С 21 по 24 сентября в Казани состоится международный форум Kazan Digital Week – 2021. Как известно, это мероприятие ориентировано на разработчиков и пользователей цифровых интеллектуальных технологий и созданных на их основе систем, сервисов и услуг. Одним из них является республиканская компания ПАО «Таттелеком». На эту тему – наша беседа с генеральным директором предприятия Айратом Нурутдиновым (на снимке).
– Айрат Рафкатович, с 18 по 20 июня в рамках подготовки к международному форуму Kazan Digital Week – 2021 ваше предприятие как партнёр организовало в Казани хакатон-соревнования «ТТК 2.0». Это был первый хакатон, проведённый «Таттелекомом». Чем важен, полезен он и как удалось его провести?
– Вы правы, это был наш первый хакатон. Он длился 48 часов, соревнование проходило по трём направлениям. Это системы бесключевого доступа, анализ и обработка фотографий, обработка голосовых файлов. Результаты, честно говоря, превзошли наши ожидания. Команд заявилось больше, чем мы планировали. К сожалению, нам даже пришлось выбирать из них, потому что места физически на всех не хватило. Участники были из разных городов республики. Это отличные ребята, у которых действительно в глазах горит огонь. И которым важна не только и не столько денежная награда (общий призовой фонд хакатона составил 600 тысяч рублей), ими движет готовность принять вызов, испытать некий драйв, показать свои возможности, увеличить число своих профессиональных контактов.
Важно, что мы получили хорошие результаты. Например, авторам одного из проектов, связанного с распознаванием голоса, удалось разработать специально под потребности «Таттелекома» решение, которое разделяет звуковую дорожку, – запись разговора оператора контакт-центра с абонентом – на две отдельные записи каждого из голосов и затем переводит их в текстовый формат. И дальше происходит семантический анализ текста. Благодаря этому можно лучше контролировать работу оператора и повышать качество обслуживания клиентов.
Другой проект – по бесключевому доступу. Ребята придумали необычное решение на основе технологии BLE (Bluetooth Low Energy – Bluetooth с низким энергопотреблением). Это технология, по которой работают так называемые метки разных устройств. В IP-домофонии обычно телефон пользователя «слушает» метку домофона, а в этом решении предлагается именно в домофоне размещать активное оборудование, которое распознаёт и реагирует на телефоны. Говоря проще, эта технология позволит жителям открывать дверь с помощью смартфона, даже не доставая его из кармана или сумки, – домофон сам сможет реагировать на приближение устройства.
Ещё один проект – по анализу изображений – для распознавания рекламных материалов разных компаний. Ребята смогли обучить нейронную сеть, благодаря чему на основе анализа разных данных стало возможным автоматически распознавать и обрабатывать рекламные материалы провайдеров телекоммуникационных услуг, причём здесь речь идёт не о простом распознавании логотипа.
Были и другие классные проекты. Например, по распознаванию лиц для нашей IP-домофонии. Или прототип информационной системы для управляющей компании. На самом деле каждый проект достоин того, чтобы о нём рассказать.
Посмотрев работу участников хакатона, могу с радостью констатировать, что machine learning в Татарстане активно развивается.
– Было объявлено, что, помимо денежных вознаграждений, победители хакатона получат возможность трудоустроиться в группу компаний «Таттелеком». Это реально?
– Да, абсолютно реально. Мы заинтересованы в привлечении в нашу группу компаний высококлассных специалистов. А хакатон – отличная возможность достичь сразу нескольких целей: не только находить лучшие IT-решения, но и подбирать кадры. Мы пригласили участников хакатона к нам на работу, с кем-то ведём переговоры.
– Получается, что из классического оператора связи сегодня «Таттелеком» трансформируется в крупного провайдера цифровых услуг, умных решений и разработчика проектов, основанных на использовании самых современных систем коммуникаций. Значит, вы должны усиливать собственный блок разработок?
– Как раз об этом и идёт речь. И по этой же причине у нас получилась такая хорошая связь с Kazan Digital Week. «Таттелеком» всё больше развивает и усиливает направление IT-разработки. Мобильное приложение для IP-домофонии, которая сейчас активно внедряется во многих городах нашей республики, создано нашей собственной командой. Она же разработала нашу новую CRM-систему. Сейчас нам интересно не только строительство сетей связи, но и разработка умных решений с использованием новых технологий, например возможностей анализа больших данных.
К слову, мы уже два года активно внедряем в «Таттелекоме» аналитическую культуру, принятие решений на основе анализа больших данных. Сегодня у нас 40 информационных систем, более 120 баз данных. Ежедневно осуществляется 140 миллионов записей, на базе которых мы принимаем ключевые управленческие решения. И в работе с такими объёмами данных невозможно обойтись без инструментов машинного обучения и BI-систем. Все наши ключевые показатели выведены на дашборды, которые разрабатывают, внедряют и используют в ежедневной работе наши же сотрудники. И важно, что благодаря некоторым решениям мы уже сэкономили миллионы рублей.
Возвращаясь к вопросу разработки, – да, мы усиливаем нашу команду, потому что объём работы огромен: это как внутренние сервисы, так и решения для наших клиентов.
– Расскажите о проектах ПАО «Таттелеком» для форума Kazan Digital Week – 2021. Что можете предложить?
– Мы участвуем в межведомственной рабочей группе по проведению Kazan Digital Week – 2021. Как уже говорилось, «Таттелеком» вновь, как и в прошлом году, выступил партнёром форума. И хакатон – это ещё не всё с нашей стороны. Возможно, мы представим на своей площадке для участников форума демонстрационный стенд по видеонаблюдению и видеоаналитике. Готовы показать возможности проектов «Безопасный город» и «Безопасный двор», видеоаналитику с детекцией пересечения полос на автодороге, системы распознавания лиц и видеодомофонию.
– Какие возможности для развития «Таттелекома» представляет данный форум?
– Если мы посмотрим тематику форума, то увидим там цифровизацию и цифровую трансформацию в разных сферах, кибербезопасность, развитие умных городов, интеллектуальных транспортных систем и так далее. Многие из этих тем «Таттелекому» очень близки. К сожалению, в прошлом году мероприятие из-за коронавируса прошло в режиме онлайн. Да, было интересно. Но понятно, что живые встречи дают больше возможностей и для знакомств, и для обмена опытом, дискуссий. Надеюсь, что эпидемиологическая ситуация в этом году не помешает провести мероприятия в очном формате. Мы с коллегами обязательно примем в них участие. И здесь хотелось бы сказать слова признательности организаторам мероприятия и лично Рифкату Нургалиевичу Минниханову, председателю совета Ассоциации содействия цифровому развитию, ведь сам проект реализовался во многом благодаря ему.
Что ещё хотелось бы отметить: если мы хотим развивать направление информационных технологий, подтвердить звание одного из самых передовых IT-регионов России, то нам обязательно нужно проводить подобные мероприятия. А если мы сможем создать лаборатории, в которых смогут трудиться авторитетные специалисты, Татарстан станет серьёзным центром притяжения. Такие мероприятия, как форум Kazan Digital Week, являются элементами целой системы, необходимой для того, чтобы мы могли продвинуться в этом вопросе.
– Что ж, успехов вашей компании и спасибо за беседу!