Фронт требует – будет сделано!

 

1022

Как функционировала промышленность Татарстана в годы войны

 

zavod-16

 

Великая Отечественная война – трагическая и героическая страница истории нашей страны. Все дальше уходят от нас события того времени. Все меньше остается среди нас его очевидцев, и наша задача состоит в том, чтобы память о нем не ушла в небытие. Сохранить историческую память для потомков помогают архивные документы.

 

В Государственном архиве республики отложился комплекс документов, отражающих историю Татарстана периода войны. Они рассказывают о состоянии промышленности и сельского хозяйства, о культуре, развитии науки, образования, эвакуации гражданского населения на территорию республики.

Как известно, Татарстан внес весомый вклад в приближение победы. 700 тысяч наших земляков воевали в действующей армии, каждый второй из них не вернулся с фронта. Но Великая Отечественная оставила свой след не только на полях сражений. Огромные трудности и лишения пережили и те, кто работал в тылу, ковал оружие для победы.

В результате оккупации значительной части территории СССР основная тяжесть экономического обеспечения фронта легла именно на восточные регионы, в том числе Поволжье. Одной из важных тыловых баз стал Татарстан. Уже к осени 1942 года промышленность республики, имевшая мощный потенциал, созданный в предвоенные годы, превратилась в один из крупнейших арсеналов по снабжению армии боеприпасами, вооружением и снаряжением.

 


В военные годы Татарстан принял более 70 эвакуированных промышленных заводов и фабрик из западных и центральных регионов страны. Среди них крупнейшие – Московский авиационный, Ленинградский авиационный, Ленинградский металлообрабатывающий, Московский часовой и другие заводы. Уже к весне 1942 года число прибывших в республику достигло 266 тысяч человек


 

Перестраивая работу на военный лад, заводы и фабрики наращивали выпуск военной продукции. И это несмотря на то, что многие специалисты ушли на фронт. Рабочим и служащим приходилось работать по 12–14 и более часов в сутки, практически без выходных. Но никто не жаловался – все понимали сложность переживаемого времени.

Вот строчки из открытого письма работников проектно-сметного отдела завода СК им. С.М.Кирова в партийный комитет и директору завода: «Стране и фронту требуется резина и каучук. Учитывая это требование и отсутствие рабочих по по-
грузке, работники отдела, включая женщин, систематически выходят на погрузку каучука… Фронт требует – будет сделано. Обязуемся в любое время по первому требованию дирекции завода или партийного руководства выполнить любое задание для фронта и страны помимо аккуратного и добросовестного выполнения своих прямых обязанностей и не в ущерб своей основной работе».

Казанский пороховой завод №40 им. В.И.Ленина в начале войны, когда большинство профильных производств было вынуждено эвакуироваться на восток, оставался основным предприятием, бесперебойно снабжавшим фронт своей продукцией. За четыре года было изготовлено пороха почти столько же, сколько за все время существования предприятия, – 98 тысяч 247 тонн. Были разработаны и изготовлялись новые пироксилиновые пороха к реактивным снарядам, минометные заряды, пороха к системам зенитной и самоходной артиллерии. Знаменитые катюши тоже стреляли снарядами с казанским порохом.

Значительную роль в переводе промышленности республики на военные рельсы и повышении объемов производства сыграли предприятия, эвакуированные на территорию Татарстана. Они  начали прибывать уже в первых числах июля 1941 года. А всего в республике было размещено свыше 70 заводов и фабрик.

 


Перестроив работу на военный лад, наши заводы и фабрики наращивали выпуск военной продукции. За годы войны трудовые коллективы столицы Татарии 144 раза завоевывали переходящее Красное знамя Госкомитета обороны


 

Размещались они главным образом на местных родственных им предприятиях. Трудности и задачи были общими для всех – при нехватке оборудования, материалов, электроэнергии, квалифицированной рабочей силы, недопоставках  деталей необходимо было в кратчайшие сроки развернуть производство, переоборудовать производственную базу принимающего завода и при этом выпускать военную продукцию практически прямо с колес.

Большую роль играла взаимовыручка между предприятиями. В конце 1941-го из Ленинграда в Казань прибыл завод по изготовлению резинотехнических изделий. Уже 27 января 1942 года с конвейера предприятия сошла первая продукция. В благодарственном письме директора завода И.Ванштейна читаем: «Коллектив завода СК-4 оказал неоценимую помощь в освоении специального изделия для авиационной промышленности. В результате этой помощи мы не только освоили это производство, но и выполнили задание Государственного Комитета Обороны».

Большой интерес представляют документы о становлении Казани в качестве одного из центров по выпуску боевых самолетов, моторов и авиационных приборов.

Казань, намечавшаяся в качестве одного из новых центров авиастроения – еще в годы предвоенных пятилеток, с пуском эвакуированных предприятий стала крупнейшим производителем боевых самолетов. Одним из таких предприятий стал Казанский авиационный завод №22
им. С.П.Горбунова, созданный в результате объединения Казанского авиационного завода №124 и эвакуированного в сентябре-октябре 1941 года Московского завода №22 с конструкторским бюро В.Петлякова.

В постановлении Госкомитета обороны от 22 февраля 1943 года специализация казанских заводов авиационной промышленности определена уже совершенно четко – производство скоростных бомбардировщиков, моторов к ним и авиационных приборов. Всего за годы войны в нашей республике было произведено более 21 тысячи самолетов.

 

 кстати

Общая сумма средств, внесенных жителями республики в фонд обороны и на вооружение Красной Армии, составила 262 млн рублей. На личные сбережения людей были построены танковые колонны «Красная Татария», «Колхозник Татарии», авиадивизия «Совет Татарстаны», бронекатера, бронепоезда. Широкое распространение получило донорское движение, сбор теплых вещей и подарков для бойцов действующей армии. В республике было развернуто 70 госпиталей, где за военные годы прошли курс лечения около 334 тысяч раненых и больных воинов, 207 тысяч из них были возвращены в строй.

На Казанском моторостроительном заводе №16 осенью 1941 года приступило к работе особое конструкторское бюро. Среди работников ОКБ было немало выдающихся ученых и конструкторов, ставших впоследствии гордостью страны. Это и выдающийся теоретик, основоположник теории воздушно-реактивного двигателя Борис Стечкин, выдающийся ученый в области паровых и газовых турбин Георгий Жирицкий и другие.

А в начале января 1943 года приказом по особому конструкторскому бюро была создана группа реактивных установок, главным конструктором группы был назначен Сергей Королев, главным конструктором группы реактивных двигателей – Валентин Глушко. Именно Казань стала для этих двух знаменитых ученых важным этапом на пути создания реактивной авиации и ступенькой на пути в космос.

На территории небольшого завода №169, производившего в мирное время изделия гужевого транспорта, разместилось оборудование Ленинградского авиационного завода №387 (впоследствии Казанский вертолетный завод), и уже с сентября 1941 года завод приступил к выпуску самолета У-2 (с 1944-го – По-2). С первых дней войны эта неказистая машина стала незаменимой на фронте. Ее использовали в качестве разведчика, связного. На этом самолете вывозили с передовой раненых бойцов.

Но машина первоначально не была приспособлена к ведению боевых действий и с середины четвертого квартала 1941 года завод приступил к переоборудованию самолета в легкомоторный бомбардировщик. «Небесный тихоход», выпускаемый в Казани, стал легендарной фронтовой машиной.

Казанский завод №237 имел во время войны оптико-механический профиль, хотя по довоенным планам он должен был выпускать железнодорожные вагоны и людская молва долго еще называла его «Вагонстроем».

 


Наряду с другими отраслями в республике развивалось судостроение. В Казань были эвакуированы центральные конструкторские бюро Наркомата судостроительной промышленности, на которые была возложена задача проектирования и организации массового серийного производства боевых катеров, обеспечение судостроительных заводов технической документацией и чертежами военных кораблей


 

Именно на его базу в июле 1941 года была эвакуирована из Ленинграда часть завода №349 Наркомата оборонной промышленности СССР, что усилило предприятие в плане оборудования и людских резервов и позволило переориентировать его на выпуск оптических приборов. Здесь выпускались оптические приборы для Военно-воздушных сил, Военно-морского флота, артиллерии, танков, снайперские винтовочные прицелы, фотоаппараты, бинокли, лупы.

Наряду с другими отраслями в республике развивалось судостроение. В Казань были эвакуированы центральные конструкторские бюро Наркомата судостроительной промышленности, на которые была возложена задача проектирования и организации массового серийного производства боевых катеров, обеспечение судостроительных заводов технической документацией и чертежами военных кораблей.

Зеленодольский завод №340 им. А.М.Горького занимался строительством военных судов – «охотников» за подводными лодками, морских буксиров, бронекатеров, торпедных катеров. За годы войны завод №340 из небольшого предприятия вырос в крупное.

Наряду с военными судами зеленодольцы производили снаряды, зенитные установки, оборудование для аэросаней. Занимались на заводе и ремонтом боевых судов. Приказом Наркомата судостроительной промышленности от 7 июня 1943 года коллективу рабочих, ИТР и служащих завода была объявлена благодарность за успешное выполнение оперативного фронтового задания по ремонту боевых катеров, участвовавших в операциях под Сталинградом.

Это всего лишь несколько эпизодов из истории промышленности республики. Пожелтевшие от времени страницы архивных документов, скупые строчки и сухие цифры отчетов, а за ними – история целого поколения, радость успехов и  горечь невосполнимых потерь…

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще