Гармонию поверить «цифрой»

Работники культуры демонстрируют готовность обучаться новым компетенциям

Цифровизация влияет и чем дальше, тем сильнее будет влиять на экономику и деловую жизнь. А с недавних пор и учреждения культуры смело шагнули в «цифру». 

Автор статьи: Инга НЕПОМНЯЩИХ

Фото: tambov.gov.ru

Работники культуры демонстрируют готовность обучаться новым компетенциям

 

Цифровизация 1

 

Цифровизация влияет и чем дальше, тем сильнее будет влиять на экономику и деловую жизнь. А с недавних пор и учреждения культуры смело шагнули в «цифру». 

 

Основным триггером, изменившим соотношение сторонников цифровой трансформации и людей консервативного толка, считающих злом любые гаджеты, конечно же, стала пандемия коронавируса. Не секрет, что сфера культуры и креативных (творческих) индустрий оказалась одной из самых пострадавших. Об этом уже немало сказано, тем не менее, напомним, что, по данным ЮНЕСКО, к середине мая 2020 года по всему миру закрылись девяносто процентов музеев и объектов культурного наследия. И тогда же неожиданно выяснилось, какую всё-таки важную роль в жизни человека играет культура. Для многих людей, оказавшихся в домашнем «заточении», выставки и спектакли в онлайн-формате стали настоящей отдушиной и источником восстановления психологического равновесия. Пандемия в разы ускорила цифровую трансформацию тех же музеев. По данным ВЦИОМ, среди россиян, имеющих доступ в интернет, каждый пятый посещал виртуальные музеи, причём большинство впервые сделали это во время карантина. И в целом учреждения культуры стали активнее оцифровывать и продвигать свой контент через социальные сети, взаимодействовать с аудиторией в формате живых эфиров. По оценке экспертов, если в обычное время процессы, связанные с переходом творческих организаций на «цифру», заняли бы лет пять, не меньше, то в период локдауна на это потребовались считаные месяцы.

По крайней мере, в Татарстане в основном так и было. А кое-где даже ускоряться не пришлось, потому что здесь были готовы к новым вызовам и морально, и технически. Выступая на международном форуме Kazan Digital Week – 2020, в рамках которого были представлены лучшие практики в области цифровых технологий, министр культуры РТ Ирада Аюпова привела статистику только за первый «пандемийный» год: в республике было проведено свыше 35 тысяч онлайн-мероприятий, набравших в общей сложности около 20 млн просмотров. В цифровом формате были представлены концерты и спектакли, выставки и экскурсии, мастер-классы, лектории и даже фольклорные праздники.

Вопрос: что дальше? Многие, что называется, только вошли во вкус виртуальной культурной жизни, да и в самих учреждениях культуры не настроены давать задний ход и работать по старинке. Другое дело, здесь не хватает специалистов, умеющих создавать контент с применением цифровых технологий в форматах, понятных и востребованных современной аудиторией.

Цифровизация любой отрасли, включая культуру, – это не только про технологии, а прежде всего про людей, заточенных на получение новых компетенций. И в Татарстане у них сегодня одна дорога – в Казанский институт культуры, на базе которого создан Центр непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров по направлению «Цифровая культура». Обучение здесь ведётся по тринадцати авторским программам, тематику которых предопределили ускоренные темпы цифровизации в республике. Разработчики инновационных программ и лекторы – ведущие научные сотрудники КазГИК, приглашённые специалисты IT-сферы, музейного и библиотечного дела, деятели кино.

«Сейчас у нас обучаются около 3,5 тысячи слушателей со всей России. Ожидаем, что в следующем году их количество вырастет до четырёх тысяч», – рассказала на пресс-конференции в «Татар-информе» ректор Казанского института культуры Роза Ахмадиева, подчеркнув, что обучение специалистов новым компетенциям ведётся в рамках национального проекта «Культура».

 


В период пандемии объём доступного цифрового контента стал многократно превышать способность человека ориентироваться в нём, однако в долгосрочной перспективе эксперты прогнозируют рост осознанности в том, что касается онлайн-потребления, в том числе в сфере культуры


 

Понятно, что абы кому такое нужное и новое дело не доверили бы. В самом институте культуры курс на цифровую трансформацию взяли ещё в 2016 году. Начинали, как и везде, с электронного документооборота, а сейчас здесь практически всё, от приёма абитуриентов до защиты диссертаций, при необходимости могут перевести в онлайн-формат. На базе вуза прошли уже два хакатона, в том числе на тему обрядовой культуры, с использованием технологий дополненной и виртуальной реальности.

В числе первых перешли здесь и на дистанционное обучение. «Во время пандемии наш вуз стал своеобразным опорным пунктом. К нам шли за советом, изучали наш опыт проведения госэкзаменов, в том числе творческих», – отметила Роза Ахмадиева.

В КазГИК создана команда, которая целенаправленно занимается созданием высокотехнологичной среды, в которую вписана учебная, научная и творческая деятельность вуза. На очереди – создание единой платформы на основе новейших технологий. Тем не менее это обманчивое впечатление, что цифровизация культурно-образовательной сферы – лёгкий и беспрепятственный процесс. «Культура – достаточно специфическая область, и не все «цифровые» инструменты подчас адаптированы к ней, – говорит начальник образовательно-технологичес­кого центра «Мультимедиа» КазГИК Юрий Бабкин. – Например, мы столкнулись с этой проблемой, когда переходили на дистанционное обучение. Те же Zoom, Google meet… Эти цифровые сервисы хороши для видеоконференций, но неудобны, например, в сфере хореографии, когда необходимо видеть, как человек двигается, взаимодействует с партнёрами. В этом конкретном случае мы вышли из положения и постарались соединить несколько технических инструментов, но сама проблема остаётся. Сейчас ведём переговоры с «Яндексом», другими корпорациями, чтобы выйти на тех, кто сможет нам помочь. Если это получится, то цифровой формат станет для нас если не основным, то, по крайней мере, в ещё большей степени приоритетным».

Справедливости ради надо сказать, что пока хватает и противников внедрения со­временных технологий в традиционные культурные институции. Иногда в запале они даже приписывают своим оппонентам тайное желание все культурные ценности оцифровать, а подлинники сжечь! Но, по счастью, мало кому приходит в голову всерьёз обсуждать подобного рода опасения. Эксперты подчёркивают, что, несмотря на цифровизацию, столпы культурной экосистемы (музеи, галереи, театры, библиотеки) сохранят свою значимость как общественные пространства. Возможность виртуально посещать выставки и концерты не отменяет потребности в живых впечатлениях. Просто теперь активным потребителям культурного контента вместо одного канала открываются как минимум два.

Кроме того, не всё сводится только к оцифровке культурного наследия. Под влиянием мультимедийных технологий и на их основе возникают совершенно новые виды искусства. Может, им трудно пока конкурировать с традиционными, но так или иначе они тоже влияют на культурный ландшафт.

Как бы то ни было, очевидно, что цифровые технологии – важный инструмент развития культуры, и сейчас везде нужны люди, сочетающие в себе профессионализм, опыт с умением интегрировать культурные проекты в цифровое пространство. И потребность в таких специалистах будет расти, потому что завтра без этих компетенций даже в сельском клубе нечего будет делать.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще