На днях совместная коллегия Министерства финансов, управлений Федеральной налоговой службы и Федерального казначейства по РТ обсудила ожидаемые итоги исполнения консолидированного бюджета республики за 2016 год. Разумеется, речь шла и о задачах финансовых, казначейских, налоговых органов на год предстоящий. О том, какие вопросы поднимались на заседании, каким ожидается исполнение главного финансового документа республики и чего предстоит добиться в следующем году, мы попросили рассказать министра финансов Татарстана Радика Гайзатуллина.
– На итоговой коллегии в Казани был и министр финансов РФ Антон Силуанов. В этой связи вопрос: как наша республика выглядит на фоне других российских субъектов?
– Татарстан является регионом-донором, и участие руководителя федерального министерства в работе наших итоговых коллегий стало традицией. Конечно, это для нас очень почетно, и глава Минфина России высоко оценивает нашу деятельность. Среди субъектов Российской Федерации Республика Татарстан занимает пятое место по объемам мобилизации доходов в собственные бюджеты. Причем за последние пять лет удельный вес таких доходов у республики растет более динамично, чем у регионов, входящих в первую десятку.
В разрезе основных доходных источников по объемам мобилизации за 11 месяцев Татарстан с показателем в 66 млрд рублей занимает пятое место по налогу на прибыль. По налогу на доходы физических лиц у нас седьмое место среди субъектов Российской Федерации. Отдельно подчеркну, что по налогу на доходы физических лиц среди этих регионов Татарстан имеет наибольший процент роста, который стабильно обеспечивается в течение ряда лет.
Среди субъектов Российской Федерации Республика Татарстан занимает пятое место по объемам мобилизации доходов в собственные бюджеты
В Приволжском федеральном округе мы занимаем первое место по средним темпам роста доходов за последние пять лет. Также на первом месте среди субъектов ПФО Татарстан находится по объему доходов за 11 месяцев 2016 года и доходам в расчете на одного жителя.
– Мы знаем, что экономическая ситуация в стране пока нестабильна. Как шло пополнение доходной части бюджета? С какими проблемами пришлось столкнуться?
– Несмотря на кризисные явления в экономике, наши предприятия и товаропроизводители работали слаженно, обеспечивали поступления налогов в запланированных объемах. Необходимо отметить, что значительную часть этих поступлений в бюджет ежегодно стабильно обеспечивают семь крупнейших налогоплательщиков, и мы выражаем им особую благодарность.
За 11 месяцев текущего года с территории республики мобилизовано налогов, доходов, таможенных сборов и пошлин, отчислений во внебюджетные фонды на общую сумму 619 млрд рублей, из них 428 млрд – налоговые и неналоговые доходы бюджетов. По итогам года ожидается мобилизация в объеме 680 млрд рублей, из них 471 млрд рублей – налоговые и неналоговые доходы.
За 11 месяцев текущего года с территории республики мобилизовано налогов, доходов, таможенных сборов и пошлин, отчислений во внебюджетные фонды на общую сумму 619 млрд рублей, из них 428 млрд – налоговые и неналоговые доходы бюджетов
С основными налогами, формирующими бюджет республики и местные бюджеты, проблем нет. Некоторое отставание имеется в сборе платежей по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу. Хотелось бы, чтобы татарстанцы до конца этого года оплатили все свои имущественные налоги.
Неналоговые доходы поступили в консолидированный бюджет республики в сумме более 15 млрд рублей с ростом к уровню прошлого года. Попутно сообщу, что в 2016 году поступления федеральных средств и средств фондов ожидаются в сумме 27 млрд рублей.
– Как исполнялась расходная часть бюджета? Удалось ли выполнить все запланированные мероприятия?
– Расходы консолидированного бюджета РТ в 2016 году составят 264 млрд рублей. Основное место занимают первоочередные и социально значимые направления расходов, это 72 процента. В структуре первоочередных расходов заработная плата составляет 56 процентов. Значительную часть в расходах бюджета занимают мероприятия, направленные на реализацию майских указов Президента РФ.
По итогам 2016 года государственный долг Татарстана составит 95 млрд рублей. По сравнению с началом года его объем увеличится на 3,5 млрд рублей. Это произошло в результате роста объема кредитов, привлеченных из федерального бюджета
В рамках работы по повышению эффективности бюджетных расходов нынче решалась задача централизации закупок продуктов для бюджетных учреждений, включая закупку молочной продукции и услуги по организации питания. Об этом на протяжении прошлого года подробно писала и ваша газета. Проведенные мероприятия не только обеспечили своевременную поставку качественных продуктов питания, но и дали возможность направить сэкономленные средства на развитие материально-технической базы бюджетных учреждений. Подчеркну, что все сэкономленные средства каждого конкретного учреждения остались в его распоряжении.
– Несмотря на то, что наша республика является одним из ведущих регионов России, у нас имеется государственный долг. Каков его объем?
– По итогам 2016 года государственный долг Татарстана составит 95 млрд рублей. По сравнению с началом года его объем увеличится на 3,5 млрд рублей. Это произошло в результате роста объема кредитов, привлеченных из федерального бюджета. В текущем году их сумма составила 5,7 млрд рублей. Долг по федеральным кредитам реструктуризирован, его погашение равными долями начнется с 2023 года.
Подчеркну, что у республики по-прежнему не имеется долговых обязательств по коммерческим заимствованиям.
На доходную часть бюджета как положительно, так и отрицательно повлияют изменения федерального законодательства. В 2017 году необходимо обеспечить рост доходов и максимальную мобилизацию налогов, сокращать задолженность по налоговым платежам
– Закон о бюджете республики подписан Президентом и опубликован. О его особенностях пресса уже сообщала. И все-таки на что, по вашему мнению, финансистам следует обратить особое внимание?
– Бюджет 2017 года имеет дефицит в сумме 7,6 млрд рублей. Кроме того, необходимо вернуть в федеральный бюджет часть нашего кредита, а это 6,8 млрд рублей.
Также на доходную часть бюджета как положительно, так и отрицательно повлияют изменения федерального законодательства. В 2017 году необходимо обеспечить рост доходов и максимальную мобилизацию налогов, сокращать задолженность по налоговым платежам. Нужно более эффективно использовать государственное и муниципальное имущество.
В области расходов в 2017 году необходимо исключить образование просроченной кредиторской задолженности, расходов, не обеспеченных лимитами финансирования, необоснованные развороты бюджетов при их принятии и в процессе исполнения. Финансирование расходов бюджетных учреждений необходимо проводить на основе нормативов оказания государственных и муниципальных услуг.
При стабильной доходной базе и сборе запланированных доходов мы должны качественно и эффективно исполнить расходную часть, которая охватывает все сферы жизни населения и направлена на дальнейшее повышение ее качества.
Также, пользуясь случаем, хочу поздравить жителей нашей республики с наступающим Новым годом, пожелать им крепкого здоровья, семейного счастья, успехов во всех начинаниях.