Елена Лядова: Роли приходят ко мне вовремя

 

885

Автор статьи: Александра ДАШИНА

Фото: mfmk.ru

 

elena-22

 

Появление в Казани на фестивале мусульманского кино одной из самых красивых пар отечественного кино Елены Лядовой и Владимира Вдовиченкова хоть и было анонсировано, но все равно произвело эффект, особенно на тех, кто, несмотря ни на что, отдает предпочтение российскому кинематографу и следит за творческой судьбой наиболее талантливых его представителей.

 

Слово «звезда», которое окончательно присвоил себе шоу-бизнес, с этими актерами совершенно не вяжется. Хотя та же Елена Лядова, как все убедились, может быть ослепительной не только на экране. Да и Вдовиченкову, прошедшему через горнило отечественных блокбастеров «Бригада» и «Бумер», не занимать брутальности. И  тем не менее сразу чувствуется, что они не из «тусовки». Популярность, зрительский успех для обоих – это часть профессии, в которой они существуют полнокровно и осмысленно. Выверяя и актерски оправдывая каждый миг своей экранной жизни (достаточно вспомнить «Левиафана», на съемках которого пересеклись их творческие и личные судьбы), вне кино они ничего не играют и не делают на публику.

Гости КМФМК общались со зрителями без «домашних заготовок» в виде актерских баек и декламации стихов (за ними легче всего спрятаться от неуклюжих вопросов «о личном»), слегка боролись со смущением от повышенного внимания к себе, но были естественны и открыты для диалога, рассчитывая на ответную доброжелательность и такт. Корреспондент «РТ» смог в этом убедиться, побывав на творческой встрече Елены Лядовой с казанскими зрителями, которая состоялась в заключительный день фестиваля в кинотеатре «Родина».

На сегодняшний день фильмография Елены Лядовой насчитывает около сорока киноработ. Среди них – «Космос как предчувствие» Алексея Учителя, «Елена» и «Левиафан» Андрея Звягинцева, «Географ глобус пропил», телесериалы «Пепел», «Измены», «Любка» и другие. Она трижды лауреат премий «Ника» и «Золотой орел», обладательница приза Московского кинофестиваля за лучшую женскую роль и премии ТЭФИ. По словам актрисы, недавно она закончила сниматься в картине Алексея Германа «Довлатов», где исполнила небольшую, но интересную для себя роль и приобрела ценный опыт работы еще с одним большим мастером кино.

 


У Елены Лядовой театральное образование, но после десяти лет работы в Московском ТЮЗе, когда случилась ее судьбоносная встреча с режиссером Алексеем Учителем и знакомство с миром кино, по словам актрисы, у нее произошло «отравление этим искусством». И в настоящее время Елена оставила театр и занимается только кинематографом


 

О ПРОФЕССИИ

– Я серьезно отношусь к своей работе и беру на себя ответственность за то, что делаю. Каждая роль дает опыт размышлений на определенные темы и, возможно, позволяет открыть в себе что-то новое. Иными словами, роли выбираю таким образом, чтобы мне, Лене Лядовой, было над чем поразмышлять и поделиться с вами. Поэтому стараюсь делать свой выбор максимально осознанно.

У меня были предложения и от зарубежных режиссеров. Но по семейным обстоятельствам мысль о Голливуде пришлось оставить. Видимо, в моем случае, как говорится, где родилась, там и пригодилась. Я не готова просто так расстаться со своими работами, зрителями и теми взаимоотношениями, которые у нас с вами складываются, чтобы начать карьеру в каком-то другом месте, неизвестном для меня и… страшном.

У Елены Лядовой театральное образование, но после десяти лет работы в Московском ТЮЗе, когда случилась ее судьбоносная встреча с режиссером Алексеем Учителем и знакомство с миром кино, по словам актрисы, у нее произошло «отравление этим искусством». И в настоящее время Елена оставила театр и занимается только кинематографом.

– Я не совсем соглашусь с утверждением, что театр – это дом для артиста. У всех по-разному. После меня Владимир Вдовиченков будет проводить встречу, и, возможно, для него театр – это дом (Вдовиченков – артист Московского театра им. Е.Вахтангова. – Прим. авт.). Для меня это не совсем так. Да, в театре я приобрела уникальный актерский опыт, в определенном смысле свободу, но, если честно, очень люблю кино. Люблю крупные планы, глаза актеров, энергетику, которая пробивается через экран, – словом, всю суть этого синтетического искусства. Поэтому для меня кино – дом в большей степени, чем театр.

В свою работу я вникаю полностью, от а до я. Просто так меня в институте научили. Скажем, для своей первой картины «Космос как предчувствие» по заданию режиссера Алексея Ефимовича Учителя я поправилась на 12 килограммов. С тех пор это уже вошло в привычку – постоянно меняться, что-то делать для роли.

 

О СЕМЬЕ

– Я из семьи, где все люди творческие душой, но не имеющие прямого отношения к искусству. Мой отец – военный инженер, служил в ракетных войсках, мама окончила Плехановский институт и по образованию инженер-технолог общественного питания. Всю жизнь они меня поддерживают и в свое время не стали препятствовать моему желанию стать актрисой. Корни, семья имеют для меня очень большое значение. До сих пор на все церемонии, где мне вручают награды и премии, я хожу вместе с мамой, потому что это мое посвящение ей. Кстати, мой младший брат тоже решил стать актером и в этом году, окончив школу с золотой медалью, поступил в театральное училище имени Щепкина. Я тоже там училась, и, думаю, ему понравится в этой среде.

 


На сегодняшний день фильмография Елены Лядовой насчитывает около сорока киноработ. Среди них – «Космос как предчувствие» Алексея Учителя, «Елена» и «Левиафан» Андрея Звягинцева, «Географ глобус пропил», телесериалы «Пепел», «Измены», «Любка» и другие


 

«ЛЕВИАФАН»

Во время творческой встречи неоднократно звучали вопросы по одному из самых известных фильмов с участием актрисы – «Левиафану» Андрея Звягинцева.

– Мне кажется, основная тема, которая в этой картине заложена, – это нежелание людей любить, отсутствие Бога в душе. Если нет любви, то Бог покидает этот мир, и мы оказываемся в бездне. Такова главная мысль, которую я прочла в сценарии, и она стала лейтмотивом в работе над ролью. К моей героине можно относиться по-разному, роль не так просто написана, но, как мне кажется, все поступки Лили – это ее путь к свету.

Когда поступило предложение от Андрея Звягинцева, мы уже были знакомы, но все равно это было очень ответственно. Андрей – человек непростой, со своим видением, своей моделью мира. По первому образованию он актер, поэтому его режиссерские задачи проходят через его же актерское нутро. Он очень доверяет артистам, но всегда проводит серьезный кастинг, который длится до полугода. Звягинцев долго выбирает тех, кто мог бы транслировать его идеи. А познакомились мы на картине «Изгнание», где я озвучивала для русской версии фильма Марию Бонневи (шведско-норвежская актриса, исполнившая в «Изгнании» главную женскую роль. – Прим. авт.). Спустя несколько лет Андрей снимал короткометражку для киноальманаха «Нью-Йорк, я тебя люблю», и там я тоже озвучивала героиню. Затем он пригласил меня на эпизод в картину «Елена». И только потом уже мы встретились на «Левиафане». Для меня как актрисы это большое счастье – работать с таким режиссером.

 

О СОТВОРЧЕСТВЕ

– Ни одна моя роль не остается картонной, в рамках написанного сценария. Я всегда что-то добавляю от себя, исправляю текст и отношусь к тем актерам, которые постоянно лезут к режиссеру с предложениями. Могу ответственно сказать, что почти каждая моя роль создавалась совместно с режиссером. Хотя порой это был результат долгих споров. Конечно, до конфликтов не доходило, но, на мой взгляд, в творчестве они допустимы. Я вижу роль по-своему, а режиссер видит ее неким вкраплением в большую картину. Тем не менее считаю, что тон своей краски я могу менять самостоятельно. Другое дело, нужно ли это режиссеру? Органично ли впишется моя плиточка мозаики в общий рисунок?

Если честно, я люблю все свои роли. Но особенно, пожалуй, Любку из одноименного мини-сериала по рассказу Дины Рубиной. Я очень люблю эту работу. Это как раз один из тех примеров, когда роль создавалась в сотворчестве с режиссером. Вплоть до грима, костюма, прически…

 

О СЕРИАЛАХ «ПЕПЕЛ» И «ИЗМЕНЫ»

– Режиссер картины «Пепел» Вадим Перельман довольно известен в Голливуде, один из его фильмов даже номинировался на «Оскар». А тут его пригласили в Россию снять телесериал о войне. Заранее было обговорено, что сниматься будут Евгений Миронов и Владимир Машков. Оставалось найти героиню. Надо сказать, Перельман плохо знает русских актеров, поэтому ему дали список и сказали: пробуй! Мне сначала предложили роль в маленьком эпизоде. Я пришла на пробы, и меня утвердили. Но режиссер попросил прийти еще раз. «А зачем завтра? Давайте прямо сейчас», – говорю ему. И в тот же день меня утвердили на главную женскую роль.

 

 Елена ЛЯДОВА:
Ни одна моя роль не остается картонной, в рамках написанного сценария. Я всегда что-то добавляю от себя, исправляю текст и отношусь к тем актерам, которые постоянно лезут к режиссеру с предложениями. Могу ответственно сказать, что почти каждая моя роль создавалась совместно с режиссером.

Спустя несколько лет наше сотрудничество с Перельманом продолжилось на съемках телесериала «Измены», и, как мне кажется, мы снова удачно вошли в одну творческую «воду».

Иногда зрители спрашивают: есть ли у меня что-то общее с героиней «Измен»? Я бы сказала так: наверное, общее между нами – жажда жить, жажда любить. А в целом это, конечно же, выдуманный персонаж, но выдуманный талантливым автором сценария Дарьей Грацевич. По ее словам, она писала эту роль со своей подруги и некоторые из описанных ситуаций ей знакомы. Но главное, что мне хотелось в этой роли, чтобы в конце зрители все-таки поняли, что так поступать не надо. Счастье – в любви и ни в чем другом, поэтому не нужно себя обманывать.

После «Измен» моя аудитория заметно помолодела. Что неудивительно – мало того что это сериал, но и шел он по молодежному каналу ТНТ. И еще, признаюсь, в картине «Измены» практически полностью нашло воплощение мое понимание роли – со всеми импровизациями, предложениями.

Конечно, работа в кино и сериалах многим отличается. Во-первых, отличается само производство, да и деньги тратятся разные. Но что касается душевных затрат, то разница невелика. И там, и здесь тратишь одни и те же душевные ресурсы и каждый раз пытаешься «сделать Галатею». Другое дело, что в кино более комфортный режим работы, когда у тебя есть возможность подумать над ролью, поговорить с режиссером, партнерами. В художественном кино это первостатейная задача, а в сериале мы порой идем за сюжетом.

 

«У МЕНЯ ВСЕ ПАРТНЕРЫ ЗОЛОТЫЕ»

– Не могу сказать, что у меня есть какие-то кумиры в профессии, но, мне кажется, мы должны учиться друг у друга. И я стараюсь напитываться у талантливых людей. У меня все партнеры золотые. Константин Хабенский, Женя Миронов, Алексей Серебряков, Владимир Вдовиченков, Ирина Розанова, Анна Уколова… Мне просто повезло. Всю свою жизнь учусь у талантливых людей, которые к тому же на момент нашей встречи были уже более опытными и рады этим поделиться. На мой взгляд, хороших актеров вообще отличает способность забыть о себе, наблюдать за партнерами и прежде всего им давать возможность блистать.

 

«НАВЕРСТЫВАЮ УПУЩЕННОЕ…»

– Как зритель, я большой приверженец советского кинематографа. Люблю фильмы Данелии, Рязанова… А картину «Мимино» мы с супругом пересматриваем, наверное, раз в две недели. Ну очень нравится! Из зарубежных режиссеров мне всегда нравился Дэвид Линч. Помните сериал «Твин Пикс»? Я вообще люблю атмосферу мистической реальности в кинематографе, переходы из одного измерения в другое. Поскольку я училась в театральном вузе, а не во ВГИКе и нам не преподавали историю кино, многое прошло как бы мимо меня, и вот сейчас я наверстываю. Сравнительно недавно открыла для себя, например, таких режиссеров, как Трюффо, Годар… На мой взгляд, это кино даже более современное, чем то, которое снимается сегодня.

 

«КАК ДОЛЖНО, ТАК И СКЛАДЫВАЕТСЯ»

– Несмотря на то, что я вмешиваюсь во все съемочные процессы, режиссерских амбиций у меня нет. Все-таки я актриса. К тому же так складывается, что я работала и работаю с нашими лучшими режиссерами: Николай Досталь, Юрий Мороз, Алексей Учитель, Андрей Звягинцев… Иногда не успеваешь подумать: вот бы поработать с этим режиссером, а ты уже с ним работаешь. Никогда не мечтала и о каких-то конкретных ролях. Наверное, все они приходят ко мне вовремя. Как должно, так и складывается.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще