В истории с закупкой негодных судов для государственной судоходной компании «Флот РТ» разбираются следователи. По итогам проверки транспортной прокуратуры возбуждено уголовное дело о причинении бюджету республики ущерба почти в 100 млн рублей. Как стало известно «РТ», претензии у проверяющих возникли к 13 судам, которые за бюджетный счет купили у бывшего владельца – СК «Татфлот» и которые, по сути, оказались металлоломом. Впрочем, глава «Флота РТ» Роман Лизалин с этим не согласен и намерен восстановить и отправить в плавание каждый из этих кораблей.
УЩЕРБ БОЛЕЕ 96 МЛН
Напомним: АО «Флот РТ» Правительство Татарстана создало в мае 2023 года «для развития речных пассажирских перевозок», поскольку СК «Татфлот» к тому времени пришла в упадок. Гендиректором «Флота РТ» стал легендарный командир теплохода «Арабелла» Роман Лизалин, который во время крушения теплохода «Булгария» в 2011 году первым пришел на помощь пассажирам и и всегда был фанатом идеи возрождения речного пассажирского судоходства в России.
Через полгода после учреждения компании совет директоров АО одобрил покупку за счет бюджета Татарстана пассажирских судов «Татфлота». Речь идет, как сообщил источник «РТ», о 13 теплоходах 1950-1990-х годов выпуска. Это, например, двухпалубные теплоходы «ОМ-73» и «ОМ-138», грузопассажирский двухпалубный теплоход «Павел Миронов», три судна на подводных крыльях «Восход-51», «Восход-74» и «Герой Михаил Девятаев».
«Приобретенные суда, несмотря на их разное техническое состояние, оценены по одинаковой рыночной стоимости, что свидетельствует о формальном подходе при проведении оценки имущества. Кроме того, выявлены нарушения при определении стоимости и оплате работ по ремонту теплоходов, а также рентабельности их капитального ремонта. В результате неэффективного расходования бюджетных денежных средств Республике Татарстан причинен ущерб на сумму свыше 96 млн рублей», – сообщили «РТ» в Приволжской транспортной прокуратуре о результатах проверки эффективности расходования денежных средств при создании АО «Флот РТ».
В итоге в СУ СКР по РТ возбудили уголовное дело «в отношении неустановленных лиц» по ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).
НОВЫЙ «ОМИК» СТОИТ ПОЛМИЛЛИАРДА
Гендиректор «Флота РТ» Роман Лизалин не согласен с выводами проверяющих, что ремонтировать купленные у «Татфлота» старые суда – себе дороже и бюджетные деньги на их покупку потрачены впустую.
– На днях у нас был совет директоров, мы как раз обсуждали дорожную карту по ремонту наших судов. Мы будем их все восстанавливать, – сообщил Лизалин «РТ». – То, что суда не подлежат восстановлению, это не совсем так. Любой транспорт можно восстановить. Некоторые ошибочно предполагают, что построить новое судно дешевле, чем ремонтировать старое. Но, имея определенный опыт в судоремонте, я вам скажу, что восстановление в любом случае дешевле, в каком бы состоянии не было судно. Мы проанализировали рынок, новое судно типа «ОМ» стоит сейчас не менее полумиллиарда рублей. А восстановление такого же «омика», даже если он в очень неудовлетворительном состоянии, обойдется максимум в 150 млн рублей. И он будет не хуже, чем новый, еще сто лет проходит!
Руководитель компании привел в пример теплоход «Восход-51», который также фигурирует в «черном списке». В 2022 году судно налетело на мель по пути из Казани в Свияжск и получило серьезные повреждения, а в этом году «Флот РТ» его уже отремонтировал.
– Пострадали корпус, двигатель, крыльевая система, винтово-рулевой комплекс, все говорили, что это утиль. Но мы вместе с Зеленодольским заводом им. Горького восстановили теплоход, он встал у нас на крыло и побежал не хуже нового! А новое такое скоростное судно стоит минимум 550 млн рублей, – заметил Роман Лизалин.
ПЛАН НА ПЯТИЛЕТКУ
– В какие сроки планируете восстановить все теплоходы из списка и во сколько это обойдется? – поинтересовалась корреспондент «РТ» у гендиректора судоходной компании.
– Должного внимания состоянию судов не уделялось не один десяток лет. Понятно, что по щелчку пальца все их восстановить невозможно. Чтобы все сделать с чувством, с толком, с расстановкой, мы для себя определили срок примерно в пять лет, программа сверстана до 2029-2030 годов, – ответил Роман Лизалин. – В год планируем восстанавливать по два-три дебаркадера и два-три судна из этого списка. Мы хотим, чтобы каждое судно, что называется, блестело, было безопасным и комфортным. Будем их вводить в работу поочередно в каждый новый год навигации. Если говорить о стоимости ремонта, она вполне укладывается в тот бюджет, который нам был определен для ремонта, мы не собираемся из него выходить и просить дополнительные средства у республики. По итогам навигации этого года мы увидели, что рынок пассажирских перевозок водного транспорта огромный и очень голодный до судов, востребованность большая. И те суда, которые мы восстановим, помогут этот голод утолить.