Татарстан принимает новые меры, стимулирующие применение газомоторного топлива
Развитие рынка газомоторного топлива – стратегическая задача для всех регионов России. Поскольку это сопряжено с рациональным применением природного газа (метана), улучшением экологической обстановки, прежде всего в городах, и другими преимуществами. Автолюбители и руководители предприятий все чаще интересуются метановым топливом, которое соответствует экологическому стандарту Евро-5: при использовании «газомотора» (по сравнению с бензином и дизелем) выбросы загрязняющих веществ в атмосферу сокращаются в два-три раза, углекислого и угарного газа – в 10 раз, задымленность снижается в 9 раз и так далее.
ДЕНЬГИ ЛЮБЯТ СЧЕТ
Природный газ – самый надежный вид топлива: метан отнесен к четвертому классу безопасности согласно классификации горючих веществ по степени чувствительности. А вот бензин и дизель – к третьему, пропан-бутан – ко второму классу.
Можно долго перечислять достоинства газомоторного топлива. Однако народ в первую очередь хочет знать о выгоде от его применения. Эксперты Министерства экономики РТ взяли три типа машин – «Ладу Гранту», «Газель» (обе на бензиновом двигателе), дизельный тягач «КамАЗ» – и при среднем расходе топлива соответственно в 10, 17 и 45 литров на 100 километров пути рассчитали экономию. Если при таком раскладе затраты на бензин и дизель на преодоление этими автомобилями стокилометрового расстояния составили 337, 573 и 1507 рублей, то на метан – 115, 195 и 517 рублей. Почувствуйте разницу!
Само же оснащение, к примеру, легковушки газовым оборудованием обойдется в среднем в 75 тысяч рублей. По оценке специалистов эти деньги «отобьются» через 37,5 тысячи километров езды.
ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ
В Татарстане популяризации метанового топлива уделяется серьезное внимание. В республике реализуется государственная программа развития рынка газомоторного топлива на 2013–2023 годы, в рамках которой предусмотрена закупка пассажирской, коммунальной, сельскохозяйственной газомоторной техники, а также строительство инфраструктуры для ее обслуживания.
Из бюджета Татарстана на текущий год выделено 75 млн рублей на возмещение части затрат при переводе автотранспорта на природный газ. Кроме того, партнер республики – компания «Газпром газомоторное топливо» – направит на выполнение этого нового проекта еще 300 млн рублей
Однако согласно официальному отчету о выполнении этого проекта в 2015 году, опубликованному на сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, фактические показатели финансирования, в частности, на приобретение автотранспортных средств из федерального и республиканского бюджетов, а также внебюджетных источников сильно отстают от плановых. В результате из предполагаемых 832 машин, работающих на природном газе, закуплено 318, то есть 38 процентов от плана. Аналогичная картина наблюдалась и по итогам 2014 года – из 953 приобретено 325.
Вместе с тем это лучшие результаты по сравнению с показателями других регионов России. Заместитель директора филиала компании «Газпром газомоторное топливо» в Татарстане, с которой у нас заключен ряд соответствующих соглашений, Александр Карпов проинформировал корреспондента «РТ» о том, что на сегодня в республике работают на метане около трех тысяч автотранспортных средств. Причем 627 из них принадлежат ООО «Газпром трансгаз Казань», что составляет 57 процентов от общего количества автопарка этого предприятия – лидера в данном направлении деятельности не только в Татарстане, но и в «Газпроме», который на протяжении многих лет продвигает природный газ в качестве топлива для авто. А общее количество такой техники в стране на 85 субъектов Федерации составляет около 110 тысяч единиц. Немного – всего лишь 0,5 процента к общероссийскому автопарку, хозяева которого в основном предпочитают традиционные виды топлива.
В Татарстане популяризации метанового топлива уделяется серьезное внимание. | |
В республике реализуется государственная программа развития рынка газомоторного топлива на 2013–2023 годы, в рамках которой предусмотрена закупка пассажирской, коммунальной, сельскохозяйственной газомоторной техники, а также строительство инфраструктуры для ее обслуживания. |
По словам Александра Карпова, в настоящее время в республике действуют 11 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС): три в Казани, две в Набережных Челнах (одна из них в данный момент находится на реконструкции), две в Нижнекамске и по одной в Альметьевске, Бугульме, Буинске и Мамадыше. В стадии строительства – две АГНКС в Зеленодольске и Бугульме. В 2016–2018 годах в республике предполагается построить еще 13 станций: четыре в Казани, две в Набережных Челнах, по одной в Елабуге, Лениногорске, Азнакаеве, Алексеевском, Альметьевске, Нурлате и Заинске.
За прошлый год объем природного газа, реализованного через газозаправочную сеть в Татарстане, достиг 14,15 млн кубов, прирост к уровню 2014 года составил 32,4 процента (в целом по «Газпрому» – 8 процентов). В нынешнем году через АГНКС в республике планируется продать 19,33 млн кубометров метана.
АВТОГИГАНТ ВНОСИТ СВОЮ ЛЕПТУ
Активный участник госпрограмм, направленных на развитие рынка газомоторной автотехники, – это КамАЗ, который поставляет городские и пригородные автобусы, коммунальные агрегаты различных модификаций в газобаллонном исполнении в регионы России. А также наряду с другими отечественными и зарубежными автопроизводителями участвует в программе по расширению газомоторного парка группы «Газпром», рассчитанной до 2017 года. По информации пресс-службы «Газпрома», в 2014–2015 годах дочерние общества компании закупили у камского автогиганта 1066 единиц газомоторной техники. И намерены увеличивать объемы приобретаемых машин.
Тем более что в апреле прошлого года набережночелнинский автогигант открыл новую производственную линию по выпуску газобаллонного транспорта. Она позволяет ежегодно производить до восьми тысяч единиц 50 различных моделей автомобильной техники. Бюджет проекта, по данным пресс-службы КамАЗа, – около 500 млн рублей. Генеральный директор компании Сергей Когогин на торжестве по случаю ввода в эксплуатацию этого объекта заявил, что предприятие на сегодня обладает достаточным потенциалом для того, чтобы помочь перевести на газ не менее 50 процентов общественного транспорта.
ПЕРЕОБОРУДОВАЛ АВТО – ПОЛУЧИЛ КОМПЕНСАЦИЮ
С 1 марта в Татарстане стартовала утвержденная постановлением Кабинета Министров РТ программа по стимулированию автовладельцев – как юридических, так и физических лиц – к переоборудованию транспортных средств на газомоторное топливо. Из бюджета республики на текущий год выделено 75 млн рублей на возмещение части затрат при переводе автотранспорта на природный газ. Кроме того, партнер Татарстана – компания «Газпром газомоторное топливо» – направит на выполнение этого нового проекта еще 300 млн рублей. Эти деньги пойдут на компенсацию переоснащения предположительно 1,5 тысячи машин. И если дело пойдет бойко, объем средств может быть увеличен.
Сегодня в республике работают на метане около трех тысяч автотранспортных средств. Причем 627 из них принадлежат ООО «Газпром трансгаз Казань», что составляет 57 процентов от общего количества автопарка этого предприятия
Как сообщил первый заместитель министра экономики – директор департамента развития предпринимательства министерства Рустем Сибгатуллин на недавней пресс-конференции, с момента старта программы в экономическое ведомство, которое является оператором ее реализации, уже поступило более 500 обращений об условиях участия в ней.
Переоборудовать авто можно только в авторизированных центрах – пока в реестр аккредитованных входят всего семь передвижных пунктов технического обслуживания: два в Казани, три в Набережных Челнах, по одному в Бугульме и Нижнекамске. И лишь затем следует заявляться в Минэкономики на получение субсидий. Что касается их размера, то он зависит от вида техники. Владельцу легковушки полагается 30 процентов возмещения от стоимости работ, но не более 27 тысяч рублей. Перевод на газ малого коммерческого транспорта компенсируется на 25 процентов (предел – 40 тысяч рублей); грузовика – 20 процентов (76 тысяч); автобуса длиной 6–8 метров – 20 процентов (42 тысячи), а длиной 8–9,5 метра – тоже 20 процентов (74 тысячи); магистрального тягача – 15 процентов (до 73,5 тысячи рублей).
В дополнение к этому «Газпром газомоторное топливо» предлагает свои стимулы: предприятия могут получить целевые льготные займы – под один процент годовых на 6–12 месяцев. Либо взять индивидуальные топливные карты на бесплатное приобретение полутора тысяч кубов «газомотора» на одну машину – это касается и юридических, и физических лиц.
По утверждению Рустема Сибгатуллина, с учетом всех перечисленных преференций затраты на перевод легкового автомобиля на метан (напомним: по цене в среднем 75 тысяч рублей) окупятся уже не через 37,5 тысячи километров пробега, а через 17,5 тысячи. И чем больше авто эксплуатируется, тем быстрее это произойдет. К тому же работающая на природном газе машина может ездить и на бензине. Что немаловажно для автомобилистов-консерваторов.