Формула обновления

Идут первые дни 2016 года, но для татарстанских аграриев он наступил еще полтора месяца назад. Ведь именно в ноябре они начали готовиться к очередной посевной кампании. 

Автор статьи: Фарида ЯКУШЕВА

Фото: korenovsk.ru

Почему так важно заботиться о приведении парка сельхозтехники в полную готовность

 

Тагирзянов

Идут первые дни 2016 года, но для татарстанских аграриев он наступил еще полтора месяца назад. Ведь именно в ноябре они начали готовиться к очередной посевной кампании. В республике достаточно большой парк импортной техники. Ее эксплуатация предусматривает и обеспечение запчастями, что в условиях санкций может оказаться проблематичным. Нынешней весной на поля республики выйдут почти 14 тысяч тракторов, более 600 посевных комплексов, 12 тысяч сеялок и культиваторов, а также тысяча многофункциональных почвообрабатывающих агрегатов. Эта техника, хорошо отработавшая в прошлом сезоне, нуждается в восстановлении. На него, согласно расчетам и дефектовочным ведомостям, требуется около трех миллиардов рублей. О нынешнем состоянии машинно­тракторного парка и путях снижения расходов на его подготовку к весенним полевым работам наша беседа с заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия по инженерно­технической политике Тальгатом Тагирзяновым.

 

 

– Тальгат Галимзянович, в прошлые годы наши аграрии сталкивались с проблемой ремонта и обеспечения зарубежных «лошадок» запчастями. Теперь, наверное, ситуация обострилась?

– Да, в силу известных причин запчасти к зарубежной сельхозтехнике подорожали вдвое. Нас спасает то, что машиностроительные предприятия Татарстана освоили выпуск почти тысячи аналогов деталей и оборудования для импортных сельхозмашин. Их продукция в два-три раза дешевле оригиналов, пользуется спросом. Но его сезонность и единичность заказов тормозят процесс производства.

Уже в первые недели подготовительного сезона сельхозпредприятиями республики приобретено запасных частей на 440 миллионов рублей, это 30 процентов от потребности. Тем, кто еще не разместил заказы на запчасти, следует сделать это в ближайшее время. При содействии Минпромторга республики служба инженерно-технического обеспечения аграрного ведомства отправит на машиностроительные предприятия Татарстана, Самарской области и Башкортостана заказы на изготовление деталей и агрегатов импортных сельхозмашин и оборудования.

 

– К каким срокам должна быть готова вся техника?

– К 1 апреля механизаторы и слесари обязаны подготовить все посевные и почвообрабатывающие машины и тракторы; до 10 мая – отремонтировать кормоуборочные машины; к 1 июля – обеспечить готовность зерноуборочной техники, а к 10 августа – свекло- и картофелеуборочных машин. В этой работе задействованы 700 ремонтных мастерских, около 800 пунктов ремонта и регулировки сельхозмашин, более тысяч ремонтных звеньев, около трех тысяч квалифицированных механизаторов и слесарей.

Раньше всех и активнее приступили к подготовке сельхозтехники хозяйства Актанышского, Атнинского, Азнакаевского, Балтасинского, Буинского и Сабинского районов. Уже в ноябре прошлого года полностью завершили ремонт почвообрабатывающих и посевных машин в агропредприятиях «Чишма» и «Башак» (Актанышский район), «Яшь Куч» (Елабужский), КФХ «Исламов И.З.» (Муслюмовский), «Коммуна» и «Авангард» (Буинский) и ряде других.

 

– А если взять ремонтные предприятия, какие из них зарекомендовали себя с хорошей стороны?

– Ремонтом различных ди­зельных двигателей, в том числе импортных, успешно занимается казанское предприятие ООО «Авторемзавод». Одним из специализированных производств по ремонту сложной техники является ООО «Финагротрейд» ЗАО «Агросила-групп», создавшее неплохую сервисную службу. Освоило производство более 700 различных деталей к сельхозтехнике, в том числе импортной, ООО «Спецтехника Альметьевск». Кузембетьевский РМЗ обеспечивает ремонт всего модельного ряда двигателей сельхозназначения, арский «Регионтехцентр» специализируется на двигателях ряда СМД, А-01, А-41, Д-144 и других, Д-260 с восстановлением блоков и головок цилиндров, ЯМЗ, КамАЗ и других. В ремонте тракторов К-700 и их агрегатов поднаторели коллективы предприятий «Челны-Кировец» и «Тукаевский технический центр» (Набережные Челны), а также ИП «Шайхутдинов» в Алькеевском районе.

 

korenovsk
На селе в самом разгаре подготовка техники к посевной.

 

– Минсельхозпродом республики составлен рейтинг районов с учетом многих показателей экономики, растениеводства, животноводства. При этом ничего не говорится об инженерно-технической составляющей. Почему?

– Дело в том, что хорошая оснащенность хозяйств в районах подразумевается сама собой. Все мы знаем, что от уровня технической обеспеченности и инженерной службы зависят и качество работ, и сроки их выполнения, и уровень производства сельхозпродукции, ее себестоимость, заработная плата аграриев. В производстве все должно быть нацелено на получение прибыли. У нас есть возможности производить конкурентоспособную продукцию и выплачивать достойную зарплату наравне с другими отраслями. Мы должны понимать: только увеличив производительность в два-три раза, можно вдвое поднять зар­плату механизаторов.

 

– В сезон уборочных работ зарплата механизаторов бывает самой высокой в аграрном секторе, 50-60 тысяч рублей. Так что хлеборобам вроде бы грех жаловаться…

– Высокая зарплата в сезон уборки мало о чем говорит, ведь речь идет о низкой средней зарплате по году. Есть хозяйства,  например, «Авангард» (Буинский район), СХПК «им. Ленина» (Атнинский), «Татарстан» (Балтасинский), «Кырлай» (Арский), где зарплата составляет 20–30 тысяч рублей. Но их в республике не так много. Зато отстающих, таких как «Золотая Нива» Менделеевского района или «Сет иле Тюлячи», где механизаторы получают от 9 до 15 тысяч рублей, предостаточно. Руководители этих предприятий потом жалуются на дефицит механизаторов и на то, что вынуждены «заманивать» высокой зарплатой хлеборобов из других регионов. А почему бы не платить достойную зарплату своим работникам? Тогда бы они не сбегали…

Однако следует помнить, что лишь высокая зарплата не решит проблему дефицита специалистов. Муниципальные власти и руководители предприятий должны сообща решать социально-бытовые вопросы сельчан… У механизаторов, слесарей, инженерно-технических работников должны быть комфортные условия труда, а сегодня, например, из 992 типовых мастерских отапливается только треть. Нужно отапливать также пункты ремонта и регулировки сельхозмашин (их у нас около тысячи), у всех должна быть площадка для ремонта и регулировки техники!

 

– Низкая зарплата начисляется, как правило, в отстающих хозяйствах, где нет средств на пополнение не только фонда оплаты труда, но и обновление парка сельхозтехники. Здесь продолжают использовать старую, экономически нецелесообразную технику с отработанным ресурсом. Идет перерасход запасных частей и ГСМ. Но такую технику механизаторы не берутся обслуживать, ведь на ней не заработаешь. Получается замкнутый круг…

– Увеличить производительность можно на основе энергоресурсосберегающих технологий, используя многофункциональные, широкозахватные агрегаты, энергонасыщенные тракторы, выполняющие за один проход пять-шесть операций. А у нас более половины районов республики имеют энергообеспеченность сельскохозяйственного производства всего 100–150 лошадиных сил на 100 гектаров посевной площади. Это в два раза меньше, чем в Европе и Америке.

 

– Готово ли государство помочь предприятиям с обновлением парка сельхозтехники?

– Не только готово, но уже помогает. С 2014 года в республике работает трехлетняя программа технической модернизации. Она предусматривает возмещение из бюджета ежегодно двух миллиардов рублей на субсидирование 40 процентов стоимости приобретаемой отечественной техники и оборудования. Программа позволяет обеспечить ежегодное обновление техники и оборудования на шесть миллиардов рублей. Субсидируется техника российского производства, приобретенная в 2014 и 2015 годах, при наличии сервиса на нее в республике. Каждое хозяйство имеет свои лимиты в зависимости от пашни и выручки.

Еще есть федеральная программа, по которой государство снижает заводскую цену техники на 25 процентов, возмещая затраты заводу-изготовителю. К примеру, не все в состоянии купить самоходную косилку МаcDоn или «Челленджер» за 10 миллионов рублей, но хозяйство может купить
Е-403 Егорьевского механического завода, которая в пять раз дешевле. Или кто-то не в состоянии купить кормоуборочный комбайн «Ягуар» фирмы Claas за 28 миллионов рублей, но вполне по силам «Полесье» за четыре миллиона. Также можно приобретать сельскохозяйственную технику и оборудование по федеральному лизингу через ОАО «Росагролизинг».

 

– Агрокомплекс республики – один из крупных потребителей моторного топлива, ежегодно нам требуется 160 тысяч тонн дизельного топлива и 18 тысяч тонн автомобильных бензинов. Слышала, что затраты хозяйств на топливо в себестоимости сельхозпродукции достигают 30 процентов. Можно ли предприятиям как-то сэкономить на этой статье расходов?

 – В среднем затраты на эксплуатацию и содержание машинно-тракторного парка составляют 25 процентов от денежной выручки, а в хозяйствах, где нет надлежащего технического сервиса, расходы на запасные части и ремонт техники достигают 60 процентов. Я предложил бы использовать хозяйствам альтернативные виды топлива, в том числе растительные масла (рапса, рыжика и подсолнечника), а также газомоторное топливо. Но к этому готовы не все и не только в плане технического оснащения.

Многие не могут перебороть стереотипы, сформировавшиеся в прошлые годы. Их не убеждает даже пример арских хозяйств «Игенче» и «Кырлай», которые работают на рапсовом масле и доказали, что это им экономически выгодно. Тем не менее мы будем работать в направлении более активного использования альтернативного топлива. По республиканской программе АПК в течение десяти лет около трех тысяч автомобилей и две тысячи тракторов должны перейти на газомоторное топливо, то есть на метан. На сегодня два предприятия республики – тепличный комбинат «Майский» и «Челны Бройлер» – приобрели 55 грузовиков, работающих на метане. Считаю, что особенно важно перейти на газомоторку предприятиям ОАО ХК «Ак Барс» и  УК «Просто молоко».

Что касается автогазозаправочных станций, то их на сегодня в республике 10, правда пока еще только в крупных городах. Поэтому близлежащим к данным АГНКС хозяйствам Зеленодольского, Пестречинского, Лаишевского, Альметьевского, Нижнекамского, Бугульминского, Тукаевского, Мамадышского, Буинского, Кукморского и Сабинского районов необходимо запланировать приобретение газомоторной техники. Тем более что на покупку самоходных машин, тракторов, специального и грузового автотранспорта, работающих на газомоторном топливе, программой технической модернизации предусмотрено выделение субсидий в размере 40 процентов стоимости без НДС. На 2016 год заложена отдельная безлимитная статья на сумму 30 миллионов рублей.

 

– Крупные хозяйства, имеющие разветвленную сеть филиалов по всей республике, конечно, могут позволить себе купить газомоторную технику, так как не будут иметь проблем с ее заправкой. А как быть фермерам и другим, более крупным хозяйствам, которые используют технику на ограниченной территории? Какой им смысл ездить заправлять технику за тридевять земель?

– Если фермер планирует приобретение газомоторной техники, то ему целесообразно приобрести и заправочную установку индивидуального типа. Стоит она около 300 тысяч рублей. Крупным сельхозпредприятиям при наличии на их территории сетевого газа подойдут гаражные АГНКС-75 стоимостью от двух миллионов рублей или модульные блочно-контейнерные АГНКС-125 за 30 миллионов рублей. Требования и условия запуска к этим установкам такие же, как и к газовой плите.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще