В Казани прошел Летний книжный фестиваль
Сотни книг на большой книжной ярмарке, больше десятка интереснейших лекторов, концерт современной струнной музыки, встреча с «вундеркиндом» и одновременно «enfante terrible» польской литературы Доротой Масловской, отдельная детская программа – все это было предложено казанцам в минувшие выходные на Летнем книжном фестивале в центре современной культуры «Смена».
Конечно, главным событием фестиваля стала книжная ярмарка, расположившаяся в двух просторных павильонах на первом этаже «Смены». Как мы уже писали, книги на ней представили более 80 российских издательств. В пресс-релизе фестиваля было указано, что книги будут продаваться по ценам ниже магазинных, но дело в том, что тех изданий, которые были представлены на ярмарке, в казанских книжных найти практически невозможно. Это литература, что называется, немассового потребления – книги по истории, философии, искусствоведческие труды, художественная литература, не входящая в разряд «масскульт»… Так что для настоящих библиофилов цена в данном случае, думается, не играла определяющего значения.
Тот интерес, который вызвал фестиваль у горожан, доказывал: читающая публика никуда не пропала, тяга к качественной литературе у людей велика.
Ирина ПРОХОРОВА, главный редактор издательского дома «Новое литературное обозрение»: | |
Проблема у нас не в читателе, а в доступе к хорошим книгам. Большое количество людей просто не знают, что такие книги существуют. |
– Проблема у нас не в читателе, а в доступе к хорошим книгам, – полагает главный редактор издательского дома «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова. – Большое количество людей просто не знают, что такие книги существуют.
Ирина Прохорова стала одним из хедлайнеров фестиваля. Конечно, интересу к ее персоне в немалой степени способствовала фамилия (Ирина Дмитриевна – старшая сестра миллиардера Михаила Прохорова), что, впрочем, совершенно не умаляет ее достоинств как издателя, историка культуры, литературного критика, умного и интеллигентного человека. Лекция Прохоровой «Ментальная карта Родины: художественное освоение пространства», собравшая одну из самых больших аудиторий на фестивале, была посвящена литературному освоению российских территорий. Естественно, отправной точкой тут для лектора-издателя стали книги, которые выходят в «Новом литературном обозрении». Еще точнее – рукописи, которые авторы присылают в издательство.
– В какой-то момент, читая их бесконечный поток, я вдруг обратила внимание, что где-то с середины двухтысячных годов все больше стало приходить текстов, связанных с травелогами, художественными путешествиями, – рассказывала Прохорова. – И это не случайно. Мы свою страну в общем-то не знаем. Это слепая территория с точки зрения ментальной карты. У нас практически нет ассоциаций с регионами. Вряд ли в Казани при упоминании Владивостока или Челябинска у вас возникают мощные эмоциональные, культурные ассоциации. Вся система новостей строится вокруг некоего центра – Москвы, иногда Санкт-Петербурга. Все, что происходит в регионах, в нашей табели о рангах не считается существенным.
Такое сверхцентрализованное сознание, по мнению издателя, не позволяет говорить о подлинном единстве нации. Более того, подобное имперское мышление становится одной из главных причин ксенофобских настроений в обществе, оно не дает россиянам разных национальностей, живущим в регионах, самоидентифироваться и найти те точки пересечения, общие системы координат, которые должны объединять страну. Огромная Россия для большинства россиян остается некоей неведомой Атлантидой – не происходит культурного обмена между регионами и народами. И тут как раз литература в жанре травелога (от англ. travel – путешествовать) может и должна сказать свое слово – она позволяет заполнять белые пятна на той самой ментальной карте родины.
Вообще, интересных лекций на фестивале было немало, некоторые шли параллельно, и было довольно сложно выбрать, о чем больше хочется послушать – о поп-культуре нового тысячелетия, «убийственной» силе классической музыки, связи книг Конан Дойля с эпохой модерна… Но еще одним бесспорным лидером слушательских предпочтений на Летнем книжном стал кинокритик Антон Долин, хорошо известный широкой публике как ведущий кинорубрики в «Вечернем Урганте». Говорил он, естественно, о кинематографе, но при этом его лекция «Умерло ли кино? Зрительский опыт в XXI веке» довольно гармонично вписалась в общую программу книжного фестиваля.
Хотя сегодня кино уже вряд ли можно назвать важнейшим из искусств, оно, конечно, не умерло и не собирается умирать, лишним подтверждением чему был аншлаг на выступлении Долина. Кинокритик напомнил, что разговоры о скорой смерти кинематографа начались чуть ли не вместе с его появлением на свет, особо усиливаясь во время каких-то знаковых новшеств – прихода в кино звука, появления телевидения, усиления влияния на умы аудитории сериалов. Но все это только заставляет кинематограф искать новые пути к сердцу зрителя. И знаковым на этом пути Долин назвал фильм Джейса Кэмерона «Аватар», который на заре нового века вернул зрителя в кинотеатры, и не только при помощи 3D-технологии, хотя она и позволила зрителю максимально приблизиться, почувствовать себя участником действия, но и самой историей – аллюзией евангельского сюжета о гибели человека и воскрешении его в новом теле и в новой реальности.
Вообще, тенденцией нового века Долин считает появление притч без морали. Вывод из увиденного каждый должен сделать сам. В качестве типичного примера такой притчи Долин назвал, например, «Елену» Андрея Звягинцева, где зрителям предстоит решить, осуждают или оправдывают они совершившую убийство героиню.
Антон ДОЛИН: Кино двадцать первого века общается с нами на равных, а не пытается донести до нас некую идею, как это делали великие кинематографисты прошлого
– Кино двадцать первого века общается с нами на равных, а не пытается донести до нас некую идею, как это делали великие кинематографисты прошлого, – подчеркнул Антон Долин.
Если говорить о так называемой параллельной программе фестиваля, то стоит отметить, что множество интересных событий ждало здесь детей – для них были организованы и образовательный лекторий, и различные творческие мастер-классы. И, конечно, на стендах ярмарки их ждало большое количество новых детских книг. Судя по тому восторгу, с которым юные посетители брали их в руки, можно понять: любовь к книге у народа не исчезла и не исчезнет и на подходе – новое поколение умных читателей.