1

Это о любви

Под Казанью прошёл традиционный этнофестиваль

 

этнофестиваль-крутушка

 

В один из вечеров на фестивале «Крутушка» ведущий концерта вышел на сцену, чтобы объявить о потерянной кем-то шапке. Ну, вышел и вышел, тут такое часто бывает. И парень, потерявший шапку, быстро нашёлся и пошёл к сцене её забирать. А забрав, вдруг остановился, попросил микрофон и сказал в заполненную публикой темноту зала-поляны: «Регина, я хочу заботиться о тебе всю жизнь. Выходи за меня замуж!»

 

И, конечно, Регина согласилась – на радость многочисленным зрителям, которые и раньше знали, что «Крутушка» – она вообще вся про любовь. А теперь просто лишний раз в этом убедились.

На «Крутушке» большинство зрителей – постоянные гости фестиваля. За одиннадцать лет уже сложился костяк тех, кто едет сюда со всей страны каждый год. Приезжают основательно: везут на машинах палатки, разбивают на поле за лагерем «Байтик», где базируется фестиваль, целый городок, и на все последние летние выходные погружаются в стихию подлинного народного творчества, в неповторимый крутушкинский мир. Мир, где на валиках сена радостно прыгают многочисленные дети, одетые в сарафаны и расшитые рубахи (и родители совершенно не боятся их потерять, потому что куда ж они с «Крутушки» убегут, они ж на этом фестивале, считай, выросли!), где широко раскинулись ярмарочные ряды с самым разнообразным товаром, где кузнечный горн соседствует с настоящей русской печкой и гончарным кругом, и люди учатся у мастеров какому-нибудь ремеслу, а оторвавшись от этого занятия, поют и танцуют те же песни и танцы, что их прадедушки-прабабушки.

И главное – всё это на «Крутушке» не выглядит какой-то нарочитой демонстрацией «скреп». Всё здесь от души и с душой.

Многие артисты на фестиваль тоже приезжают каждый год, признаваясь в любви к местному зрителю. Но каждый раз организаторы стараются пригласить и какие-то новые коллективы. Из «новеньких» этого фестиваля особо отмечу, пожалуй, Нерехтский рожечный хор из Костромской области. Как написано на официальном сайте «Крутушки», он включён в реестр культурных ценностей и организаций культурного достояния Костромской области, три года назад был победителем первой премии Russian World Music Award в номинации «Лучший аутентичный проект». Музыканты хора практически из ничего возродили считавшуюся уже утраченной пастушью артельную игру на рожках. Как оказалось, играть на них можно самую разнообразную музыку. На своём мастер-классе, где любой зритель мог попробовать себя в этом искусстве (кстати, оказалось, что «простецкий» рожок довольно сложный для исполнителей инструмент), нерехтские мастера сыграли, например, Sole mio. И, кстати, продемонстрировали, что они не только музыкальными пастушьими навыками владеют, но и, например, пастушьим хлыстом умеют орудовать не хуже какого-нибудь техасского ковбоя.

 


Чрезвычайно порадовало, что благодаря победе в конкурсе Фонда президентских грантов в этом году крутушкинцы организовали прямую трансляцию основных событий в Интернете. И даже те, кто не мог присутствовать на фестивале все три дня, всё-таки получили возможность онлайн следить за проходившими там выступлениями учёных-этнографов, лекциями, мастер-классами и, конечно, концертами на главной сцене фестиваля


 

Если уж заговорили о мастер-классах, надо упомянуть, что нынче как никогда много на «Крутушке» было кулинарных семинаров. Приехавший из Тверской области известный телеведущий и популяризатор русской кухни Максим Сырников учил гостей фестиваля варить по-настоящему вкусную кашу, овсяный кисель, делать кулебяку. А казанский кулинар Лилия Байкеева буквально за час на глазах зрителей (исправно записывающих весь процесс на смартфоны) из небольшого куска теста приготовила хвороста и чак-чака на всех желающих, превратив этот процесс в своего рода кулинарное стенд-ап шоу.

Но главное, за чем едут на «Крутушку», – это, конечно, музыка. Очень разная. Медитативно-завораживающая, как у индийско-российского дуэта Салила Бхатта и Дениса Кучерова. Ярко-танцевальная, как у одной из лучших исполнительниц венгерского фольклора Нори Ковач. Или вот, например, московский коллектив перкуссионисток Tambores – в их исполнении русская песня вдруг взрывается латинскими ритмами (играют девушки на бразильских карнавальных барабанах), в которые затем вплетаются восточные мотивы…

Порадовали публику и уже любимые «Крутушкой» исполнители – пензенские «Странники», казанец Мубай, в очередной раз прилетевшая на фестиваль аж из Австралии Зуля Камалова. С неизменным восторгом принимали выступление крымского гитариста-виртуоза Энвера Измайлова.

А ещё чрезвычайно порадовало, что благодаря победе в конкурсе Фонда президентских грантов в этом году крутушкинцы организовали прямую трансляцию основных событий в Интернете. И даже те, кто не мог присутствовать на фестивале все три дня, всё-таки получили возможность онлайн следить за проходившими там выступлениями учёных-этнографов, лекциями, мастер-классами и, конечно, концертами на главной сцене фестиваля.