем. Живя сегодняшним днем, получая удовольствие «здесь и сейчас», люди не отдают себе отчета в том, что если они не занимались внуками, то впоследствии те могут о них и не вспомнить.

 


Ребенок, растущий в семье малообеспеченной, с одним родителем, получает «прививку» безбрачия и безотцовщины


 

– Что еще разрушает институт традиционной семьи?

– Общество пытаются постепенно приучить к тому, что нетрадиционная сексуальная ориентация – это нормально и нужно относиться к этому толерантно. Художественные фильмы на эту тему, публикации в СМИ, телеведущие и поп-звезды, не скрывающие своей нетрадиционной ориентации, заполонили информационное пространство. Видя все это, подросток поневоле начинает задумываться о своей гендерной принадлежности. Это же катастрофа.

– И еще вопрос в заключение. В традиционной семье главенствующую роль должен играть мужчина?

– Да, и я бы сказала, что сегодня многие женщины устали быть независимыми. Они поняли, что это трудно, и рады передать бразды правления мужчинам.

 


от редакции

«Семья» как школьный предмет

В Татарстане проблемами сохранения института семьи серьезно озабочены и Правительство, и парламент. На прошедшем в Госсовете в конце прошлого года круглом столе на тему «Семья и семейные ценности. Социальное партнерство государства и общества в интересах семьи и детей» было отмечено, в частности, и то, как важно включить в школьную программу предмет «Семьеведение» и сделать его обязательной учебной дисциплиной. К обсуждению проблем современной семьи подключились депутаты Государственной Думы и Государственного Совета РТ, представители органов ЗАГС, Центра семьи и демографии АН РТ, министерств и ведомств, общественных организаций, религиозных конфессий, уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан. По общему мнению участников, в настоящее время происходит серьезная утрата традиционных семейных ценностей, поэтому очень важно начинать разговор с детьми на эту тему с младших классов.

Напомним, в качестве экспериментального этот предмет появился в некоторых татарстанских школах два года назад. Педагоги считают, что перспективы у него хорошие, и рекомендуют его включить в перечень федеральных государственных образовательных стандартов. А представители общественных организаций предлагают ввести его и в вузах, поскольку, если 70 процентов выпускников школ нацелены на создание семьи, то на втором-третьем курсах средних или высших учебных заведениях мнение их кардинально меняется.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще