2 декабря 2021

Гармонию поверить «цифрой»

Опубликовано: 27.07.2021 9:49

Работники культуры демонстрируют готовность обучаться новым компетенциям

 

Цифровизация 1

 

Цифровизация влияет и чем дальше, тем сильнее будет влиять на экономику и деловую жизнь. А с недавних пор и учреждения культуры смело шагнули в «цифру». 

 

Основным триггером, изменившим соотношение сторонников цифровой трансформации и людей консервативного толка, считающих злом любые гаджеты, конечно же, стала пандемия коронавируса. Не секрет, что сфера культуры и креативных (творческих) индустрий оказалась одной из самых пострадавших. Об этом уже немало сказано, тем не менее, напомним, что, по данным ЮНЕСКО, к середине мая 2020 года по всему миру закрылись девяносто процентов музеев и объектов культурного наследия. И тогда же неожиданно выяснилось, какую всё-таки важную роль в жизни человека играет культура. Для многих людей, оказавшихся в домашнем «заточении», выставки и спектакли в онлайн-формате стали настоящей отдушиной и источником восстановления психологического равновесия. Пандемия в разы ускорила цифровую трансформацию тех же музеев. По данным ВЦИОМ, среди россиян, имеющих доступ в интернет, каждый пятый посещал виртуальные музеи, причём большинство впервые сделали это во время карантина. И в целом учреждения культуры стали активнее оцифровывать и продвигать свой контент через социальные сети, взаимодействовать с аудиторией в формате живых эфиров. По оценке экспертов, если в обычное время процессы, связанные с переходом творческих организаций на «цифру», заняли бы лет пять, не меньше, то в период локдауна на это потребовались считаные месяцы.

По крайней мере, в Татарстане в основном так и было. А кое-где даже ускоряться не пришлось, потому что здесь были готовы к новым вызовам и морально, и технически. Выступая на международном форуме Kazan Digital Week – 2020, в рамках которого были представлены лучшие практики в области цифровых технологий, министр культуры РТ Ирада Аюпова привела статистику только за первый «пандемийный» год: в республике было проведено свыше 35 тысяч онлайн-мероприятий, набравших в общей сложности около 20 млн просмотров. В цифровом формате были представлены концерты и спектакли, выставки и экскурсии, мастер-классы, лектории и даже фольклорные праздники.

Вопрос: что дальше? Многие, что называется, только вошли во вкус виртуальной культурной жизни, да и в самих учреждениях культуры не настроены давать задний ход и работать по старинке. Другое дело, здесь не хватает специалистов, умеющих создавать контент с применением цифровых технологий в форматах, понятных и востребованных современной аудиторией.

Цифровизация любой отрасли, включая культуру, – это не только про технологии, а прежде всего про людей, заточенных на получение новых компетенций. И в Татарстане у них сегодня одна дорога – в Казанский институт культуры, на базе которого создан Центр непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров по направлению «Цифровая культура». Обучение здесь ведётся по тринадцати авторским программам, тематику которых предопределили ускоренные темпы цифровизации в республике. Разработчики инновационных программ и лекторы – ведущие научные сотрудники КазГИК, приглашённые специалисты IT-сферы, музейного и библиотечного дела, деятели кино.

«Сейчас у нас обучаются около 3,5 тысячи слушателей со всей России. Ожидаем, что в следующем году их количество вырастет до четырёх тысяч», – рассказала на пресс-конференции в «Татар-информе» ректор Казанского института культуры Роза Ахмадиева, подчеркнув, что обучение специалистов новым компетенциям ведётся в рамках национального проекта «Культура».

 


В период пандемии объём доступного цифрового контента стал многократно превышать способность человека ориентироваться в нём, однако в долгосрочной перспективе эксперты прогнозируют рост осознанности в том, что касается онлайн-потребления, в том числе в сфере культуры


 

Понятно, что абы кому такое нужное и новое дело не доверили бы. В самом институте культуры курс на цифровую трансформацию взяли ещё в 2016 году. Начинали, как и везде, с электронного документооборота, а сейчас здесь практически всё, от приёма абитуриентов до защиты диссертаций, при необходимости могут перевести в онлайн-формат. На базе вуза прошли уже два хакатона, в том числе на тему обрядовой культуры, с использованием технологий дополненной и виртуальной реальности.

В числе первых перешли здесь и на дистанционное обучение. «Во время пандемии наш вуз стал своеобразным опорным пунктом. К нам шли за советом, изучали наш опыт проведения госэкзаменов, в том числе творческих», – отметила Роза Ахмадиева.

В КазГИК создана команда, которая целенаправленно занимается созданием высокотехнологичной среды, в которую вписана учебная, научная и творческая деятельность вуза. На очереди – создание единой платформы на основе новейших технологий. Тем не менее это обманчивое впечатление, что цифровизация культурно-образовательной сферы – лёгкий и беспрепятственный процесс. «Культура – достаточно специфическая область, и не все «цифровые» инструменты подчас адаптированы к ней, – говорит начальник образовательно-технологичес­кого центра «Мультимедиа» КазГИК Юрий Бабкин. – Например, мы столкнулись с этой проблемой, когда переходили на дистанционное обучение. Те же Zoom, Google meet… Эти цифровые сервисы хороши для видеоконференций, но неудобны, например, в сфере хореографии, когда необходимо видеть, как человек двигается, взаимодействует с партнёрами. В этом конкретном случае мы вышли из положения и постарались соединить несколько технических инструментов, но сама проблема остаётся. Сейчас ведём переговоры с «Яндексом», другими корпорациями, чтобы выйти на тех, кто сможет нам помочь. Если это получится, то цифровой формат станет для нас если не основным, то, по крайней мере, в ещё большей степени приоритетным».

Справедливости ради надо сказать, что пока хватает и противников внедрения со­временных технологий в традиционные культурные институции. Иногда в запале они даже приписывают своим оппонентам тайное желание все культурные ценности оцифровать, а подлинники сжечь! Но, по счастью, мало кому приходит в голову всерьёз обсуждать подобного рода опасения. Эксперты подчёркивают, что, несмотря на цифровизацию, столпы культурной экосистемы (музеи, галереи, театры, библиотеки) сохранят свою значимость как общественные пространства. Возможность виртуально посещать выставки и концерты не отменяет потребности в живых впечатлениях. Просто теперь активным потребителям культурного контента вместо одного канала открываются как минимум два.

Кроме того, не всё сводится только к оцифровке культурного наследия. Под влиянием мультимедийных технологий и на их основе возникают совершенно новые виды искусства. Может, им трудно пока конкурировать с традиционными, но так или иначе они тоже влияют на культурный ландшафт.

Как бы то ни было, очевидно, что цифровые технологии – важный инструмент развития культуры, и сейчас везде нужны люди, сочетающие в себе профессионализм, опыт с умением интегрировать культурные проекты в цифровое пространство. И потребность в таких специалистах будет расти, потому что завтра без этих компетенций даже в сельском клубе нечего будет делать.

image_printРаспечатать

Фото: tambov.gov.ru
Автор статьи: НЕПОМНЯЩИХ Инга
Выпуск: №107 (29069)


Добавить комментарий

01.12.2021

«Всякий геометр будет счастлив…»

В Казани вручили международную премию имени Лобачевского

Профессор Московского государственного университета Иджад Сабитов стал обладателем премии и медали имени Лобачевского «За выдающиеся работы в области фундаментальной и прикладной математики». Торжественная церемония вручения прошла в Казанском федеральном университете.

2890
01.12.2021

Дом для «Мастеровых»

Новое здание русского драматического театра «Мастеровые» в Набережных Челнах готово наполовину. Открытие состоится в следующем году и станет большим событием в культурной жизни Закамья.

2760
01.12.2021

Спутник потребителя

Возвращаем ношеную обувь

Вернуть купленную обувь продавцу не так просто, как кажется на первый взгляд. На этот сезонный товар действует два вида гарантии – возврата и качества. Можно ли отнести обратно в магазин туфли, если их просто расхотелось носить или они натирают ногу?

3950
01.12.2021

Сражение за Москву: мифы и реальность

Что Татарская АССР поставляла защитникам нашей столицы осенью – зимой в 1941 году

Ровно восемьдесят лет назад под Москвой, без преувеличения, решалась судьба мировой цивилизации. История, как известно, не любит сослагательного наклонения. Но если бы враг взял тогда нашу столицу, исход самого грандиозного в истории военного поединка предсказать было бы трудно.

3790
30.11.2021

«Ансат»: место под солнцем

Создатели казанского вертолёта получили долгожданное признание и государственные награды

«Ансат» абсолютно уникален даже помимо изящных инженерных решений. Само его рождение на пепелище лихих девяностых можно считать чудом. Это первый и долгое время единственный «постсоветский» вертолёт.

5800

Мнение

Ильсур МЕТШИН, мэр Казани:


Неделя выдалась нелёгкой из­-за введения QR-­кодов в общественном транспорте. Тяжело тем, кто не может без соответствующих документов войти в автобус или метро. Не менее тяжело работать в новых условиях водителям и кондукторам. Но пока не сформируется коллективный иммунитет, такие меры неизбежны. А дискуссиями вирус не победить.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты
  • Дни рождения

    2 декабря

    Фанис Наилович Мусагитов (1966), директор Татарского театра драмы и комедии им. К.Тинчурина.

    Камиль Асгатович Нугаев (1956), депутат Госсовета Татарстана.

  • Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров