Теперь в Татарстане магистрали строят по новым технологиям
Пробы асфальтового покрытия – керны, взятые на кольцевой дороге Санкт-Петербурга и исследованные недавно в одной из лабораторий Финляндии, местный эксперт оценил как весьма качественные и не уступающие лучшим европейским образцам.
Почему сей факт так приятен и татарстанским дорожникам? Это не только гордость за державу, но и повод для личного удовлетворения. Дело в том, что сегодня формирование дорожной одежды автотрасс федерального уровня, проходящих по территории Татарстана, также ведётся по самым лучшим мировым технологиям – по методике объёмного проектирования асфальтобетонных смесей. Рассказать об этой методике, о том, какие новинки ещё применяются сегодня при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте главных дорожных артерий республики, сегодняшних достижениях и планах на будущее мы попросили начальника ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Илдара Мингазова.
– В реализуемых проектах капитального ремонта, ремонта и слоях износа предусмотрено применение современных передовых технологий, в числе которых методика объёмного проектирования асфальтобетонных смесей, – говорит Илдар Галяутдинович. – Эта система позволяет увеличить сроки службы покрытия за счёт создания плотного каркаса из щебня и применения битумного вяжущего материала нового поколения – PG-битума. В этом году из всего объёма выполненных нами ремонтных работ уже около восьмидесяти процентов смесей были уложены по этой технологии. Такое покрытие можно увидеть на двух участках автодороги Казань – Оренбург, на отрезке с пятидесятого по шестьдесят шестой километр трассы Казань – Буинск – Ульяновск и других. Оно даже на вид более современно, а уж по качеству точно превосходит прежние образцы.
В этом году компанией «Волго-Вятскуправтодор» в Татарстане отремонтировано 133 километра дорог федерального значения, 81,8 километра из них – капитально. Без малого шестьдесят километров защищено слоями износа с применением щебёночно-мастичного асфальтобетона по методике объёмного проектирования. Наибольший объём пришёлся на автомобильную дорогу М7, здесь отремонтировано шесть участков общей протяжённостью 58 километров
В чём смысл методики в нескольких словах для неспециалиста… Если когда-то покрытие дороги представляло собой небольшое количество щебёночных частиц с добавлением мелкой фракции, залитое битумом, то сейчас это плотная щебенистая смесь – перемешанный щебень разного диаметра, связанный между собой современным битумным вяжущим материалом. В чём преимущество «нового асфальта»? Жёсткий каркас из щебня теперь не продавливается колёсами тяжёлых машин, на такой дороге не будет образовываться колея – один из самых опасных дефектов дорожного покрытия. Многие наши подрядчики, такие, как, например, «Алексеевскдорстрой», «Татнефтедор», «Каздорстрой», перешли на новую методику проектирования асфальтобетонной смеси, для чего им пришлось пересмотреть финансовые ресурсы и оснастить свои лаборатории новым оборудованием. Пришлось вложиться, однако эффект новинки подрядчики оценили положительно.
Переход на эту методику – требование Федерального дорожного агентства. Так мы перешли на новые стандарты устройства асфальтобетонных покрытий. Поясню. Методика внедрялась в рамках предварительных национальных стандартов, которые сегодня утверждены как ГОСТы. К 2021 году «Росавтодор» намерен перевести на эти стандарты всё дорожное строительство.
– Качество дорог в республике уже оценено потребителем, однако до идеала, согласитесь, ещё далеко…
– Идеал – это нечто недостижимое, хотя стремиться к этому нужно. Наша цель сегодня – достичь нормативного состояния дорог. Могу сказать, что планомерно проводимый сегодня текущий и капитальный ремонт уже приблизил нас к нему. Так, практически 90 процентов федеральных трасс на участках, проходящих по территории Татарстана, приведены в нормативное состояние и по транспортно-эксплуатационным показателям не уступают европейским. Федеральные дороги в Татарстане проходят через двадцать пять населённых пунктов, искусственное освещение установлено в двадцати одном из них. К 2021 году оно появится и в оставшихся четырёх. Это же часть безопасности, далеко не всегда пешеходы идут по «зебре», даже если она есть, да и водители не всегда отличаются дисциплинированностью, не пропуская пеших участников движения.
В прошлом году нам передали мостовой переход через Каму, нынче мы готовим новый проект по его освещению. По современным технологиям, без резкого света, бьющего водителю в глаза. Применяем светодиодное освещение, позволяющее улучшить качество видимости на участках дорог. Технология светодиодного освещения более экономична по сравнению с обычными технологиями.
Илдар МИНГАЗОВ, начальник ФКУ «Волго-Вятскуправтодор»: | |
Наша цель сегодня – достичь нормативного состояния дорог. Могу сказать, что планомерно проводимый сегодня текущий и капитальный ремонт уже приблизил нас к нему. Так, практически 90 процентов федеральных трасс на участках, проходящих по территории Татарстана, приведены в нормативное состояние и по транспортно-эксплуатационным показателям не уступают европейским. |
– Давно отмечено, что на участках автотрасс, где встречные потоки машин разделены барьерным ограждением, дорожно-транспортных происшествий, особенно с тяжёлым исходом, в разы меньше. Предполагается ли оборудовать все федеральные трассы такими мерами безопасности?
– К сожалению, в целях безопасности пока не везде возможно разделить встречные потоки транспорта барьерными ограждениями или развести их при помощи развязок и путепроводов. Напомню, что федеральные трассы на территории Татарстана – это М7 «Волга», М5 «Урал», Казань-Оренбург, Казань – Буинск – Ульяновск, Йошкар-Ола – Зеленодольск. М7 «Волга» – это магистраль, движение по которой минимально замедляется и светофорами, и переездами, в идеале даже дорожная авария не должна останавливать движение, оно должно идти с разрешённой скоростью. Так вот из четырёхсот шестидесяти километров М7 двести пятьдесят – уже первой категории, со всеми полагающимися атрибутами вроде барьерного ограждения или разделительного газона.
– Ключевые проекты нынешнего года – это…
– В этом году мы приступили к реконструкции семнадцатикилометрового участка трасс М7 (735–753 км) и мостового перехода через реку Свиягу на 757-м километре трассы. На этих участках автомобильная дорога М7 повысит свою категорию до IБ, число полос дойдёт до четырёх, будут построены четырнадцать съездов и четыре отнесённых левых поворота. Высокий уровень безопасности дорожного движения будет обеспечен за счёт устройства десяти километров линий электроосвещения, 37,5 километра дорожных ограждений и 394 дорожных знаков. Для жителей близлежащих насёленных пунктов будут построены тринадцать автобусных остановок.
Что касается реконструкции мостового перехода через реку Свиягу, то этот амбициозный проект предусматривает строительство нового моста и реконструкцию существующего. Так что движение в направлении Москвы пойдёт по новому мосту, а в сторону Казани – по уже существующему.
– Расскажите о новых проектах, которые планируется реализовать в ближайшие годы.
– В будущем году займёмся подъездом к аэропорту «Казань». По европейским стандартам к такому объекту должна вести четырёхполосная трасса, со всеми атрибутами современной инфраструктуры. Проектом предусмотрены реконструкция шести километров автодороги, путепровода на транспортной развязке, переезда для сельскохозяйственной техники, строительство разворотной эстакады в районе примыкания на «Казань Экспо» и разворотных петель. Для удобства посетителей «Казань Экспо» и жителей близлежащих населённых пунктов планируется строительство двух пешеходных переходов на разных уровнях возле эстакады в районе примыкания на «Казань Экспо» и сёл Большие и Малые Кабаны.
В части новых дорог мы приступили к разработке проектной документации на строительство обхода Набережных Челнов протяжённостью почти девяносто километров в составе автодороги М7 «Волга», с мостом через Каму возле села Соколка. Уже выбран один из пяти предложенных вариантов трассы, правда, он ещё будет уточняться в процессе проектирования. Выбран вариант мостового перехода, согласованы варианты шести двухуровневых транспортных развязок. Документация по планировке территории первого этапа будет готова к концу августа будущего года.
Кстати, при реализации этого проекта тоже будет применяться новинка – BIM-технологии. BIM (англ. Building Information Model или Modeling) – это информационная модель (или моделирование), которая позволяет выстроить объёмный проект объекта ещё до начала строительства. В процессе возведения эта модель наполняется информацией об объекте с учётом применения различных строительных материалов, сроков и качества производства работ. После строительства и ввода дороги в эксплуатацию эта же модель наполняется информацией о ходе содержания объекта, что позволяет оценить весь его жизненный цикл от момента строительства до времени демонтажа или реконструкции. Это как карточка человека в поликлинике, в которую заносится вся информация о его здоровье с самого рождения. Технология позволит учитывать перспективное увеличение интенсивности движения автомобилей уже при проектировании, оценить пропускную способность дороги минимум на двадцать лет вперёд.
Для Татарстана это новшество, да и в стране оно пока мало где применяется. Объездную трассу вокруг Челнов готовит питерская компания, у которой уже есть опыт такого проектирования объектов в Крыму, Новосибирске.
По-моему, этот проект обещает стать одним из крупнейших в стране в плане дорожного строительства. Правда, мостовой переход здесь протяжённостью всего три километра, зато по всей 80-километровой протяжённости трассы предполагается шесть крупных транспортных «клеверных» развязок.
В 2018 году усилиями компании «Волго-Вятскуправтодор» ликвидировано тринадцать мест концентрации ДТП на федеральных автодорогах. В этом году предстоит расстаться ещё с одиннадцатью такими участками. На них заканчиваются работы по установке двустороннего металлического барьерного ограждения на разделительной полосе, дорожных знаков, устройству поперечных шумовых полос. Кроме того, на подъезде к Сокурам на 24-м километре автодороги Казань – Оренбург увеличена длина островка безопасности на участке перестроения с двух полос на одну, появились световозвращающие элементы (катафоты) на осевой линии горизонтальной разметки
– Приближается зима, дорожные службы должны быть готовы к работе в сложных условиях. И хорошим дорогам требуется особый уход…
– Согласен, поддержание дорог в нормативном и безопасном состоянии нынче – одна из приоритетных задач. В этой части лидер у нас, пожалуй, «Татавтодор», обеспечивающий должный уровень содержания. Кстати, в качестве пилотного проекта мы начали практику заключения договоров на принципах контракта жизненного цикла. По условиям такого контракта подрядная организация берёт на себя обязательства по обслуживанию и ремонту определённого участка дороги сразу на двенадцать лет. Участок в тридцать шесть километров автодороги Казань – Буинск – Ульяновск на границе Татарстана и Ульяновской области взяла на себя компания «Облдорстрой». Пока это «пилотный» контракт. Думаю, это перспективное направление. Во всяком случае, исключается соблазн сделать работу кое-как и попытаться сдать заказчику – огрехи в собственной деятельности придётся исправлять самому и за свои деньги. Значит, подход к делу будет более взвешенным и добросовестным.
– Как намерены отмечать предстоящий праздник дорожника?
– В работе, как обычно. Начавшаяся неделя в России объявлена транспортной, в Екатеринбурге пройдёт выставка дорожных новаций, которая в прошлом году с успехом была проведена в Казани.
А вот подрядчиков – дорожников Татарстана – хочу поздравить с профессиональным праздником. Всегда подчёркивал – мы с вами в одной лодке, так что ваши добросовестность и надёжность обеспечивают наши общие успехи. Мы, как врачи скорой помощи, должны быть в полной боевой готовности круглые сутки. Дорога небрежности не терпит, так что терпения, умения и здоровья вам, уважаемые коллеги.