Эйфория кредитной кабалы

Изощренными психологическими приемами некоторые продавцы и маркетологи затягивают покупателей в долговое болото

Методы тех людей, которые привыкли на профессиональной основе выкачивать деньги из населения, используя при этом не всегда чистоплотные приемы, становятся все изобретательнее.

562

Автор статьи: Павел ВОСКРЕСЕНСКИЙ

Фото: коллаж Олега ПЕПЛОВА

Изощренными психологическими приемами некоторые продавцы и маркетологи затягивают покупателей в долговое болото

 

1-polosa1-14

 

Методы тех людей, которые привыкли на профессиональной основе выкачивать деньги из населения, используя при этом не всегда чистоплотные приемы, становятся все изобретательнее. И схватить их за руку правоохранительным органам бывает чрезвычайно сложно.

 

В последнее время в республике и во всей стране популярность получило распространение импортной косметики по баснословным ценам с помощью специальных маркетинговых технологий.

Заполучив каким-то образом имена и фамилии владельцев сим-карт сотовых телефонов (в этом, по-видимому, стоит разобраться следственным органам), менеджеры звонят им и, называя по имени, предлагают пройти бесплатную (ключевое слово) консультацию у косметолога. В данном случае клиентами продавцов становятся девушки и женщины от восемнадцати и старше.

– Мне позвонила девушка, вежливо представилась, поинтересовалась, какую косметику я использую, и предложила пройти консультацию у опытного специалиста. Несколько раз повторила, что все это бесплатно, – рассказывает Альфия из Казани, которая испытала «передовые» маркетинговые методы на себе. – Когда я пришла в офис на улице Баумана, все выглядело очень солидно – хороший ремонт, мебель, оргтехника. Затем вежливые молодые сотрудницы меня подробно расспросили об образе жизни, привычках, питании и взяли анализ – соскоб с кожи. Они пообещали с помощью исследования выявить особенности моей кожи и подобрать необходимые средства исключительно индивидуально. Что подкупало – не взяли за консультацию ни копейки.

 


В правоохранительные органы Казани было несколько обращений по подобным продажам косметики, последнее из них поступило в конце прошлого года, но фактов мошенничества выявить не удалось – на всех документах стоят росписи покупателей


 

Придя на вторую встречу, Альфия выслушала целую лекцию про особенности ее кожи, про то, что у продавцов имеются оригинальные израильские косметические средства, которые подойдут только ей, и эффект от их применения будет просто сверхъестественный. Затем показали множество фотографий женщин, сделанных якобы до и после применения чудодейственной косметики. После этой массированной обработки они приступили к главному.

– Я прождал жену в машине около этого офиса часа полтора-два, – рассказывает муж Альфии Руслан. – Она вышла оттуда с какими-то коробками и вся просто светилась от непонятной эйфории. На мой вопрос о содержимом коробок сказала, что стоит это сущие пустяки, и взахлеб принялась рассказывать о том, какие чудодейственные средства она приобрела. Мне показалось это несколько странным – супруга всегда отличалась спокойным и рассудительным характером.

А через две недели Альфия наконец «протрезвела» и призналась мужу, что заплатила за косметику более ста тысяч рублей, но скрыла это от него. Причем взяла для этого кредит. Как оказалось, в офисе продаж находился сотрудник банка, который быстро оформил заем на покупку косметики.

Семья, в которой два несовершеннолетних ребенка, в то время выплачивала долги по большому кредиту, заработки у супругов были очень небольшими, и денег едва хватало на самое необходимое. На просьбу вернуть косметику в салон взамен на деньги его сотрудники ответили категорическим отказом, показав при этом подписи Альфии на договорах купли-продажи.

 

 В Госдуме готовится законопроект, защищающий граждан от кредитов, взятых ими под воздействием импульсивности.
Однако до его принятия, да и в том случае, если он все-таки вступит в действие, защититься юридически в таких ситуациях будет крайне сложно.

Эта история закончилась относительно благополучно. После долгих мытарств, обращений за помощью к влиятельным людям и предоставления справки из медучреждения о том, что косметика вызывает аллергию, деньги Альфие и Руслану хоть и не полностью, но все-таки вернули.

Однако это лишь один редкий случай. В стране существует целая индустрия продажи косметики таким образом, и большинство ее покупателей вынуждены платить огромные деньги сполна.

Как сообщили в пресс-службе УВД Казани, в правоохранительные органы было несколько обращений по подобным продажам косметики, последнее из них поступило в конце прошлого года, но фактов мошенничества выявить не удалось – на всех документах стоят росписи покупателей. А якобы примененные к ним методы гипноза, о которых говорили некоторые покупатели, к делу не пришьешь.

Проблема, которая внешне вроде бы не очень заметна, в последнее время стала актуальной настолько, что Общественная палата России, по сообщению федеральных СМИ, официально попросила Генпрокуратуру проверить, как оформляются кредиты на приобретение дорогой косметики, продающейся в салонах красоты.

«Все эти действия, возможно, могут быть квалифицированы как мошеннические, то есть как приобретение права на чужое имущество (в данном случае – денежные средства) путем обмана или злоупотребления доверием», – говорится в обращении Общественной палаты.

По мнению экспертов, в подобных случаях стоимость косметических средств превышает реальную в десять-пятнадцать раз, а покупать их в кредит людей заставляют просчитанные приемы убеждения, которым сотрудников салонов специально обучают опытнейшие маркетологи и психологи.

– С юридической точки зрения, продавцы действуют очень грамотно, – говорит юрист адвокатской конторы из Казани Евгений Сушков. – На всех документах стоят подписи покупателей. Но тем не менее жалобы в правоохранительные органы от пострадавших граждан поступают – значит, надо применять какие-то меры в отношении таких продавцов. Я знаю, что некоторые пострадавшие говорили о применении к ним психотропных средств. Следует проверить также и банки, с легкостью выдающие кредиты в офисах продаж косметики.

 


Проблема, которая внешне вроде бы не очень заметна, стала в последнее время актуальна в стране настолько, что Общественная палата России официально попросила Генпрокуратуру проверить, как оформляются кредиты на приобретение дорогой косметики, продающейся в салонах красоты


 

Сейчас в Госдуме готовится законопроект, защищающий граждан от кредитов, взятых ими под воздействием импульсивности. Однако до его принятия, да и в том случае, если он все-таки вступит в действие, защититься юридически в таких ситуациях будет крайне сложно.

Единственное, на что может рассчитывать каждый из нас, – это собственные вменяемость, независимость суждений и трезвость рассудка. Думается, только это поможет уберечься от покупок и кредитов, о которых придется потом горько жалеть.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще