2 сентября – День патрульно-постовой службы полиции
Первые патрульные – городовые – на улицах российских городов появились ещё в XIX веке. Но только в 1923 году, после опубликования 2 сентября «Инструкции постовому милиционеру», в календаре праздничных дат появился профессиональный праздник «самых народных» милиционеров, а ныне – патрульно-постовой службы полиции.
А народными их называют потому, что несут они свою службу среди людей – на тихих и оживлённых улицах, во время массовых мероприятий.
О том, какая миссия возложена на сотрудников патрульно-постовой службы полиции на транспорте, мы беседуем с командиром отдельной роты ППСП Казанского линейного управления МВД России на транспорте подполковником полиции Сергеем Самойловым и его заместителем майором полиции Юлдуз Хуснуллиной.
Сергей САМОЙЛОВ, командир отдельной роты ППСП КЛУ МВД России на транспорте: | |
«За неполные восемь месяцев 2019 года сотрудниками отдельной роты ППСП составлено около тысячи административных протоколов, задержаны 20 граждан, находящихся в федеральном розыске, сопровождено 1027 пассажирских поездов дальнего следования, 995 пригородных поездов». |
– Действительно, у патрульно-постовой службы на транспорте иная специфика работы, нежели в целом в ППСП. У нас идёт работа с пассажиропотоком, – поясняет подполковник Самойлов. – Есть такой метод профайлинга – выявление неблагонадёжного пассажира через его поведение. И наши сотрудники им владеют. В частности, по поведению человека могут определить, есть ли у него запрещённые к перевозке предметы. Ещё одна особенность нашей службы – сопровождение поездов дальнего следования и электричек, выявление криминогенных личностей. Это повседневная работа, которая усиливается в дачный период, в сезон отпусков. Наряд сопровождения необходим для предотвращения краж документов, личных вещей пассажиров, для проведения разъяснительных бесед с ними.
– Патрульно-постовая служба КЛУ МВД России на транспорте занимается патрулированием на железнодорожных вокзалах и станциях, на объектах речного порта и в аэропорту Казани, – уточняет Юлдуз Хуснуллина. – Конкретно наша отдельная рота обеспечивает охрану общественного порядка на объектах железнодорожного транспорта.
Законопослушный гражданин только порадуется, увидев на территории станции или в зале ожидания сотрудников ППСП, а вот потенциальный воришка или хулиган остепенится.
Чтобы попасть в здание вокзала, пассажиру необходимо пройти через досмотровый комплекс – так называемую рамку металлоискателя, а багаж и личные вещи пропустить через ленту рентгеновского сканера. Таким образом выявляются незаконно перевозимые наркотические средства, огнестрельное и холодное оружие.
– Проверка документов пассажира тоже не ограничивается у нас только визуальным осмотром, – продолжает командир отдельной роты. – Данные вводятся в специальный аппарат, информация появляется моментально – законопослушный это гражданин или находится в федеральном розыске. И случаи задержания и передачи людей инициатору розыска не единичны.
– Специфика службы на транспорте и в том, что у нас более локальная территория, привычный контингент. Но случается, что и буйные пассажиры встречаются – те, которые подходят на посадку в состоянии алкогольного опьянения или начинают распивать в вагоне, а при виде патруля выказывают свой «крутой» нрав. А ещё, чтобы служить в ППС, необходим особый характер, так как не всякий выдержит интенсивный график, ежедневный риск, порой грубое, неуважительное отношение со стороны правонарушителей. Однако десятки спасенных жизней и сотни раскрытых либо предотвращенных преступлений и правонарушений являются другой, позитивной стороной этой работы, – считает Сергей Самойлов.
Юлдуз ХУСНУЛЛИНА, заместитель командира отдельной роты ППСП КЛУ МВД России на транспорте майор полиции: | |
«Наркотики чаще всего выявляются при личном досмотре подозрительных граждан. Но обычно потребители и перевозчики наркотических средств задерживают в пассажирских поездах и электричках. Заказчик и продавец (или курьер) встречаются в вагоне, проникая в него на небольших станциях, где нет такого жесткого контроля, как на крупных вокзалах. В этом году было выявлено несколько таких случаев». |
В дни проведения в Казани WorldSkills-2019 транспортные полицейские, в том числе и сотрудники отдельной роты ППСП КЛУ МВД России на транспорте, были переведены на работу в усиленном режиме. Помятуя о ежедневных рабочих марафонах во время прошлогоднего мундиаля, подполковник Самойлов за две недели до начала мирового чемпионата по рабочим профессиям начал разнашивать новые туфли: «Тогда в день по восемнадцать километров шагать во время дежурств приходилось. Так что обувь у нас должна быть не только красивой, но и удобной».
– Во время ожидания поезда пассажиры на вокзале часто оставляют свои вещи без присмотра. Обнаружив бесхозный багаж, наши сотрудники ищут владельцев, а если они не объявились, приходится проводить эвакуацию пассажиров. А вдруг бесхозная сумка оставлена злоумышленником? – говорит Юлдуз Хуснуллина. – Нередки стали кражи гаджетов, оставленных без присмотра на подзарядке. Поэтому постоянно проводим с пассажирами профилактические беседы.
А ещё в функции патруля входит пресечение травматизма. Нормальному человеку в голову не придёт для сокращения пути и экономии времени прыгать на рельсы с высокой платформы. Но такие люди, которым не хочется подниматься и спускаться с переходного моста, увы, есть. В результате они получают ушибы, раны, переломы. Так что перед прибытием поезда на платформе всегда дежурят сотрудники ППСП – один факт их присутствия отбивает у потенциальных нарушителей желание получить травму и административный штраф.
– Я поздравляю всех сотрудников патрульно-постовой службы и всех тех, кто начинал карьеру в этой службе, с профессиональным праздником! ППС – это настоящая взлётная полоса для всех наших сотрудников. Многие руководители прошли через эту службу. Желаю всем здоровья, надёжного тыла, чтобы дома вас всегда встречали с улыбкой. И всем карьерного роста, чтобы не ограничивались полученными навыками, получали высшее образование, осуществляли свои мечты, – обратился к своим коллегам подполковник Самойлов.