Метан, сочетающий эффективность, безопасность и дешевизну, завоёвывает рынок моторного топлива
Совсем недавно единственной заменой «традиционным» машинам считали электромобиль. Однако, как оказалось, старый добрый двигатель внутреннего сгорания рано списывать в утиль. Достаточно заменить бензин на метан, и мотор становится экономичным и экологичным. О плюсах альтернативного топлива и перспективах его применения мы беседуем с директором филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» в Казани Булатом Газизуллиным.
– Булат Булатович, насколько высока вероятность того, что метан заменит привычные нам бензин и солярку?
– Уже сегодня на метане, по данным ГИБДД, в стране работает более 181 тысячи легковых автомобилей, грузовиков, автобусов и коммунальных машин. А к 2024 году, по оценкам Минэнерго, газомоторный парк увеличится до 430 тысяч. Природный газ, на мой взгляд, – самое перспективное автомобильное топливо: метан дешевле, эффективнее и несравнимо экологичнее нефтепродуктов. При использовании природного газа в два-три раза снижается выброс углекислоты, в десять – угарного газа. О свинцовых и серных соединениях, равно как и о копоти из выхлопной трубы, речь, понятно, не идёт вовсе.
– Но ведь на газ машины начали переводить ещё в советские времена, однако особой популярностью инициатива не пользовалась. Потребители говорили о снижении мощности двигателя, о проблемах с зимним запуском и даже с безопасностью. Так в чём новизна идеи?
– Дело в том, что мы говорим о разных временах и разных технологиях. Раньше использовалось более простое оборудование под пропан-бутановую смесь, которая остаётся после нефтепереработки и имеет «переменное» качество. Отсюда и жалобы на снижение мощности и проблемы с запуском. Что же до безопасности, то пропан-бутан тяжелее воздуха и при утечке способен скапливаться внизу, в различных полостях, что может привести к опасным последствиям. В случае с метаном, который легче воздуха и при утечке улетучивается, это невозможно. К тому же современные газовые ёмкости, которые устанавливают в автомобиль, сделаны из композитных материалов, сводящих риск нештатных ситуаций к минимуму. Что касается работы двигателя, то природный газ с недостижимым для бензина октановым числом 110 не снижает, а повышает мощность двигателя. Кроме того, метан при сгорании не образует твёрдых частиц и не смывает масляную плёнку в цилиндрах, увеличивая моторесурс в полтора – два раза. Чтобы люди не путались в «газовом вопросе», создан бренд EcoGas, которым маркируется метан, реализующийся через сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) «Газпром». В России мы являемся первыми, кто вывел газомоторный бренд на рынок.
С начала 2019 года почти 650 автомобилей в республике были переведены на метан
– Начиная с восьмидесятых годов миру твердят, что на смену машинам с двигателем внутреннего сгорания вот-вот придут электромобили. И о них, как об эталоне экологичного транспорта, мы чуть ли не ежедневно читаем в новостях.
– В медийном продвижении электромобилей присутствует большая доля лукавства. Говоря о плюсах, полностью замалчивают недостатки или говорят о них как о мелочах. А ведь это системные проблемы. Во-первых, до сих пор кардинально не решён вопрос низкой ёмкости аккумуляторов. Их хватает на 100–200 километров очень спокойной езды, а дальше волей-неволей придётся вставать на зарядку. Этот факт резко сужает рыночную нишу для таких машин. Во-вторых, их экологичность – вопрос спорный. Сами они, конечно, не выделяют выхлопных газов, но энергию-то для них производят вполне традиционными методами! Кроме того, угрозой для окружающей среды являются аккумуляторы даже от мобильного телефона, не говоря уже о громоздком источнике питания электромобиля. Ну а в-третьих, такой транспорт весьма недёшев и, по сути, недоступен большинству потенциальных покупателей.
– И они пока что голосуют рублём за тепловые двигатели?
– Да, и конкретно за машины на метане. Это реальная мировая тенденция, характерная и для Западной Европы, и для Восточной Азии. В том же Китае до сорока процентов автомобилей в крупных городах работают на природном газе. Флагманы автопрома разных стран выпускают серийные машины на этом топливе. Если говорить о России, то это и КамАЗ, и АвтоВАЗ, и ряд других производителей. К слову, на природном газе замечательно работает один из раллийных грузовиков команды «КАМАЗ-Мастер». В целом республика является признанным лидером по внедрению природного газа на транспорте.
Булат ГАЗИЗУЛЛИН, директор филиала ООО «Газпром газомоторное топливо» в Казани: | |
«В Татарстане заправить машину метаном не проблема. Розничная продажа природного газа в качестве автомобильного топлива превысила 35 млн кубометров в год. Благодаря совместным усилиям Правительства РТ и компании «Газпром газомоторное топливо» за последнее время были построены и введены в эксплуатацию девять современных станций. Всего их у нас в республике семнадцать, и это один из лучших показателей среди регионов». |
– Ну а если купить готовый экомобиль не повезло? Насколько популярно и экономически обосновано переоборудование машины на природный газ?
– В Татарстане переоборудовано свыше трёх с половиной тысяч единиц техники – это немало. Если говорить о динамике процесса, то с начала 2019 года уже почти 650 автомобилей в республике были переведены на метан, а, скажем, за весь 2016 год – 782 автомобиля. Так что спрос устойчиво растёт, и для этого есть веские экономические основания. Как известно, литру бензина эквивалентен кубометр природного газа. Так вот, даже самый дешёвый 80-й бензин приблизился к отметке в 40 рублей, а 95-й стоит почти 45 рублей за литр, в то время как цена природного газа на наших АГНКС – около 16 рублей за кубометр. То есть заправляться природным газом в три раза дешевле. Экономия позволяет быстро компенсировать затраты на газовое оборудование (которое устанавливают наши сертифицированные центры с оформлением необходимых документов). А в случае, например, с такси вся машина, без учёта эффективности бизнеса, окупается за два года!
– В какой степени процесс автогазификации поддерживается государством?
– В Татарстане успешно работает программа «Развитие рынка газомоторного топлива в РТ на 2013–2023 годы». Действует соответствующее соглашение о сотрудничестве с ПАО «Газпром». Распоряжением Кабинета Министров утверждены состав рабочей группы и план-график реализации этого соглашения. Суть его в том, что мы обеспечиваем развитие производственно-сбытовой инфраструктуры для природного газа, а республика – увеличение парка газовой техники. На метане, к примеру, уже работает большая часть городских автобусов, которыми мы все пользуемся. Кроме того, с марта 2016 года в регионе реализуется государственная программа по субсидированию установки газового оборудования на транспорте как юридических, так и физических лиц. Собственные маркетинговые программы нашей компании позволяют автомобилистам получить в виде бонуса до 1500 кубометров топлива или рассрочку на установку оборудования.
– Некоторые мои знакомые, любители дальних автопутешествий, почти решились на установку газового оборудования. Но их смущает тот факт, что газовые заправки, в отличие от традиционных АЗС, есть не везде.
– Некоторые трудности действительно существуют, в том числе и по объективным причинам. Современная АГНКС (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция) – это комплекс достаточного сложного оборудования, предназначенного для очистки, осушения и сжатия метана до товарной кондиции. Гарантией качества экотоплива служит то, что природный газ подводится непосредственно к станции, и в него невозможно ничего подмешать. Но строительство газопровода требует сложного согласования и больших капиталовложений. Понятно, что такие станции не могут расти как грибы, подобно бензиновым АЗС. Тем не менее, число АГНКС в стране неуклонно увеличивается: их уже более четырёхсот. И такое их количество в большинстве случаев позволяет комфортно перемещаться между городами. Не случайно свой транспорт на природный газ переводят такие крупные компании, как «Почта России», «Деловые линии», X5 Retail group, «Макдоналдс».
– А как обстоят дела с АГНКС в нашей республике?
– В Татарстане заправить машину метаном не проблема. Розничная продажа природного газа в качестве автомобильного топлива превысила 35 млн кубометров в год. Благодаря совместным усилиям Правительства РТ и компании «Газпром газомоторное топливо» за последнее время были построены и введены в эксплуатацию девять современных станций. Всего их у нас в республике семнадцать, и это один из лучших показателей среди регионов.
В Татарстане розничная продажа природного газа в качестве автомобильного топлива превысила 35 млн кубометров в год
– Но ведь не везде всё так благополучно?
– Если вы попали на трассу, где негде заправиться газом, ничто не мешает продолжить путь на бензине. Ведь при переоборудовании на природный газ машина становится битопливной.
– Быть может, стоит задуматься и об увеличении количества голубого топлива в отдельно взятом транспортном средстве?
– Технологии для этого уже существуют. Наиболее интересное направление – использование вместо компримированного (сжатого) природного газа – КПГ, о котором мы говорили, сжиженного природного газа – СПГ. В связи с технологическими нюансами топливо с температурой в минус 162 градуса в первую очередь предназначено для заправки грузовиков, железнодорожного и водного транспорта. Татарстан и в этом вопросе поддержал наши начинания: на Зеленодольском заводе им. Горького разработан первый прогулочный катер на СПГ.