Это был человек-фейерверк

В канун столетия татарского композитора Энвера Бакирова его дочь делится воспоминаниями об отце

Творческое наследие Энвера Бакирова поражает своим богатством и разнообразием жанров. Всего он написал более 380 песен и романсов, ставших поистине народными.

Автор статьи: Ирина ХАЛИТОВА

Фото: из архива семьи Бакировых

В канун столетия татарского композитора Энвера Бакирова его дочь делится воспоминаниями об отце

 

Бакировы
Семья Бакировых. 2000 год.

7 июля утром по аллеям Ново-Татарского кладбища, что в Старо-Татарской слободе Казани, пройдёт уже не молодая, но необыкновенно красивая женщина с большим букетом цветов. Она оставит их на могиле композитора, заслуженного деятеля искусств ТАССР и РСФСР, народного артиста Татарстана, лауреата Государственной премии им. Г.Тукая Энвера Бакирова. «С днём рождения, папа», – скажет она и долго будет стоять у ограды, глядя на выгравированный на мраморе портрет дорогого и любимого человека…

 

–Мы договорились со всеми родственниками отметить столетие папы в день его памяти – он ушёл из жизни 10 августа 2001 года, – рассказывает Гульнар Бакирова-Шатравина. – Очень надеюсь, что эпидемиологическая обстановка к тому времени позволит всем потомкам Энвера Закировича – сыновьям, племянникам, внукам – собраться вместе за большим семейным столом и вспомнить этого талантливого композитора, педагога и одновременно простого, искреннего и душевно щедрого человека.

Дочь композитора Бакирова не могла не стать музыкантом – как и её отец, выросший в семье, где царствовала музыка, она с рождения была окутана ею. Так что Гульнар Энверовна по консерваторскому образованию – пианист и органист. И педагогические способности ей тоже достались от отца – она долгое время преподавала и руководила детской музыкальной школой №6, которой в 2002 году было присвоено имя композитора.

Именно здесь благодаря её стараниям появился музей Энвера Бакирова, где посетители могут увидеть его личные вещи, рукописи, афиши премьерных спектаклей. Здесь же, в школе, была заложена традиция проведения юбилейных концертов и исполнительских конкурсов имени Бакирова – сначала городских, а потом и республиканских.

Не стал исключением и нынешний год – год столетия композитора, скрипача и педагога.

Творческое наследие Энвера Бакирова поражает своим богатством и разнообразием жанров. Счастье народного признания он познал в глубокой юности, когда в соавторстве с таким же студентом Казанского музыкального училища 17-летний Энвер написал песню «Утренняя серенада». Всего же Энвер Закирович написал более 380 песен и романсов, ставших поистине народными.

 


Особые отношения у Энвера Закировича сложились с КАМАЗом. Он сумел организовать на предприятии хоровой коллектив из 800 человек. Его оратория «КАМАЗ» из семи частей для хора, солистов, рассказчика и симфонического оркестра получила положительную оценку Министерства культуры РСФСР


 

– Папа много ездил с концертами по городам и сёлам республики, и слушатели иной раз искренне удивлялись, узнав, что автором музыки той или иной песни, которую они считали народной, является профессиональный композитор Энвер Бакиров, – призналась Гульнар Энверовна. – На мой взгляд, это лучшее свидетельство того, что его песни действительно признаны и любимы народом.

Работал Энвер Бакиров и в крупных формах. Из-под его пера вышли оратории, кантаты, оперетты, балеты «Золотой гребень» и «Водяная» (в 1973 году удостоен Государственной премии им. Г.Тукая). В 1982 году в соавторстве с Ахметом Исхаком им была завершена работа над оперой «Тукай». Заказчик – Минкульт ТАССР – оперу принял к постановке, но она так и осталась лежать «под сукном» в театре оперы и балета им. М.Джалиля, а арии из неё звучат только в концертном исполнении…

Особые отношения у Энвера Закировича сложились с КАМАЗом. Он сумел организовать на предприятии хоровой коллектив из 800 человек. Его оратория «КАМАЗ» из семи частей для хора, солистов, рассказчика и симфонического оркестра получила положительную оценку Министерства культуры РСФСР. Медаль и почётное звание «Ударник КАМАЗа» композитор считал наградой особой важности.

– Понятно, что в доме с четырьмя детьми творить было сложно. И папа часто уезжал за вдохновением в разные деревни, где жил по несколько месяцев и писал музыку, – продолжает свой рассказ дочь композитора. – Но это был настолько энергичный и общительный человек, что через некоторое время он начинал читать в местных библиотеках лекции, заниматься музыкой с детьми, создавать коллективы художественной самодеятельности и даже открыл несколько музыкальных школ. Из него жизнь била ключом!

 


Из-под его пера вышли оратории, кантаты, оперетты, балеты «Золотой гребень» и «Водяная» (в 1973 году удостоен Государственной премии им. Г.Тукая). В 1982 году в соавторстве с Ахметом Исхаком им была завершена работа над оперой «Тукай»


 

Гульнар Энверовна уже сама давно бабушка, но в своих воспоминаниях об отце вновь становится маленькой любимицей отца:

– Наверное, это был самый замечательный отец – ласковый, нежный, искусный выдумщик. Мы с ним были очень близки духом, думаю, мама не обиделась бы на это признание… Он придумывал для нас всяческие игры и забавы, постоянно водил в цирк и в театр. Годы моего детства – это настоящая сказка! А внуки его просто обожали, до сих пор вспоминают его озорной и жизнелюбивый характер. Это был человек-фейерверк… Исключительный интеллигент, при всём своём аристократизме он оставался простым и очень искренним. Люди подходили к нему запросто пообщаться после концертов. Он сделал творческую биографию многим талантливым людям – если во время выступления самодеятельных артистов видел самородок, давал возможность этому человеку безо всякого музыкального образования выступить на столичной сцене, показать свой талант и далее помогал развивать его. Щедрый был, готов был снять с себя последнее и отдать. А ещё правдолюб: не мог терпеть, когда ему врали…

Последние годы жизни композитора омрачила тяжёлая болезнь, через три года рядом с ним на Ново-Татарском кладбище нашла последнее пристанище его супруга – педагог, переводчик, член Союза журналистов, заслуженный работник культуры ТАССР Фирдаус Болгарская. Это она перевела на татарский язык множество учебников и произведений классиков литературы. Это благодаря ей Малыш и Карлсон заговорили на татарском и появилась песня «Ты самый мой прекрасный», музыку к которой написал Энвер Бакиров…

Впрочем, эти слова столетнему великому композитору может сказать каждый член его большой и дружной семьи.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще