12 августа 2022

Есть в «умном» городе школа мечты…

Опубликовано: 08.09.2020 14:04

 

школа-иннополис1

 

Самый молодой в России город Иннополис, построенный для IT-специалистов с чистого листа в Верхнеуслонском районе Татарстана, в июне 2020 года отметил пятилетие с момента официального открытия. Здесь название «Иннополис» носят и особая экономическая зона, и университет, а также лицей и школа. Иннополисов много не бывает! А иннополисян в городе пока всего около пяти тысяч.

 

Понятно, что здесь всё самое современное на сегодняшний день, в том числе и система образования, которой лидер Татарстана Рустам Минниханов уделяет особое внимание. В его инстаграм-аккаунте «100 программ и проектов Президента Минниханова», где рассказывается о важных программах, реализуемых в республике на протяжении десяти лет, восемнадцать направлений посвящены образованию…

Лицей Иннополис, где учатся одарённые подростки с 7-го по 11-й класс из многих регионов России, открылся в декабре 2015 года. Программа учреждения нового типа рассчитана на углублённое изучение физико-математических и информационно-технологических дисциплин. Лицеисты проживают в интернате. Школа Иннополис – общеобразовательная организация для детей жителей города. Но и это учебное заведение весьма интересное, не зря же его называют «Школой мечты».

Беседуем с директором государственного автономного образовательного учреждения «Школа Иннополис» Аллой Головенькиной, которая до недавнего времени была заместителем директора лицея Иннополис по учебно-методической работе и стояла у истоков его образования.

 

школа-иннополис

 

— Алла Николаевна, с кого начиналась команда лицея?

— С его директора Надежды Алексеевны Сулимовой, которая и сейчас руководит лицеем. Она пригласила на работу меня, третьим стал заместитель директора по интернату Айнур Рашидович Шигапов. Потом начали набирать специалистов по воспитательной работе и учительский состав. Трудоустроиться в лицей непросто – надо пройти конкурсный отбор.

 

— Наверное, очень сложно и школьникам поступить в лицей?

— Есть вступительные испытания. Нужно сдать два предмета – математику и русский язык. На сайте лицея размещены примерные задания, которые были в прошлом году. Выполнив их, дети могут подготовиться к поступлению. Задания, бесспорно, сложные. Они выстроены так, что надо не просто записать ответ, а предложить ход решения несколькими способами. И потом преподаватель смотрит, насколько логичным было построение действий. Тогда оценивается, есть ли у ребёнка математическое мышление.

По русскому языку – это тестовое задание и небольшое эссе с целью рассуждения с собственной авторской позиции. Здесь учитывается языковая, орфографическая и пунктуационная грамотность, умение аргументировать свои взгляды.

Затем проводится собеседование с психологом, готов ли ребёнок проживать в интернате. Ведь непросто подростку уходить из семьи и жить самостоятельно – по сути, взрослой жизнью.

 

 

Алла ГОЛОВЕНЬКИНА, директор ГАОУ «Школа Иннополис»:

Головенькина

«Есть молодые люди, которые сомневаются, быть им учителями или нет. Быть! Учитель – очень интересная профессия. У тебя на глазах идёт развитие, созидание ребёнка. И возникает гордость за его успехи. Это дорогого стоит!»

— Какова география мест проживания лицеистов?

— На сегодня в лицее учатся около 150 детей. Тридцать процентов из них – не из Татарстана. Прежде всего, из регионов Поволжья – Йошкар-Олы, Уфы, Самары, Ульяновска. В прошлом году наш лицей окончили двое москвичей. Есть мальчики из Крыма, Сочи, Ямало-Ненецкого автономного округа.

 

— Чем лицей Иннополис отличается от других продвинутых школ республики? Наверняка, в этом учебном заведении внедряются какие-то уникальные образовательные, профориентационные программы?

— Думаю, само расположение в Иннополисе задаёт лицею вектор роста. Это развитие информационно-технологического, робототехнического направлений и олимпиадной информатики. Наверное, этим самым ярким маркером лицей отличается от других учреждений, потому что в нём есть призёры олимпиад и республиканского, и всероссийского уровней. К примеру, наши ребята в составе команды страны участвуют во всемирной робототехнической олимпиаде, которая проходит ежегодно в городах таких стран, как Индия, Коста Рика, Таиланд и другие. В течение нескольких лет лицеисты Иннополиса занимали призовые места.

Потом они становятся студентами Университета Иннополис, с которым лицей работает в тесном сотрудничестве. Как правило, более половины лицеистов становятся студентами этого вуза.

Уникальность лицея в том, что здесь серьёзный практико-ориентированный подход. То есть это не просто химия, а экспериментальная химия. А также экспериментальная биология, большой практикум по физике. Имеется большая лаборатория, где можно ставить эксперименты, которые длятся по две – три недели. В обычном учебном кабинете сделать это невозможно.

Большая практико-ориентированная, экспериментальная работа – это то, что отличает наш лицей от других учебных заведений. А ещё — связь урочной и внеурочной деятельности. Во второй половине дня учителя глубже погружают учащихся в предметы, давая им дополнительные, более обширные знания. Помимо того, дети могут выбрать уроки вокала, хореографии, пойти в спортивную студию. Например, в лицее работает прекрасный преподаватель музыки Дина Венедиктова, организовавшая из лицеистов ансамбль, который успешно выступает на различных мероприятиях. Дина Альбертовна на своих уроках рассказывает не только о произведениях Баха, Моцарта, Шуберта, Бетховена, Чайковского, но и о современных композиторах, дирижёрах, например о Теодоре Курентзисе, о музыкальных постановках, которые проходят в Татарстане. И организует походы на эти спектакли.

Ребята в качестве дополнительного занятия могут выбрать плавание и заниматься с профессиональным тренером – кандидатом в мастера спорта по плаванию Сергеем Ионовым, который в дальнейшем их выводит на разряды, и они участвуют в соревнованиях.

 

школа-иннополис2

 

Большой профориентационной работой является проектная деятельность, существующая и в школе, и в лицее Иннополиса. Внутри какого-либо проекта ученик может примерить на себя роль маленького специалиста. То есть из идеи создает цифровую модель, затем прототип, а потом уже усовершенствованную модель, которую может представить на научной конференции. Таким образом показать, что он готов к производственной работе.

Например, ученики седьмых классов лицея делают электронное мобильное пособие, его можно установить в телефоны. Ученица восьмого класса изготовила экологический продукт из шелухи от пшена, которую ей отдали на сельхозкомбинате: сделала биоразлагаемую посуду.

Мир профессий быстро меняется. Поэтому важно в юном возрасте развивать личностные качества, которые помогут в выборе любой специальности. Это умение коммуницировать с другими людьми, высказывать свои аргументы, бесконфликтно принять чужую точку зрения, грамотно отстоять собственную позицию. И, конечно, необходимо научиться работать в команде. Внеурочная деятельность весьма разнообразна по формам: работа в группах и индивидуально, мозговой штурм над проектом и тed-презентации. Эти умения есть личностное развитие ребёнка и хорошая путёвка в жизнь по дороге к успешности.

К слову, в лицее Иннополис существует традиция – посвящение в лицеисты проводить в других городах. Торжественно звучат слова наставников, на лацканы пиджака прикрепляется значок лицеиста. Посвящение проходило в усадьбе Пушкина в Болдине, в древнем Болгаре, на центральной площади Йошкар-Олы, чем мы немало заинтриговали местных жителей. В ближайших планах – провести данное действо в Ульяновске. Причём приезжаем в другие населённые пункты не просто с досуговой программой, а обязательно – с образовательной.

 

— С лицеем всё понятно – там учатся одарённые дети. Но и на базе школы Иннополис проводится много олимпиад, других интересных мероприятий…

— Когда открылся лицей, школа уже полгода существовала. Она немноголюдная. В самом большом по численности классе – 20 человек. Более всего – первоклашек. В текущем году набрали три первых класса, а в прошлом их было четыре. Восьмой, десятый и одиннадцатый классы – по одному. Нынче выпустили пятнадцать учеников, из них трое — золотые медалисты. Но школа потихоньку растёт, поскольку разрастается и сам город.

В отличие от многих школ не только Татарстана, но и России, здесь молодой преподавательский состав, средний возраст учителя — 30 лет. И это очень привлекательно для учеников, которые общаются с молодыми и уже успешными в своей профессии людьми. В Иннополисе наше учреждение называют «Школой мечты», потому что его коллектив нацелен на то, чтобы школьные годы сделать счастливыми и для детей, и для преподавателей.

Что касается обычной предметной олимпиадной деятельности, то она сегодня характерна для всех общеобразовательных учреждений. Однако сейчас проводятся новые олимпиады. Например, олимпиада «Национальная технологическая инициатива» (ОНТИ). Смысл её в том, что она межпредметная и существует на стыке наук. И ребёнок должен проявить свои знания, допустим, не только в математике, но и в физике и биологии. Или в математике, информатике и астрономии. Школа Иннополис активно участвует в подобных мероприятиях. К примеру, одна из наших олимпиад называется «ЛИМон» — логика, информатика и математика.

Конечно, много робототехники, которая, естественно, тянет за собой программирование, IT-технологии, информатику и английский язык – на нём, собственно, и ведётся программирование. И ещё очень важна траектория расчётов. Так что математика – фундаментальная наука. И многие математические издания лежат как основополагающие в робототехнических структурах.

 

школа-иннополис3

 

— Сейчас, наверное, ни одна тема не обходится без разговора о влиянии на неё пандемии коронавируса. В период самоизоляции дети ушли на дистанционное обучение. Как они проявили себя в это время? И каким образом ограничительные меры подействовали на вашу работу?

— С лицеистами проблем не было вообще, потому что они умеют самостоятельно учиться. Когда заканчиваются основные занятия в первой половине дня, у них начинается жизнь внутри интерната. Есть хорошо оснащённая аудитория и определённое время для выполнения домашнего задания, которое нужно успеть сделать до конкретного часа, после чего по графику спортивные соревнования (футбол, волейбол) или творческий квартирник, ужин и прогулка на свежем воздухе. Тут нет папы и мамы, которые скажут: «Можешь позже выполнить уроки». В лицее нужно всё делать чётко по расписанию, чтобы хорошо подготовиться к завтрашним занятиям. Самостоятельность — отличительная характеристика наших лицеистов. Это очень ценно и в жизни сильно пригодится.

 

— А такой строгий распорядок не приводит к бегству детей из лицея?

— За прошедшие почти пять лет было только три случая, когда после поступления в лицей ученики возвращались домой. В первый год мальчик выпускного класса, проучившись два месяца, сказал, что общежитие — не для него, и вернулся в казанскую школу. В двух случаях сами родители приехали за детьми, заявив, что сильно скучают по ним.

Лицеисты весьма мотивированы на окончание этого учреждения. Но у ребят всегда есть свобода выбора. Например, в прошлом году ученик отказался переходить в десятый класс. Он увлёкся биологией и химией, сообщил, что хочет быть профессиональным медиком. И перешёл в школу, где много часов уделяется именно этим предметам. На самом деле, мы порадовались за то, что даже в физико-математической и информационно-технологической среде у ребёнка была возможность полюбить другие предметы и успешно участвовать в олимпиадах по ним и сделать ранний выбор профессионального направления.

 

школа-иннополис4

 

— Школа Иннополис, наверное, сложнее перенесла эпидемиологическое положение?

— Да, мы все – и ученики, и преподаватели — оказались не готовы жить друг без друга. Никто из учителей не работал дистанционно. Поэтому в первую очередь мы организовали учёбу для преподавателей – выбирали, в каких формах, при помощи каких инструментов в интернете можно давать учебный материал с учётом разных возрастов детей.

