«Интеллектуальные транспортные системы»… Для человека непосвященного это звучит, как фраза из книги научной фантастики, и воображение услужливо рисует картинки со звездолетами, аэронавтами, бластерами и тому подобными кадрами из фильмов о звездных войнах. На самом деле данное понятие гораздо ближе к нашей повседневной жизни, чем кажется.
В Казань на IV международную научно-практическую конференцию «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: интеллектуальные транспортные системы» из многих регионов России, а также из Германии, Венгрии, Финляндии, Бельгии, Италии, Австрии, Канады и Казахстана съехались отнюдь не фантасты, а люди, как никто другой, прочно стоящие на земле – полицейские и специалисты-транспортники, в том числе ученые, всего числом более 800.
И что же это такое – интеллектуальная транспортная система? Если коротко, это симбиоз современных информационных технологий и средств автоматизации транспортной инфраструктуры для повышения безопасности и комфорта нашей жизни. Цель? Чтобы не было на дорогах пробок. Чтобы снизить, а в идеале и вовсе исключить дорожно-транспортные происшествия, приучив водителей ездить по правилам и создав им для этого соответствующие условия. Чтобы автомобилистам хватало мест для парковок, а пешеходам не мешали приткнутые где попало машины. Чтобы… В общем проблем в этой сфере всегда было предостаточно и у нас, и за рубежом.
На сегодняшний день в республике фиксацию нарушений ПДД на улицах городов и загородных автотрассах обеспечивают более 1100 многофункциональных, стационарных и передвижных комплексов, автоматизированных систем видеофиксации нарушений скоростного режима, правил проезда перекрестков, остановок и стоянок
По словам Премьер-министра Татарстана Ильдара Халикова, конференции, проходившие в Казани в 2010, 2012 и 2014 годах, показали заинтересованность в решении проблем безопасности и ученых, и практиков. А их желание принять участие в очередной конференции (многие из них не пропустили ни одной) еще раз подчеркивает практическую ценность обсуждения проблем именно в этом составе. Разумеется, в данном мероприятии заинтересована и сама республика, подчеркнул Ильдар Халиков, поскольку руководство Татарстана нацелено на снижение аварийности, травматизма и гибели на дорогах людей. «В 2015 году погибло на 122 человека меньше, чем в 2014 году. Если ради этого нужно проводить такие конференции каждый год и внедрять системы видеофиксации, будем делать это каждый год», – сказал он в беседе с журналистами.
На пленарном заседании Премьер-министр напомнил, что в республике разрабатывается и внедряется в эксплуатацию ряд технических наработок, направленных на обеспечение безопасности людей на дорогах. Некоторые являются если не уникальными, то достаточно редкими для России. Так, на сегодняшний день в республике фиксацию нарушений ПДД на улицах городов и загородных автотрассах обеспечивают более 1100 многофункциональных, стационарных и передвижных комплексов, автоматизированных систем видеофиксации нарушений скоростного режима, правил проезда перекрестков, остановок и стоянок. Под их контролем более тысячи семисот полос движения – это второй после Москвы показатель внедрения автоматизированных систем контроля дорожного движения.
Ильдар ХАЛИКОВ, Премьер-министр Республики Татарстан: | |
В 2015 году погибло на 122 человека меньше, чем в 2014 году. Если ради этого нужно проводить такие конференции каждый год и внедрять системы видеофиксации, будем делать это каждый год. |
Сейчас в Казани успешно развивается адаптивная система управления дорожным движением на перекрестках. «Технологии такого уровня имеются только в Москве и Сочи», – не без гордости подчеркнул Ильдар Халиков.
Одной из первых в России республика реализовала проект автоматизированного управления транспортом, а Казань стала первым городом, в котором практически весь подвижной состав начал работать под контролем автоматизированной диспетчерской службы. Это и единая система вызовов по номеру «112», интегрированная с системой ГЛОНАСС, и внедрение в тестовом режиме комплекса автоматического контроля за габаритными транспортными средствами, и апробированная, показавшая неплохие результаты радиочастотная технология идентификации транспортных средств, а также комплексная система видеомониторинга с возможностью идентификации транспортных средств и людей, находящихся в розыске. Камерами сегодня оснащены магистральные улицы, объекты массового скопления людей, патрульные автомобили ГИБДД, полиции, МЧС и скорой помощи. Ценность этой системы подтвердил и министр внутренних дел Артем Хохорин, отметивший, что с внедрением российской разработки «Паутина» и увеличением количества «всевидящей» техники возможности полиции с точки зрения раскрываемости преступлений вырастут.
Успехи Татарстана в обеспечении безопасности жизнедеятельности населения признал и начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Виктор Нилов. По его мнению, проведение столь авторитетного международного мероприятия в Казани не случайно, ведь республика считается флагманом в развитии данного направления. «Многие системы разработаны с участием ваших специалистов, апробированы и успешно применяются во многих российских регионах», – сказал он.
ТАТАРСТАНСКИЙ ОПЫТ – НА ДОРОГИ РОССИИ
Уже в работе по секциям Виктор Нилов в своем выступлении сделал акцент на практическом приложении информационных технологий и приборов. Прежде всего он отметил функциональную значимость сайта Госавтоинспекции как мощного открытого информационного ресурса законодательных инициатив, сервисов, услуг, технических новаций и передового практического опыта работы регионов в сфере безопасности дорожного движения.
Как отметил постоянный участник конференций, директор по взаимодействию с партнерами ITS Europe Расмус Линдхольм из Бельгии, в Казани он обратил внимание на огромное количество смартфонов у горожан. А ведь именно за этим направлением большое будущее, подчеркнул он. Так что это нужно использовать как платформу для развития ИТС
В ходе обсуждения вопросов совершенствования технологий фотовидеофиксации нарушений ПДД Виктор Нилов обратился с требованием и к своим подчиненным – начальникам региональных управлений, присутствовавшим на конференции: «Каждый из вас должен вникать в технические подробности, реально оценивать возможности систем и целесообразность их использования как с точки зрения контроля дорожного движения, так и общих полицейских функций нашей службы. Пример Татарстана показателен, мы видим здесь не только научную составляющую современных методов контроля дорожного движения и действующие приборы и комплексы, но и активную работу по расширению спектра выявляемых нарушений ПДД, идентификации транспортных средств и обоснованию правовой базы автоматизированной фотовидеофиксации административных правонарушений».
В рамках конференции в фойе «Корстона» участники могли ознакомиться с новыми разработками российских и зарубежных специалистов в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности. Многих заинтересовала, например, такая любопытная новация – мобильный наркотестер, созданный по типу уже привычного в республике алкотестера. Капелька слюны на полоске тестера точно определит, принимал водитель какое-либо наркотическое вещество или нет. Прибор сравнительно недорог и компактен. В минусах – дороговизна расходных материалов и невозможность выявления синтетических наркотиков.
За два дня в рамках конференции проведено несколько круглых столов. Участники работали на пяти практических площадках. Здесь можно было оценить наработки и потенциальные возможности ученых, IT-специалистов и инженеров республики в анализе и хранении петабайтов информации, в создании автоматики управления грузовым автомобилем, в обработке сотен тысяч треков в течение считаных минут, в моделировании и управлении трафиком, в объединении процессов автоматизированного весогабаритного контроля, фиксации нарушений ПДД и взимания платежей.
Казань стала первым городом, в котором практически весь подвижной состав начал работать под контролем автоматизированной диспетчерской службы
Пожалуй, никого не оставила равнодушным разработка ПАО «КамАЗ» – грузовик-беспилотник, продемонстрированный на одной из рабочих площадок. Представьте: многотонная махина движется по разработанному специалистами маршруту самостоятельно, без водителя. И дисциплинированно останавливается в нужных местах, соблюдает правила движения, даже пешеходов пропускает – специальные датчики чутко улавливают и живое, и неживое препятствие на пути. По словам главного конструктора по инновационным продуктам КамАЗа Сергея Назаренко, такие машины предприятие уже и выпускать могло бы не в единственном экземпляре. Мешает недостаток финансов и комплектующих, а также высококлассных специалистов.
КАДРЫ – ВОПРОС НОМЕР ОДИН
Все системы, насколько бы ни были они автоматизированы, не дадут результата без участия человека. «Сегодня мы ведем специальную подготовку таких специалистов, – подчеркнул Премьер-министр. – Так, в Казанской государственной архитектурной академии и Казанском федеральном (Приволжском) университете уже существует магистратура по специальности «интеллектуальные транспортные системы».
А заинтересованность студентов в новой пока тематике ярко продемонстрировали результаты хакатона «Интеллектуальные транспортные системы и городская мобильность людей», который впервые прошел в Татарстане накануне проведения конференции. Что такое хакатон? Это соревнование команд, которые за ограниченное время (около сорока часов) превращают «голую идею» в работающий продукт. Точнее сказать, в прототип продукта, потому что его нужно еще доработать.
Многих заинтересовала, например, такая любопытная новация – мобильный наркотестер, созданный по типу уже привычного в республике алкотестера. Капелька слюны на полоске тестера точно определит, принимал водитель какое-либо наркотическое вещество или нет
Стоит отметить, что проекты, представленные на хакатон, отличались большим разнообразием – тут вам и зарядная станция для электромобилей, и интерактивный автодром, и система для повышения качества приема экзаменов в ГИБДД, и «умные» дороги – («одежда» на основе светодиодов, встроенных в дорожное полотно), и усовершенствованная система общественного транспорта, и даже проект беспилотного робота для доставки небольших грузов.
Награждение десяти победителей – студенческих групп из ФГУ, КГАСА и сотрудников Иннополиса – прошло в торжественной обстановке. Призы талантливые молодые разработчики получили из рук членов компетентного жюри, в которое вошли не только российские, но и зарубежные специалисты по ИТС. А вместе с призами, думается, молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет получили стимул к продолжению научной и практической деятельности.
«Привлечение молодежи к научным разработкам всегда актуально для руководства республики, – подчеркнул главный государственный инспектор безопасности дорожного движения РТ Рифкат Минниханов. – Не зря создаются IТ-парки, бизнес-инкубаторы, построен целый город Иннополис. Миром правят технари, так что если мы хотим, чтобы было современное дорожное движение и мы жили в более комфортных условиях, то должны быть профессиональными технарями».
Два дня конференции пролетели, словно один миг. Как с удовлетворением отметил на закрытии конференции Ильдар Халиков, работа шла очень активно, а обсуждение отдельных проблем на секциях было столь горячим, что регламент удавалось соблюдать «только волевым решением модераторов». И по единодушному мнению участников, прекрасно организованная конференция уже в ближайшее время должна принести практические результаты.
Рауль ТИНЧУРИН