На предстоящей неделе в Казани пройдет очередной, XIII съезд муниципальных образований Татарстана. В масштабном форуме примут участие более девятисот делегатов, около пятисот приглашенных. О том, какие проблемы решает сегодня местное самоуправление, мы беседуем с председателем Совета муниципальных образований РТ Экзамом Губайдуллиным.
– Экзам Саматович, как вы считаете: при нынешних скромных условиях финансирования имеют ли местные органы власти достаточный простор для эффективной работы?
– Я бы не сказал, что финансирование скромное. Да, средств на решение всех проблем не хватает, однако мы видим, что в республике в целом, во всех без исключения городах и районах, сельских поселениях проводится масштабная работа. Строятся дороги, школы и детские сады, больницы и поликлиники, парки и скверы, модернизируется освещение, водопровод. Это республиканские программы, которые реализуются под патронатом Президента Рустама Минниханова, поэтому их справедливо называют «президентскими». В нынешнем году претворялись в жизнь 38 программ. В какой бы населенный пункт вы сегодня ни поехали, везде увидите зримые результаты того, как за последние годы изменилась жизнь татарстанцев, насколько повысилось качество жизни сельчан.
Вот только несколько примеров. Ни для кого не секрет, что одним из самых непростых и злободневных вопросов является плохое состояние или отсутствие дорог в сельской местности. В Татарстане в последние годы в этом направлении идет планомерная и системная работа. С каждым годом острота проблемы снижается: сельские населенные пункты соединяются с дорогами регионального значения, прокладываются внутрипоселковые дороги и так далее. А ведь это ключевое условие сохранения сёл, закрепления на селе молодежи, это возможность доставлять детей в школы, вызвать в случае необходимости скорую помощь.
Или программа строительства и капитального ремонта зданий сельсоветов (исполкомов сельских поселений). Ежегодный бюджет программы составляет около ста миллионов рублей. На эти средства с 2016 года ремонтируются, а там, где необходимо, строятся новые здания для сельских исполкомов. Сегодня люди могут прийти в комфортный, функционально удобный офис на прием к главе поселения, решить волнующие вопросы. А ведь недавно некоторые сельсоветы ютились порой в старых зданиях, снимали угол у других организаций. Вот несколько показательных цифр: в 2016 году отремонтировано 78 зданий, в 2017-м – 42, построено 11 зданий. В нынешнем году отремонтировано 38, построено 10 зданий.
Жизнь показала, что местное самоуправление состоялось как институт народовластия. Начиная с 2013 года общий объём средств, собранных гражданами и софинансированных республикой, составил около 4 млрд рублей. Объемы средств, вкладываемых в реализацию мероприятий в рамках самообложения, соизмеримы с некоторыми республиканскими программами. Важным следствием самообложения, помимо того что идёт благоустройство поселений, является пробуждение социальной активности людей
Очень многое делается в части укрепления инфраструктуры здравоохранения. Только в текущем году в сельских поселениях и райцентрах республики построено 44 фельдшерско-акушерских пункта, 11 врачебных амбулаторий. Капитально отремонтировано семь станций медпомощи и больниц.
Результаты реализации программ можно перечислять долго. Все они направлены на повышение качества жизни наших граждан. Благодаря им муниципальная власть получает прочный, надежный фундамент для развития социально-экономической инфраструктуры на своих территориях. Опираясь только на свои силы, сделать это было бы чрезвычайно трудно.
В то же время органы местной власти обладают значительными возможностями для реализации собственных муниципальных программ. Да, возможности бюджетов ограничены, проблем много, нет возможности решить все и сразу. Но так и не может быть, будем реалистами. Однако хочу подчеркнуть, у нас нет дефицитных бюджетов, они выравниваются за счет республиканских трансфертов. В результате все муниципальные бюджеты являются сбалансированными. Средства, расписанные по статьям расходов, направляются на решение программ развития муниципальных образований. Проводится большая работа по привлечению инвестиций, расширению налогооблагаемой базы, развитию предпринимательства. Все это позволяет муниципальной власти достаточно эффективно решать стоящие перед ней задачи.
– Проблемы и перспективы деятельности органов местного самоуправления республики волнуют всех без исключения: это повседневная жизнь каждого из нас. От чего она зависит больше – от эффективности работы «родного» муниципалитета или от активности всех органов государственной и муниципальной власти, вместе взятых?
– По сути, вы сами ответили на вопрос. Эффективность работы зависит и от самих местных властей, от того, насколько они ответственно и профессионально действуют, и от взаимодействия государственной и муниципальной власти. Это аксиома, многократно подтвержденная опытом развития нашей республики. Только совместная скоординированная работа, плечом к плечу, с четким пониманием зон ответственности позволяет двигаться вперед.
Сегодня в Татарстане активно развивается система общественного самоуправления, действует 365 ТОСов. | |
Сфера деятельности ТОСов весьма обширна. Это благоустройство и озеленение территории, помощь пожилым людям, ветеранам, организация досуга и занятости детей и подростков, патриотическое воспитание молодежи, работа с социально уязвимыми категориями граждан, профилактика правонарушений. |
Главы муниципальных образований плотно работают с Правительством и отраслевыми министерствами по решению совместных вопросов, к примеру по республиканским программам, которые реализуются на территориях муниципалитетов. Важную роль во взаимодействии муниципалитетов с органами государственной власти играет Совет муниципальных образований Татарстана, объединяющий все муниципалитеты. Совет выступает важным связующим звеном, интеллектуальной и организационной площадкой, на которой коллегиально обсуждаются проблемы, определяется стратегия по их решению. Мы хорошо осведомлены о ситуации на местах, о проблемах муниципальных образований и своевременно доводим необходимую информацию до республиканских органов власти, вырабатываем и предлагаем пути их решения. У нас сложились конструктивные и деловые отношения с руководством республики, Правительством, парламентом, министерствами и ведомствами.
Нужно сказать, что все заседания президиума совета, круглые столы проходят с участием представителей государства. В заседаниях президиума принимают активное участие руководители Аппарата Президента РТ и Кабинета Министров, вице-спикер Госсовета, председатели комитетов парламента, руководители министерств и ведомств. Круглые столы, на которые приглашаются руководители исполкомов муниципальных образований, проходят под председательством первого вице-премьера республики.
Одним из ключевых документов деятельности муниципалов, республиканских министерств выступает План совместных мероприятий органов государственной и муниципальной власти, который принимается по итогам ежегодных съездов муниципальных образований Татарстана. Этот документ утверждается Президентом республики и является обязательным для исполнения всеми органами и уровнями власти. На предстоящем съезде мы будем обсуждать итоги его выполнения, определять задачи на год грядущий.
Безусловно, ответственность за развитие муниципальных образований, за исполнение полномочий, возложенных законом, лежит на местных органах власти. От конкретных руководителей на местах, от их понимания проблем, от умения организовать системную работу зависит и эффективность, результативность органов местного самоуправления. И, естественно, население судит о работе всей власти именно по тому, как работает местная власть.
За последние годы в республике сделано очень многое для того, чтобы повысить профессиональный уровень работников муниципалитетов. Подавляющее большинство из них имеют высшее образование. Ежегодно проводится переобучение и повышение квалификации на базе Высшей школы государственного и муниципального управления. Важной частью процесса обучения глав муниципалитетов являются ежегодные зональные семинары, проводимые Советом муниципальных образований РТ совместно с Аппаратом Президента Татарстана. Участники семинаров делятся опытом, напрямую общаются с представителями государственных ведомств, получают всю необходимую информацию по практическим вопросам текущей деятельности.
В целом сегодня в республике сформирован профессиональный корпус муниципальных служащих. Есть ли недостатки в их работе?
Есть, иначе в жизни и не может быть. Но какие-то недочёты исправляются на местах, когда нужно чем-то помочь, подключаются специалисты нашего совета. Население очень активно участвует в контроле за работой местной власти. Вопросы открыто поднимаются на сходах граждан, люди обращаются в электронную систему «Народный контроль». Все это в совокупности помогает сообща и оперативно снимать большинство проблем. Поэтому общие результаты работы муниципалов республики я бы оценил как весьма эффективные.
Главы муниципальных образований плотно работают с Правительством и отраслевыми министерствами по решению совместных вопросов, к примеру по республиканским программам, которые реализуются на территориях муниципалитетов. Важную роль во взаимодействии муниципалитетов с органами государственной власти играет Совет муниципальных образований Татарстана, объединяющий все муниципалитеты
– Когда в нашей стране и республике формировались принципы местного самоуправления, на него возлагали надежды как на новую форму народовластия. Что показали прошедшие годы? Насколько оправдались эти ожидания?
– Жизнь показала, что местное самоуправление состоялось как важный институт народовластия. На этом уровне сегодня решается множество острых вопросов, обеспечивается функционирование инфраструктуры городов и районов, реализуются программы развития. Я уже говорил, что за прошедшие годы сформировался грамотный и профессиональный кадровый состав местных органов власти. Появились новые механизмы решения проблем, среди которых особо хотелось бы отметить территориальное общественное самоуправление, программу самообложения граждан.
Начиная с 2013 года общий объем средств, собранных гражданами и софинансированных республикой, составил около 4 млрд рублей. По большому счету объемы средств, вкладываемых в реализацию мероприятий в рамках самообложения, соизмеримы с некоторыми республиканскими экономическими программами. Очень важным следствием самообложения, помимо того что идет благоустройство сельских поселений, является пробуждение социальной активности людей. Через референдумы жители включаются в непосредственное управление территорией проживания. Кроме того, когда что-то делается на свои деньги, люди гораздо более рачительно относятся к результатам общей работы.
Сегодня в Татарстане активно развивается система общественного самоуправления, действует 365 ТОСов. Сфера деятельности ТОСов весьма обширна. Это благоустройство и озеленение территории, помощь пожилым людям, ветеранам, организация досуга и занятости детей и подростков, патриотическое воспитание молодежи, работа с социально уязвимыми категориями граждан, профилактика правонарушений. Жизнь показывает, что ТОСы нужны, они завоевывают доверие граждан республики, и мы будем работать над поддержкой этой формы самоуправления и в дальнейшем.
Безусловно, ответственность за развитие муниципальных образований, за исполнение полномочий, возложенных законом, лежит на местных органах власти. От конкретных руководителей на местах, от их понимания проблем, от умения организовать системную работу зависит и эффективность, результативность органов местного самоуправления. И, естественно, население судит о работе всей власти именно по тому, как работает местная власть
Постепенно выстроилась правовая база, регулирующая развитие местного самоуправления, основывающаяся на базовом 131-м Федеральном законе. В процессе развития возникают и будут возникать различные проблемы, которые я бы назвал проблемами роста. Так, существует вопрос о балансе между полномочиями муниципалитетов и финансовыми возможностями их исполнения. Проблема есть, она признается и на федеральном уровне. Однако постепенно ее острота снижается.
На федеральном уровне действует Совет по местному самоуправлению при Президенте РФ, на котором регулярно рассматриваются важнейшие вопросы развития муниципальной власти. У нас в республике все ключевые проблемы местного самоуправления решаются при активном участии Президента Рустама Минниханова.
В целом местное само-управление действует, развивается, набирается опыта. Самое главное, мы видим, что граждане доверяют этому институту. Что и демонстрируют местные выборы, референдумы, сходы граждан. Это ведь новые формы народовластия. А мы уже воспринимаем их как привычные. Значит, они работают.
Местное самоуправление – молодой институт, перед которым стоит много сложных задач. Но все они при слаженной работе, постепенно и поэтапно решаемы. О наиболее важных из них, об опыте работы муниципалитетов мы и будем говорить на предстоящем съезде. Съезд – это хорошая возможность сверить часы, выявить причины проблем, определить приоритеты. Хотелось бы всем нам пожелать плодотворной работы!