После этого провели родительское собрание, на котором рассказали, как нужно оборудовать место ученика, спросили, все ли имеют дома необходимые технические средства. У нас был 321 ребёнок, из них трём выдали школьные ноутбуки: в одной семье не было техники, а две семьи – многодетные, и там компьютеры нужны были нескольким ученикам. А чтобы исключить конкуренцию в использовании техники, онлайн-встречи разделили по времени: у младших классов занятия начинались в девять утра, у старших – чуть позже.

 

— Какую-то пользу извлекли из сложившейся ситуации?

— Надо признаться, что обучение с применением дистанционных технологий пошло на пользу и детям, и взрослым. Мы хорошо продвинулись в цифровом пространстве. Безусловно, очный формат учёбы эффективнее, потому что учитель может оказать помощь ребёнку здесь и сейчас. Но надо развивать и дистанционный способ обучения, потому что сегодня огромное количество образовательных и познавательных медийных ресурсов. И нельзя упускать возможность разнообразить свою обучающую программу.

Планируем включить в процесс образования уроки информационной грамотности в домашних условиях. Не исключено, что ситуация с пандемией повторится. Кроме того, ребёнок может находиться на длительном лечении или, допустим, участвовать в интеллектуальных, спортивных соревнованиях, проходящих в другом регионе.

Во время самоизоляции и взрослым, и детям пришлось овладеть новыми технологиями, чтобы поддержать друг друга на расстоянии. Многие взрослые стали лучше понимать школьное образование. Мы стали союзниками и единомышленниками. И очевидна истина: чтобы лучше понимать друг друга, надо просто говорить!

image_printРаспечатать

Фото: Школа Иннополис
Автор статьи: ДЕМИНА Ирина
Выпуск: №131 (28900)


Добавить комментарий

11.08.2022

Цель проекта – чистая Волга

По республике до 2024 года общий объём финансирования оздоровления Волги составляет около 18 млрд рублей

Сумма, согласимся, немалая. Как расходуются эти деньги? Как федеральный проект «Оздоровление Волги» реализовать более эффективно? Разговор на эту тему состоялся на июльском заседании татарстанского парламента, завершающем весеннюю сессию.

1440
11.08.2022

Бюллетень ушёл в печать

13 августа в Татарстане, как и по всей стране, стартует этап предвыборной агитации в средствах массовой информации

Центризбирком Татарстана утвердил итоги состоявшейся 9 августа жеребьёвки по распределению бесплатного эфира в государственных телерадиокомпаниях и распорядился изготовить бюллетени на предстоящие довыборы в Госсовет республики.

1410
11.08.2022

Про пуму и куркуму

Вот интересно, поняли ли вы, что наш заголовок написан в рифму?.. Но об этом позже, а сначала – о футболе.

1350
11.08.2022

Каист в космосе

На орбиту запустили спутник, в создании которого поучаствовали казанские студенты и школьники

На орбите Земли появился новый спутник – малый космический аппарат «КАИ-1». Его запуск состоялся 9 августа с космодрома «Байконур».

2360
11.08.2022

Камаловцы сверили часы

В Татарском академическом театре им. Г.Камала прошёл сбор труппы после летнего отпуска

Фарид Бикчантаев рассказал о ближайших премьерах и в целом о планах театра на новый, 117-й сезон.

2050

Мнение

Татьяна АГЛЯМОВА, главный внештатный инфекционист управления здравоохранения мэрии Набережных Челнов:


Мы в преддверии новой большой волны коронавирусной инфекции. По данным ВОЗ, за последние две недели Россия заняла лидирующие позиции по числу новых случаев заболеваемости: плюс 165 процентов. Это самая большая величина в европейском регионе. И очень много тяжёлых осложнений при вроде бы легко протекающей болезни.

Все мнения
  • Видеосюжет

    Все видеосюжеты

    Книга жалоб

    Другие жалобы

    Архив выпусков

    Архив выпусков (1924-1931)

    Список всех номеров
    Контакт вебмастера: info@rt-online.ru